Задачи:
- Образовательные: Закрепить представление о том, что растение можно вырастить из черенка, дать представление о способах ухода за черенками.
- Развивающие: Учить приёмам последовательности посадки черенков, используя модель труда.
- Воспитательные: Воспитывать желание самостоятельно высаживать растение; убирать рабочее место. Развивать интерес к природе, наблюдательность.
Предварительная работа: Занятие «Черенкование растений», игра «Хорошо - плохо», «Узнай по описанию», рассматривание кустарников на участке.
Методические приёмы: Объяснение, вопросы к детям поискового характера, показ способа высаживания черенков, модель алгоритма трудового процесса, проблемная ситуация.
Материал: стаканчики для посадки, палочки, тряпочки, клеёнка, вода, ложка для полива, теплица (старый аквариум), земля, совки.
Ход трудового процесса
Четыре стола сдвинуты. На середине столов стоят тазики с землёй стаканчики для посадки черенков, черенки сирени и жасмина в разных стаканчиках, камешки, совки, ложки, палочки.
- Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила, как вы думаете, что мы сейчас будем делать?
- Сажать веточки.
- Да, мы посадим черенки кустарников сирени и жасмина, чтобы украсить ими участок.
Показываю черенок, обращаю внимание на почки на черенке.
- Что появиться из почек?
- Листочки.
- А если почки засыпать землёй?
- Вырастут корешки.
- Правильно ребята.
- А сейчас я вам напомню, как нужно сажать черенки.
Показываю и объясняю.
Для этого нужно взять стаканчик с поддоном. На дно стаканчика положить камешки.
- Для чего нужны камешки?
- Чтобы лишняя вода стекала и корни не загнивали.
Далее насыпаю землю, слегка утрамбовывая её, делаю палочкой ямку, поливаю водой (2-3 ложечки), после того, как вода впиталась, сажаю в неё черенок так, чтобы одна почка была засыпана землёй и легонько прижимаю землю вокруг черенка.
Вот в такой последовательности нужно сажать черенки.
А чтобы вам легче было выполнять работу, я помещу на доску модель «Последовательность действий черенкования растений».
Всё что нужно вам для работы, у вас есть на столе, черенки можно выбрать по желанию.
Но прежде чем трудиться, обратите внимание на свою одежду, какого элемента не достаёт в вашей одежде? Дети идут надевать фартуки, засучивают рукава и начинают трудиться.
В процессе труда задаю вопросы:
- Все ли готовы к работе?
- Черенок какого кустарника ты выбрал?
- Почему на дно стакана ты положил камешки?
- Проверь, хорошо ли прижал черенок?
- До какой отметки нужно сажать черенок?
- Для чего нужно отверстие на дне стакана?
Поощрение:
- Умница, Катя, аккуратно посадила черенок.
- Владик, молодец, старался, аккуратно выполнял работу, только чуть плотнее нужно прижать землю.
- Максим, посмотри на модель, всё ли правильно ты сделал? Молодец! Ты сделал всё правильно.
- Все ребята постарались, аккуратно, правильно выполнили работу.
- Ребята, чтобы черенки отродились их нужно поместить в теплицу (ставлю на стол аквариум). Дети ставят стаканчики с черенками в аквариум, закрываем стеклом. Показываю зарисовку в дневнике наблюдений и говорю: «Посмотрите, ребята, у вас посажен такой черенок (ставлю зарисовку на теплицу), каждые три дня вы будете наблюдать за его ростом и делать свои зарисовки в дневник». Вместе с детьми решаем, куда поместить теплицу(аквариум), так как у черенков ещё нет корешков, они очень слабые, прямые солнечные лучи могут их обжечь и они погибнут, значит мы их поставим на окно, где нет прямых солнечных лучей.
Ребята, вы поставили стаканчики с черенками в теплицу и места в теплице больше нет, а другие ребята, куда поставят свои черенки? Может быть вы знаете, как ещё можно сделать теплички? (Под банку, пакет). Показ этих видов теплиц. Уборка своего рабочего места.