Когда человек не знает, куда плыть,
ни один ветер попутным не будет.
Сенека
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования впервые появилось новое понятие – предпрофильная подготовка. «Предпрофильная (допрофильная) подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности» (А.А. Пинский), в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования. Сегодня уже очевидно, что от правильного выбора профиля будет серьезно зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, и поэтому предпрофильное обучение, выполняющее подготовительную функцию, является необходимым условием, которое способствует самоопределению учащихся.
В 2004 году на Всероссийской научно-практической конференции по предпрофильной подготовке подводились первые итоги эксперимента.
Первые итоги эксперимента по введению предпрофильной подготовки подвели и мы. Обозначились некоторые трудности, и даже возникли сомнения: с какого класса необходимо начинать предпрофильную подготовку, как осуществлять контроль над посещением учащимися курсов по выбору, как вести учет самих курсов по выбору и, самое главное, как проводить сами курсы по выбору?
Это сегодня, когда ЕГЭ вошел в нашу жизнь безоговорочно, мы говорим о том, что введение предпрофильной подготовки в основной школе начинать с 9-го класса уже поздно. А тогда мы на основе собственного опыта сделали вывод, что предпрофильную подготовку необходимо начинать раньше. Да и на другие вопросы ответы «продиктовала» школьная практика.
В силу своих возрастных особенностей учащиеся с 8 класса начинают задумываться о своем самоутверждении, о своей дальнейшей деятельности. Поэтому мы предпрофильное обучение решили начинать с 8-го класса, а пропедевтическую (информационную, аналитическую) деятельность решили попробовать начать с 7-го класса. Опыт оказался положительным, и теперь система предпрофильной подготовки в Лицее осуществляется с седьмого класса.
В Лицее, на старшей ступени общего образования, обучение профильное. Возникла проблема: как нам при переходе из основной школы в старшую сохранить преемственность. Как осуществлять дальнейшее развитие базовых умений и возможность выбора поддерживающих и углубленных курсов в рамках предпрофильной подготовки? Весь разнообразный, избыточный набор курсов по выбору, затрагивающий все образовательные области, был нами систематизирован и разделен по образовательным центрам.
Образовательный центр - это набор конкретных курсов по выбору, ориентированный на определенный профиль обучения на старшей ступени образования, либо иной путь продолжения образования.
Перечень центров представлен в виде таблицы 1, в которой перечислены возможные для выбора учащимися девять образовательных центров.
Таблица 1. Предпрофильное обучение в образовательных центрах
Социально-правовой |
Инженерно-технический |
Военно-спортивный |
Экономический |
Информационных технологий |
Искусство и дизайн |
Гуманитарный |
Физико-математический |
Естественнонаучный |
Каждый образовательный центр мы наполнили определенным набором курсов. Выбрали один день в неделе для работы образовательных центров. Наиболее удобным днем недели для нас явилась суббота. Каждую субботу учащиеся 8, 9 классов расходятся по образовательным центрам и работают в течение трех академических часов. Каждый образовательный центр со своим набором курсов по выбору, представленный в таблице 2, рассчитан на одно полугодие. И как следствие комплектование групп в образовательных центрах производится один раз в полугодие. Таким образом, каждый ученик в период обучения в 8, 9 классах имеет возможность четыре раза поменять образовательный центр. Да и сам перечень образовательных центров меняется из года в год, из полугодия в полугодие, в зависимости от спроса учащихся.
Деятельность каждого образовательного центра общеобразовательного учреждения МОУ Лицей №7 г. Саяногорска направлена:
- на расширение и углубление знаний, умений по предметам (отдельным разделам);
- на практическое применение знаний, умений;
- на формирование навыков написания исследовательских работ, проектов;
- на подготовку к обучению: а) в профильном классе Лицея, б) в других образовательных учреждениях.
Именно такая форма выбора курсов позволила решить многие, если не все проблемы, возникшие у нас первоначально.
Исчезла проблема учета посещаемости учащихся. Проверить посещаемость учащимися центров, выполнение программ очень легко - через журналы образовательных центров, заполнение которых ведется в соответствии с указаниями к ведению классного журнала, сохранилась преемственность.
По итогам учебного года (полугодия) используются альтернативные системы оценивания: зачетная система, защита проектных работ, исследовательская деятельность с выходом на лицейские, городские, республиканские конференции.
Именно в ходе выполнения исследовательских работ, проектов перед учениками учителем – наставником ставятся проблемы, позволяющие учащимся обнаружить недостаток знаний. На этом этапе работы у них возникает осознание необходимости пополнения знаний в ходе дополнительной самостоятельной подготовки. Дополнительная подготовка необязательна для всех. Обязательна она только для тех ребят, которые свое «ХОЧУ» воплощают в реальность своим «МОГУ» и «НАДО».
Мы через образовательные центры создаем условия, при которых учащиеся Лицея приобретают и накапливают опыт, способствующий дальнейшему самоопределению, выбору будущей образовательной траектории. Выявляем подходящую для каждого сферу деятельности, определяем предпочтительный вид трудовой деятельности (исполнитель, «генератор идей» и т.д.) и необходимый уровень профессионального образования.
Такая организация предпрофильной подготовки, когда по окончании 9-го класса все учащиеся должны будут перейти в 10 профильный класс, как нельзя более полно реализует главную цель. Продукт деятельности Лицея – выпускник, вступающий в общество не только в качестве исполнителя, но и человека, способного к организованной творческой деятельности, к саморазвитию, умеющего адаптироваться в изменяющемся мире социально-экономических отношений.
За последние четыре года переход учащихся 10-х или 11-х классов из профиля в профиль на старшей ступени общего образования – случай единичный. И как следствие, результаты итоговой аттестации выпускников старшей школы достаточно высоки. А это значит, что образовательные центры, которые ребята выбирали двумя годами раньше, со своей задачей успешно справились.
Таблица 2. Курсы по выбору в образовательных центрах. (Приложение)
Литература
- Гужавина Н.А. «Программа проекта по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению учащихся»// Управление современной школой. Завуч. – 2008. - №3. С.4 – 23.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Профильная школа. – 2003 – №1. – С. 12 – 18.
- Литвинова Т.В. Проект «Создание системы профильного обучения в образовательном учреждении как условие эффективного профессионального самоопределения школьников»//Управление современной школой. Завуч. – 2008. - №1. С.25 – 35.
- Немова Н.В. Управление введением предпрофильного обучения девятиклассников. – М., 2003.
- Пинский А.А. Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной средней школы: Результаты первого года эксперимента// Профильная школа. – 2004 - №6. – С.17 – 24.
- Пряжников Н.С. Предпрофильная и профильная подготовка школьников: перспективы и сомнения// сайт факультета «Психология образования».