Несколько лет назад я занималась проблемой применения дидактических игр на уроках биологии. На тот момент эта тема была для меня интересной и актуальной. Своими наработками и результатами хочется поделиться с читателями нашей газеты.
Где бы мы ни были, нас повсюду окружают животные и растения. Но изучать биологию – не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету – является главной нашей задачей.
Нельзя учащихся заставить задуматься, размышлять над тем или иным заданием, вопросом. При помощи игры мы увлекаем, а не принуждаем. Активность оказывает положительное влияние как на процессы мышления, запоминания, повышая данную способность и усиливая прочность запоминаемого. Этого можно достигнуть различными способами: показом опытов, организацией наблюдений разного типа, необычным рассказом и др.
Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это необходимо, поскольку современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка. Реализация этой задачи объективно требует нового подхода к обучению, к организации всего познавательного процесса. Кроме того, современная школа требует научить каждого ребенка самостоятельно учиться. Чем больше самостоятельности мы предоставляем учащимся в выполнении учебных задач, тем эффективнее будет учебный процесс. Это является серьезным основанием для более широкого использования игры в организации процесса обучения.
При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок школьников. Игра – одно из средств, которое содержит в себе реальные возможности осуществления этих направлений школы.
Игра, как и любое другое средство, становится образовательным фактором только при соблюдении ряда условий. Главное из них – это наше отношение к детям, которое меняется в лучшую сторону, и выражается при помощи игровых приемов. Мы должны сами активно участвовать в игре, а не быть сторонними наблюдателями.
Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. Но дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке.
Как показывают наблюдения, многие учителя имеют не вполне правильные установки относительно дидактической игры. В распоряжение учителя до сих пор поступает множество методических рекомендаций, в которых наряду с эффективными дидактическими играми предлагаются такие, которые лишь отвлекают учащихся и отнимают драгоценное время урока. Не случайно, по-видимому, даже в последних изданиях учебников по педагогике, а также методикам отдельных предметов, предназначенных для студентов нет описания дидактических игр.
На практике же неоднократно встречаются неловкость, неумение отдельных учителей при обращении их к дидактическим играм. Некоторые из них забывают при проведении игры о дидактической задаче, которую необходимо решить с ее помощью.
Именно в этом случае необоснованное включение в учебную деятельность игровых моментов снижает познавательную направленность обучения, приводит к подмене серьезного учебного труда пустой занимательностью. Проблему дидактической игры, таким образом, нельзя рассматривать в отрыве от направленности педагогического процесса. Чтобы разобраться в этом вопросе, нам необходимо иметь явное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся. Из всего сказанного мы считаем: игровая деятельность должна занять прочное место в учебно-воспитательном процессе.
Что же такое дидактическая игра? Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально созданы педагогикой в целях обучения и восприятия детей, т.к. эти оба процесса неразрывно связаны.
Методики известных педагогов-новаторов взаимосвязывают учение и досуг ребенка. При всем их различии они подразумевают обязательность увлекательности обучения. Ни активизация, ни оптимизация образовательной системы не привели к передовому преподаванию, не соединили в один процесс (не всегда и не везде это необходимо) познания через интерес. В настоящее время, без сомнения, образование должно быть развивающим, серьезным и увлекательным, но не отупляющим; оно обязательно должно ориентироваться на теоретический опыт, знания и эмоциональный мир ребенка. Поиск педагогов-новаторов, лучших учителей страны доказывается значимостью раскрепощенных форм и методов занятий, использованием игры.
Игра как дидактическое средство, как деятельность ребенка, как путь детей к познанию мира в котором они живут, несомненно, сильно вторгается в область дидактики, но используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, в мизерных дозах. Это зависит от того, насколько изучены закономерности игровой деятельности. Как удается в большей или меньшей мере использовать ее для педагогических целей.
Перед современной школой стоит конкретная задача – научиться педагогически управлять дидактической игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре.
Осмысление собственного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр, применяемых на уроке:
1. Игры упражнения. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применение его в новых ситуациях. К играм-упражнениям относятся: разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснение пословиц и поговорок о растениях и животных. Побуждение школьников к этим играм, основанное на стремлении проявить догадку, смекалку в умственной деятельности, можно и должно использовать в развитии познавательной активности учащихся.
С целью быстрого овладения учащимися материалом по систематике растений и животных мы предлагаем игру “Найди родственников”. Вызванный ученик вытаскивает (или получает) карточку и подбирает к изображенному на ней объекту родственное по типу, классу, порядку, отряду, семейству растение или животное. Например, если на карточке изображено растение пшеницы, то ученик, подбирая ряд других представителей злаковых, дает общую характеристику семейства. После дополнительного вопроса по учебному материалу темы мы ставим отметку.
При повторении пройденного материала, а также на повторительно-обобщающих уроках мы используем ботаническое и зоологическое лото. В 7-м классе занятие можно построить, например, так: ученик берет карточку, на которой изображено взрослое насекомое и оставлены четыре пустые клетки. Отдельно на маленьких карточках нарисованы схемы, показывающие различные стадии развития насекомых. Отвечающий учащийся выбирает те изображения, которые относятся к данному насекомому, и по рисункам рассказать о его биологических особенностях, значении в природе и народном хозяйстве.
Загадки, ребусы, головоломки используем очень часто на уроках биологии в V–VII классах. Работа с загадками, на наш взгляд, помогает развивать у детей наблюдательность, находчивость, развивают логическое мышление. Для того, чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, дополнительной литературы. Загадки составляем на основе зашифровки наиболее существенных признаков предмета или явления. Разгадывание загадок предполагает формирование у детей умения решать логические задачи, заключенные в них. При отгадывании загадки мы помогаем детям выделить в необходимой последовательности все заключенные в ней признаки, т.к. часто именно нарушение порядка анализа имеющихся данных приводит к ошибкам.
Применяем загадки также при изучении нового материала. Например, перед объяснением нового материала загадываем загадку:
Из растений чей портрет
Выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет
На земной планете? (Пшеница)
Такой прием активизирует, на наш взгляд, внимание ребенка для восприятия темы “Сельскохозяйственное значение злаков”.
Применяем загадки и при закреплении нового материала, на обобщающих уроках. При этом просим ребят не только отгадать загадку, но и ответить на соответствующие вопросы. Так, к загадкам о растениях, относящихся к разным семействам цветковых, мы предлагаем следующие вопросы: К какому семейству относятся эти растения? К какому классу? Назовите общие признаки класса, семейства. Что вы знаете об этом растении? Какие растения, относящиеся к этому семейству, вы еще можете назвать? Таким образом, происходит закрепление полученных знаний.
Игры – упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Например, кроссворды.
Кроссворд – это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов. При составлении кроссвордов учитываются возрастные отличия восприятия, внимания, памяти, мышления школьников. Количество заданий в учебных кроссвордах обычно небольшое – ответ основывается на трех – пяти словах. В зависимости от особенностей конкретного класса и индивидуальных возможностей детей задания можно изменять и варьировать.
Чаще всего мы используем кроссворды для развития терминологии. При желании учащиеся могут составить кроссворд на заданную тему дома. В этом случае мы отрабатываем точность определения понятий. На следующем уроке их решаем по группам или индивидуально. Можно также предложить детям закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Например, по биологии в 6 классе после изучения темы “Деление клетки” задаем разгадывание кроссворда с заданием: впишите в графы кроссворда название фаз митоза. Если кроссворд использовать на этапе закрепления, то к заданию добавляем: кто первый и без ошибок?
Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет, и в то же время заинтересовывает, дает возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество.
Биология требует от учеников большой словарной работы. Необходимость запоминать большое количество терминов, их значение зачастую вызывает затруднения у школьников. В связи с этим мы используем ребусы.
Ребус – это задача, в которой зашифровано слово или предложение с помощью рисунков, букв или знаков. Мы постепенно знакомим с разными способами решения ребусов, с основными правилами составления и разгадывания ребусов – своего рода “ребусной азбукой”.
Пословицы, поговорки, а также приметы используем чаще всего при изучении сезонных изменений в жизни растений и животных. Даем задание дополнить пословицу, поговорку, примету или объяснить смысл, если их используем при выполнении домашнего задания. В эту же группу относятся игры, которые построены на самопроверке личных возможностей школьника. К ним мы относим: игры – тесты – вопросники, тесты – задачи, игры – предпочтительного выбора. Эти игры также развивают внимание; приучают детей ценить время, развивают глазомер, тренируют наблюдательность, творческие способности. Когда дети увлечены игрой, они вполне самостоятельно преодолевают различные трудности, препятствия. Цель данных игр и развивающая, и психотерапевтическая.
2. Игры – путешествия проводим как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат в основном целям обобщения и закрепления учебного материала. Они также хорошо разнообразят работу с картой. Игры – путешествия строим по-разному, в том числе и на сказочной основе. Такая игра, позволяет отработать не только умение знать карту, но и читать ее. Развивается умение за сочетанием рисунков и знаков карты представить реальный мир. Познаются взаимосвязи различных явлений природы и деятельности человека, в том числе и таких, которые на карте не показаны, но обусловлены тем, что на ней изображено. Активизация учащихся в играх путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах поискового характера, ответах учащихся, в их личных переживаниях и суждениях. Примерами таких игр могут быть “Путешествие по следам плодов и семян” (6 класс); “Путешествие по земному шару с красной книгой” (6-7-й класс), при изучении как растений, так и животных; “Путешествие на дно океана” при обобщении темы “Жизнь в морях и океанах” (5-й класс).
Игры – путешествия усиливают впечатление, наблюдательность, обращают внимание детей на то, что находится рядом, не быть равнодушным к тому, что происходит в природе (воспитательный аспект). В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью. Их можно применять и на уроках изучения нового материала, по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Например, на уроках природоведения мы “совершаем путешествие” на действующий вулкан. При помощи технических средств можно усилить эффект записью извергающегося вулкана, изучаем его строение, состав магмы, лавы, прослеживаем разницу между этими понятиями.
3. Сюжетно-ролевая игра является одной из форм обучения, обеспечивающей школьнику активную позицию в учебной деятельности. Такие игры отличаются от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются, а учащиеся играют определенные роли . В таких играх дети отражают различные стороны жизни (социальные переживания, экономические, сельскохозяйственные и т.д.), особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Отличительным признаком ролевой игры является наличие ролей, сюжета, игровые действия.
Приведем ряд методических рекомендаций по разработке и использованию дидактических игр.
1. Определенные методические знания и умения помогут правильно провести дидактическую игру. Эти знания помогают применить наилучший вариант дидактической игры на том или ином этапе урока. К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего, время проведения, некоторые атрибуты и правила. Это позволит заранее настроить детей на игру и творчески подготовиться к ней.
2. Дидактические функции игры должны обеспечить достаточно широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области биологии и смежных дисциплин, соответствовать возрастным особенностям, степени подготовки и развитию кругозора учащихся. Игру следует начинать с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Задания должны содержать элементы увлекательности и давать возможность принимать несколько вариантов ответов, в том числе и нестандартных.
3. Атрибуты должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. Наглядность должна быть простой и емкой, эстетически правильно выполненной. Ошибки должны быть исключены, т.к. это снижает интерес игры, авторитет учителя. Наглядность, применяемая в процессе дидактической игры, должна носить больше схематический характер, нежели изобразительный.
4. Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. При этом необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его выполнение в процессе игры.
5. Нельзя оставлять без внимания группу наблюдателей; необходимо наделить их важной ролью арбитра; следя за игрой, арбитр делает выводы, дает оценку ходу событий, но не в коем случае не производит персональных оценок в адрес играющих – арбитр выступает сторонним наблюдателем ситуации и высказывает свои впечатления от увиденного. Лучше проводить дидактическую игру выразительно и эмоционально. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре, быть активным участником.
6. Учитель, как ведущий игры, постоянно активизирует работу пассивных учащихся. Иногда бывает полезно ввести в правила игры поощрительные и штрафные баллы. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
7. Учителю следует не допускать снижения интереса у детей к игре, субъективности в нечестности. Необходимо умело регулировать ход игры. Кроме этого, учитель, дополняя игру своими элементами, должен включить различные варианты геймов, разминок, дающие возможность проигрывающей команде подтянуться. Если не учитывать этих рекомендаций, то проигрывающая команда с большим отрывом теряет интерес к игре, а чаще всего отказывается от игры.
8. Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Во время игры старайтесь обеспечивать нормальный психолого-педагогический климат. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания. Тон лучше сохранять доброжелательным, лояльным.
9. Используя дидактические игры, лучше не допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельностью, т.к. слишком частое применение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения биологии, как игру в целом.
10. Желательно иметь систему разработанных дидактических игр, не раз опробованных на уроках биологии, с учетом ранее допущенных ошибок, если они имели место.
Эффективность использования дидактических игр зависит от всех перечисленных советов. Грамотное проведение дидактических игр обеспечивается четкой организацией, знанием методики проведения.
Нужно отметить, что применение дидактических игр в процессе обучения имеет определенные ограничения.
1. В классах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким уровнем их работоспособности больший интерес вызывают игры, имеющие возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку, сообразительность и быть первым по знаниям изучаемого материала. В таких классах мы не проводим игры, целью которых является запоминание тех или иных понятий, законов, явлений, т.к. у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные действия у них не вызывают затруднения.
2. Дидактические игры чаще применяем при углублении ранее полученного материала в 5–6-х классах, т.к. учащимся нравятся такие уроки, они с удовольствием включаются в игру.
3. В старших классах дидактические игры применяются реже, т.к. изучение биологии происходит у учащихся более осознанно. Чаще используем сюжетно-ролевые игры, т.к. они содержат проф. ориентационную информацию. Для проведения таких игр требуется более тщательная подготовка как с нашей стороны, так и со стороны учеников. Учитывая эти особенности, мы используем их 1-2 раза в год.
4. При объяснении нового учебного материала мы не увлекаемся большим количеством дидактических игр, т.к. образовательная значимость темы, ее научность, не должны быть замаскированы игровыми, занимательными функциями и атрибутами. Очень часто именно они, как более яркий фактор, останется в сознании и памяти ученика, а научность темы будет потеряна. При объяснении нового материала применяем игры с использованием историко-логического подхода, чтобы ученики могли представить и ощутить уровень развития науки на тот период, и следовали бы логике этого или иного открытия.
5. Мы не проводим дидактические игры длительные по времени, они утомляют учеников, т.к. требуют большой отдачи. Лучшего и более эффективного результата в процессе обучении биологии помогают добиться игры, непродолжительные по времени проведения (5-10 мин). Это могут быть анаграммы, монограммы, загадки, игры с сигнальными картами и т.д.
Дидактическая игра как способ обучения помогает нам сократить время на проверку знаний большого количеств учащихся, а в условиях сельской школы – всех учащихся. За 5-10 мин в ходе игры появляется возможность проконтролировать степень усвоения материала. Например, игра “Хлопки”. Мы задаем вопросы, требующие однозначного ответа. Учащиеся на положительный ответ хлопают дружно в ладоши, на отрицательный – сидят тихо. Таким образом, на одни и те же вопросы отвечает одновременно весь класс, нам достаточно легко проследить ответы всех учащихся, когда наполняемость класса маленькая. Если класс большой, то можно игру провести по рядам, по вариантам, по группам и т.д. Мы должны помнить, что чем больше класс, тем труднее провести игру, и труднее проследить результат. В конце урока игра может носить поисковый характер. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.
Эксперементальное применение дидактических игр на уроке
В Краснореченской средней школе в 2006–2007 учебном году нами был проведен эксперимент. Суть его состоит в том, чтобы доказать эффективность применения дидактических игр на уроке.
В сельских школах отсутствуют параллели, поэтому эксперимент проводился в 6 классе в течение года. Дидактические игры применялись нами равно как при изучении нового материала, так и при закреплении, а также при опросе материала. Обобщение глав ботаники производилось посредством телевизионных игр, носящих соревновательный характер. Игры подбирались нами таким образом, чтобы они освещали наибольшее число понятий, определений. Это “Счастливый случай”, “КВБ”, “Слабое звено”, “Что? Где? Когда?” и др. После обобщения каждой главы мы по результатам оценок подсчитывали качество знаний учащихся. Оно составляло по четвертям: 75%; 83%; 91%; 91% /рисунок 7/. Средний бал составлял 4,4%. В конце года мы провели срез знаний за год в виде тестовых заданий по основным темам учебной программы. По результатам теста оказалось, что качество обученности составило 91%.
Исходя из таких результатов можно сделать вывод, что применение дидактических игр на уроке повышает качество знаний учащихся, и, кроме того, активизирует деятельность учащихся, усиливает интерес к предмету. Это, на наш взгляд, немаловажно в условиях современного образования, когда в общем интерес к учебе очень низок. Об этом говорят результаты опроса учащихся как городских, так и сельских школ. В опросе принимало участие 86 учащихся. На вопрос о том, интересно ли учиться в школе лишь 41% ответило положительно, еще 40% учащихся сказали не всегда и 17% ответили нет. Отвечая на вопрос нравится ли предмет биология, оказалось положительных ответов 80%, не очень 12%, отрицательных 7% учащихся. Отношение учащихся к урокам с применением дидактических игр мы выявили, что 89% относятся положительно, 3% ответили все равно, отрицательно 7% учащихся. Процент учащихся положительно относящихся к урокам с применением дидактических игр представлен на диаграмме /рисунок 8/.
Как видно из диаграммы /рисунок 9/, во всех классах наблюдается высокий процент учащихся, положительно относящихся к урокам с дидактическими играми. Наиболее высок он в 7 классе. Это связано с возрастными особенностями учащихся.
Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе урока биологии, она не самоцель, а средство развития интереса к предмету. Видимо, этим и можно объяснить неоднозначность отношения учителей к использованию дидактических игр на уроке.
Результаты анкетирования учителей биологии Пугачевского района по целесообразности применения дидактических игр на уроке.
Из 47 опрошенных учителей биологии г. Пугачева и Пугачевского района, а также студентов 5 курса биологического факультета, 98% считают применение дидактических игр целесообразным. Из них лишь 17% используют игру часто, еще 75% по мере возможности, 6% используют игру редко, 2% не используют игру вообще. На вопрос о применении дидактической игры по разделам биологии оказалось, что чаще всего применяют игры при изучении животных 85% опрошенных, чуть меньше при изучении ботаники 70%, человека 40%, при изучении общей биологии не применяет дидактические игры никто.
При сравнении использования игры на различных этапах урока выявилось, что чаще всего они используются приз закреплении материала 60%, и обобщении темы 60%, несколько реже при опросе 51%, и изучении нового материала 21%.
При обобщении материала чаще применяют игры - упражнения 64% опрошенных, путешествия 36%, ролевые 31% учителей.
Телевизионные игры на уроке используют полным вариантом 11% учителей, отдельными частями 45%, со своими нововведениями 91% опрошенных. Выяснилось, что применение телевизионных игр полностью осуществляется при обобщении какой-либо большой темы или главы. Определенные части игры применяют на различных этапах урока. Эти цифры, с одной стороны, свидетельствуют о творческой активности учителей, а с другой – о недостатке литературных источников по дидактическим играм.
Основным источником дидактических игр учителя называют журнал “Биология в школе” и приложение к газете “1 сентября” - “Биология”- 51% опрошенных учителей. Однако, в журнале не так часто появляются статьи по использованию дидактических игр именно на уроках биологии, поэтому учителя называют другую методическую литературу, материал которой перерабатывают в дидактическую игру 70%, придумывают сами 21%, а также используют опыт других учителей 98%. Все учителя отмечают положительную реакцию детей на проведение игры, их интерес, активность, увлеченность, что способствует высокоэффективной работе, повышенному интересу и желанию глубже узнать изучаемый материал.
Учителя считают, что дидактические игры помогают активизации познавательной деятельности 89%, повышают работоспособность 66% опрошенных, способствуют воспитанию различных качеств личности 60%, развивают внимание 55%, помогают развитию памяти 40% опрошенных. Кроме предложенных ответов учителя добавляют, что дидактические игры способствуют развитию мышления, интереса к предмету, сплочению коллектива, развитию кругозора, позволяют слабым детям проявить себя, меняют отношение к учителю, всего 45%. Из 47 учителей только один не применяет дидактические игры на уроке, считая, что они только отнимают время урока. Мы отнесли его к представителям императивной педагогике, о которой мы говорили выше.
Специалистами определено, что если при традиционной подаче материала учащимися усваивается не более20% даваемой информации, то в процессе игры усвоение достигает 90%, а отводимое на изучение обязательной программы время можно сократить на 30- 50% при большем эффекте усвоения учебного материала. Наш эксперимент доказывает верность этого заключения.
Список использованных источников
- Амонашвили Ш.А. Созидая человека / Ш.А. Амонашвили. – М.: Знание. 1982. 95 с.
- Всеволодский – Генгросс В. Русская устная народная драма. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. 264 с.
- Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1996. №6. С.137-142.
- Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учеб-метод. пособие / И.С. Гринченко. – М.: ЦГА, 2002. 80 с.
- Игры–обучение, тренинг, досуг… / под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. 368 с.
- Конышева, Н.М. Игры в учебном процессе / Н.М. Конышева // Нач. школа. 1984. №5. С. 17-21.
- Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании / Я. Корчак. – М.: Политиздат, 1990. 493 с.
- Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: метод. рекомендации / Т.М. Лифанова. – М.: Гном и Д, 2001. 32 с.
- Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: опыт историко-теоретического исследования / А.И. Мазаев. – М.: Наука, 1988. 392 с.
- Макаренко А.С. Игра // А.С. Макаренко. Лекции о воспитании детей: соч. в 7 т. – М.: Изд-во АПН, 1957.
- Малыгина А.С. Дидактические игры на уроках природоведения / А.С. Малыгина, Л.А. Лысова // Педагогика сотрудничества и проблемы воспитания молодежи: метод. разработки. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. пед. ин-та, 1989. 59-65 с.
- Малыгина А.С. Игровые формы уроков биологии: метод. пособие / А.С. Малыгина. – Саратов: Аквариус, 1998. 24 с.
- Малыгина, А.С. Интеллектуальные игры – один из методов активизации познавательной деятельности учащихся / А.С. Малыгина // Педагогика сотрудничества и проблемы воспитания молодежи: учеб.-метод. разработки. – Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та. 1989. С. 126.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (методика воспитания коллектива) / В. А. Сухомлинский / пер. с укр. Н. Дангуловой. – М.: Молодая гвардия, 1975. 240 с.
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / К. Д. Ушинский ; под ред. А. И. Пидкасистого [и др.]. – М.: Педагогика, 1974. Т. 1. 584 с.
- Федорец Г.Ф. Дидактическая игра в процессе изучения биологии / Г.Ф. Федорец // Биология в школе. 1984. № 3. С. 31-35.
- Чудинова О.А. Веселые игры на серьезные темы // Биология в школе. 1998. №6. С. 72-74.
- Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. 240 с.
- Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии / Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина. – М.: Дрофа, 2003. 96 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. 2 изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.