Цели урока:
Оборудование урока:
- учебник “Россия и мир” автор О.В.Волобуев;
- настенная карта “Смута в России”;
- ортреты представителей смутного времени: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский, Марина Мнишек, Михаил Скопин Шуйский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Тип урока: комбинированный урок, с преобладанием изучения нового материала.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. (Проверка готовности класса к уроку)
2. Изучение новой темы. (Учитель вместе с учащимися определяет цели и задачи урока)
Вступительное слово учителя:
В исторической науке нет точного определения смуты. Долгий период времени этот период называли лихолетьем. Но в исторической науке сохранилось описание этого периода. Так например, Авраамий Палицин (очевидец этих событий) говорил об этом времени следующее: “медведи и волки, оставив леса, обитали в пустых городах…. каждый теперь сам за себя, предательство своих достигло размеров национальной катастрофы”. Митрополит С.- Петербургский и Ладожский Иоанн так характеризует период Смуты: “Гибли Отечество и Церковь, храмы Божии разорялись…, на иконах играли в кости, иноков и священников палили огнем, допытывались сокровищ”.
Историк Карамзин: “Смута — это несчастная случайность, вызванная послаблением царя Федора, злодеяниями царя Бориса и развратом народа”.
Современные историки называют Смуту XVII века первой гражданской войной в России, проводя параллели с гражданской войной начала XX века.
В современном языке слово “смутный” означает неясный, неотчетливый.
Учащиеся и учитель вместе выводят определение Смуты — это период с 1598 года по 1613 год, который характеризуется частой сменой правителей па престоле, появлением царей — самозванцев, крестьянскими выступлениями, стихийными бедствиями и интервенцией поляков и шведов.
Это было время, когда Россия была поставлена перед выбором:
- либо она отстоит свою независимость, либо прекратит свое существование. (Учащиеся делают записи определения в тетрадь) Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины И.Е.Репина “Иван Грозный и его сын Иван. 1581 год”.
Какое отношение имеет содержание этой картины к истории Смутного времени?
а) Убийство сына Ивана и трагическая гибель царевича Дмитрия привели к прекращению династии Рюриковичей — междинастическому кризису. Другие причины Смутного времени учащиеся выясняют при помощи учебника стр.142—143.
б) Недовольство боярской оппозиции избранием царем Бориса Годунова;
в) поражение России в Ливонской войне, которая отрицательно сказалась на хозяйстве страны;
г) Опричнина, разорившая хозяйство страны;
д) Неурожай 1601–1603 года, приведший к голоду в стране;
е) Дальнейшее закрепощение крестьян в 1550, 1581, 1597 годах привело к подъему крестьянских выступлений.
Учитель приводит в качестве примера высказывание о смуте патриарха России (ныне покойного) Алексия: “Смута — время тяжелых испытаний для всего общества и для каждого человека. Разобщенность людей, утрата властью народного доверия, невнимание ее к нуждам граждан ведут к ослаблению государства, угрожают его независимости.
Сребролюбие и зависть, эгоизм и гордыня, жажда наживы любой ценой; пренебрежение священным даром человеческой жизни, моральный нигилизм - это те пороки, которые ведут к смуте. Когда в обществе оскудевает богозаповеданная любовь к ближнему, когда утрачивается идеал народного единства тогда и начинается разложение государства” Учитель задает учащимся вопрос: “Как вы думаете в наше время возможна ситуация смутного времени? Что может стать ее причинами?” (Учащиеся высказывают свое суждение)
Учитель: “Вернемся в далекое начало XVII века и выясним представителей смутного времени и их роль”. Учащиеся по учебнику (стр. 143–147) отыскивают имена представителей Смутного времени и записывают их в тетрадь.
- Борис Годунов;
- Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев);
- Адам Вышневецкий;
- воевода Юрий Мнишек;
- Марина Мнишек;
- боярский царь Василий Шуйский;
- Иван Болотников;
- Лжедмитрий 2 (Тушинский вор);
- Михаил Скопин-Шуйский;
- польский король Сигизмунд III;
- польский королевич Владислав;
- “семибоярщина” во главе с Федором Мстиславским;
- Прокопий Ляпунов;
- Кузьма Минин;
- Дмитрий Пожарский.
Все эти люди сыграли определенную роль в истории смутного времени.
Учитель: “В 1598 году на Земском соборе по инициативе патриарха Иова царем был избран Борис Годунов. (Учащиеся слушают сообщение о Борисе Годунове)
Беседа с учащимися по вопросу: “Кто и почему считали Бориса недостойным быть царем?” (Необходимо назвать три причины)
Учитель: “По-разному историки оценивают деятельность Бориса Годунова. Одни называют его реформатором, стремящимся улучшить положение страны. Другие осуждают его за то, что незаконно занял престол и вверг страну в смуту”.
Русский поэт серебряного века Константин Бальмонт так описывает правление Бориса Годунова. (Читается стихотворение)
В глухие дни Бориса Годунова
Во мгле Российской пасмурной страны
Толпы людей скиталися без крова,
А по ночам всходило две луны.Два солнца по утрам светило с неба,
С свирепостью на дальний мир смотря.
И вопль протяжный: “Хлеба! Хлеба! Хлеба!” -
Из тьмы лесов стремился на царя.На улицах иссохшие скелеты
Щипали жадно чахлую траву,
Как скот - озверены и неодеты,
И сны осуществились наяву.Гроба, отяжелевшие от гнили,
Живым давали смрадный адский хлеб,
Во рту у мертвых сено находили,
И каждый дом был сумрачный вертеп...Среди людей блуждали смерть и злоба.
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя.
Учитель: “Как вы думаете, под впечатлением каких оценок родилось стихотворение Бальмонта?” (Выслушиваются ответы учащихся)
Учитель: “13 апреля 1605 года неожиданно умирает Борис Годунов. К Москве подходит Лжедмитрий I. 30 июля 1605 года венчается на царство. (Сообщение о Лжедмитрии I и работа с текстом учебника стр.143–144.)
Беседа по вопросам:
- Какую цель преследовал самозванец?
- Кто и почему помог ему в достижении этой цели?
- Почему Лжедмитрий потерял доверие москвичей?
Самозванец был убит заговорщиками, т.к. он выполнил свою миссию - помог убрать с престола сына Бориса Годунова. Через несколько дней небольшая группа бояр выкликнула на царство Василия Шуйского, который находился на престоле 4 года. (Учащиеся слушают сообщение о Василии Шуйском)
Учитель: “Какое качество было особенно неприятно в этом человеке?”
Учащиеся работают с текстом учебника стр. 144, 145 и решают проблемный вопрос: “В чем заключалась негативная роль Василия Шуйского в истории смутного времени”?
- страна оказалась в огне крестьянской войны;
- началась усиленная интервенция поляков и шведов в страну. (Дополнение учителя)
Во время борьбы Василия Шуйского с Иваном Болотниковым на территории Польши вновь объявляется самозванец, который так же был поддержан поляками и признан Мариной Мнишек. Занять Москву он не смог и расположился в Тушино со своим войском. “Лжедмитрий был мужик грубый, обычаев гадких, в разговорах сквернословный, по манерам полная противоположность своему предшественнику”.
Его не интересовала борьба за престол, он стремился лишь обогатиться, используя ситуацию смутного времени. Его отряды грабили и убивали русских людей, чем изменили к себе отношение русских людей. Если вначале в нем видели “законного” царя, то сейчас в городах стали создаваться отряды народного ополчения. Но, к сожалению, Василий Шуйский не решился опереться на силы народа в борьбе с самозванцем, а использовал помощь шведов, поставив Россию на грань потери государственной независимости. И только русский народ и православная церковь выступила в защиту своей Родины и веры православной. Так например, 16 месяцев держали оборону защитники Троице-Сергиевой Лавры.
(Просмотр фрагмента фильма “Лихолетье” - 8 мин.)
Беседа по содержанию фрагмента фильма: “Какое решение приняли защитники Лавры? Что оно означало? Какой ответ дали защитники на предложение поляков - сдаться? Какие трудности и как пережили их защитники?”
Учитель: “И вновь летом 1610 года среди московской знати созрел заговор.
Семь бояр во главе с Федором Мстиславским убрали с престола Василия Шуйского и возвели на престол польского королевича Владислава и присягнули ему. Этим они предали свой народ, свое государство, свою веру. Страна оказалась на грани катастрофы. Почему? (Работа с картой “Смутное время в России в начале XVII века”)
Какие русские города на северо-западе и западе России оказались под властью шведов и поляков? Какая угроза нависла над русским государством?
И только народ и русская православная церковь понимали, что правительство предало интересы государства и что его нужно спасать.
В1611 году в Рязани было создано народное ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым. Но освободить столицу им не удалось.
Осенью 1612 года центром освободительного движения становится Нижний Новгород. Кузьма Минин обращается к нижегородцам с обращением. (Текст обращения взят из книги Шкловского “Минин и Пожарский”)
Учащийся выразительно читает текст обращения.
Беседа: Какие события вызвали тревогу жителей Нижнего Новгорода?
- С каким призывом выступил на сходе Кузьма Минин?
- Какую роль сыграл Кузьма Минин в истории России?
- С каким событием можно сравнить победу русского народа в смутное время?
Виктор Бондарев сказал: “И не столько поляков победили наши предки, сколько объединились и покончили с внутренней войной и разрухой, переломили ситуацию и начали возрождать страну. Та победа была не менее важна, чем победа 1945 года”.
Закрепление новой темы проводится при помощи теста. (Тест прилагается)
Тест
1) Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года?
а) был убит царевич Дмитрий;
б) Борис Годунов был провозглашен царем;
в) умер Иван IV.
2) Расположите в хронологической последовательности следующие исторические лица.
а) Федор Иоаннович;
б) Лжедмитрий I;
в) Борис Годунов;
3) Вставьте пропущенное слово.
Прекращение династии Рюриковичей является __________причиной Смутного времени.
4) Какое государство оказало поддержку Лжедмитрию I?
а) Польша;
б) Турция;
в) Швеция.
5) Найдите лишнее слово.
а) Иван;
б) Федор;
в) Борис;
г) Дмитрий.
6) Какое событие произошло раньше?
Гибель царевича Дмитрия или приход к власти “семибоярщины”.
8) Соотнеси событие и имя.
а) Борис Годунов; б) царевич Дмитрий;
в) Лжедмитрий I;
г) Иван Болотников;
а) бежал из Чудова монастыря; б) активно участвовал в избрании патриарха;
в) был третьим сыном Ивана III;
г) “якобы был воеводой в войске царевича Дмитрия”;