Тип урока: Закрепление и совершенствование знаний и умений.
Цель урока:
- Дидактическая: Вторичное осмысливание изучаемого материала путём воспроизведения и применения знаний; достижение прочности знаний. Проверить усвоение материала по предмету «Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования», тема «Электрические аппараты» Проверить умением применять знания по предмету на практике. Выявить уровень усвоения нового материала, знаний и умений каждого обучающегося и всей группы в целом.
- Развивающая: Способность развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммутативных способностей обучающихся. Развить у обучающихся самостоятельного мышления, активной деятельности во время урока.
- Воспитательная: Содействовать формированию правильного электротехнического мировоззрения, способствовать воспитанию ответственного и компетентного отношения к труду; развивать у обучающихся интерес к учёбе. Привитие навыков аккуратности в оформлении своих работ. Продолжить воспитание мотивации учения, изучаемого материала.
Основная цель урока-игры:
- Развитие познавательной активности обучающихся.
- Проверка знаний по теме «Электрические аппараты напряжением до 1000 В»
- Формирование ответственности за порученное дело, умение работать в коллективе и самостоятельно.
- Закрепление пройденного материала.
- Совершенствование мышления, внимания, творческого воображения.
- Развитие наблюдательности у обучающихся.
- Способность различать отдельные свойства предметов.
- «Показать себя и на других посмотреть».
Задачи:
- Через слово приобщить обучающихся к определённым культурным традициям.
- Раскрыть индивидуальности обучающихся.
- Воспитать честность, благородство, тонкость чувств.
- Адаптировать обучающихся в определённых условиях.
- Накопить опыт самостоятельной работы.
- Формировать профессиональные качества.
Методы обучения:
- Словесный.
- Наглядный.
Средства наглядности (учебно-материальное оснащение урока):
- Плакаты: "Электрические аппараты напряжением до 1000 В».
- Информационный материал: Учебник – Атабеков В.Б. «Ремонт трансформаторов, электрических машин», гл. 7, § 43 – 48.
- Проектор, экран, письменные принадлежности.
- Автоматический выключатель ВА21 – 29 – 22 00 – У3, магнитный пускатель ПМЕ – 211, предохранитель ППН – 37, тепловое реле РТТ – 141.
- Карточки – задания (один комплект на подгруппу).
- Набор приспособлений, применяемых при выполнении ремонтных работ электрических аппаратов напряжением до 1000 В.
- Набор инструментов для ремонта электрических аппаратов напряжением до 1000 В.
Межпредметные связи:
- Электроматериаловедение. Раздел: «Магнитные материалы», «Проводниковые материалы».
- Электротехника. Раздел: «Магнетизм и электромагнетизм».
Ход урока
1. Организационный момент.
- Проверить наличие тетрадей, авторучек, подготовлена ли доска к уроку – готовность к уроку обучающихся и преподавателя.
- Отметить отсутствующих на уроке.
2. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности у обучающихся.
- Основной целью урока является вторичное осмысление изученного материала по теме: «Электрические аппараты напряжением до 1000 В» путём воспроизведения и применения знаний, укрепление навыков.
- При повторении данной темы следует опираться на знания обучающихся по электротехнике: обучающиеся должны знать основы электростатики, магнитное поле токов.
- Тема урока: «Электрические аппараты напряжением до 1000 В».
- Цель урока закрепить и развить знания по устройству, принципу действия и ремонту электрических аппаратов напряжением до 1000 В.
- Закрепим ваши знания с помощью игры в виде теоретических и практических заданий.
3. Актуализация опорных знаний
Задания составлены согласно требованиям рабочей программы учебной дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования», которая создана на основании действующей типовой программы по данной учебной дисциплине» в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования РФ и с учетом требований Единой образовательной программы.
Выполнение заданий ограничено временными рамками.
Теоретические и практические части могут быть выполнены не полностью, но в этом случае ответ будет оценён определённым количеством баллов.
В основу урока-игры взяты:
- соблюдение техники безопасности;
- организация рабочего места;
- определение качества выполняемого задания;
- время на выполнение заданий;
- умение пользоваться учебным материалом;
- умение пользоваться инструментами, возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации.
Организация проведения урока-игры
- Урок проводится в два этапа (Приложение 1)
- теоретический – 15 минут: в виде заданий (тестов, конкурсов, вопросов);
- практический – 13 минут: техника безопасности, разборка и сборка магнитного пускателя, определение неисправностей в магнитном пускателе и их устранение.
- Для проведения урока преподаватель берёт себе в помощники двух обучающихся с этой же группы.
- В процессе прохождения урока преподаватель не делает замечания обучающимся и не обсуждает с ними правильность выполнения работ. Преподаватель может задавать уточняющие вопросы при возникновении неясности в оценке действий обучающихся после выполнения ими задания. Все замечания и оценки вносятся в протокол урока.
- За нарушение дисциплины обучающиеся штрафуются на 1 балл.
- Неправильный ответ в любом задании приравнивается к нулю.
4. Обобщение, систематизация и проверка правильности восприятия знаний.
Условия проведения урока-игры
Группа обучающихся на две подгруппы (равное число обучающихся).
Подгруппы представляются, называют себя.
Урок – игра начинается с первого этапа – теоретического; закрепление и совершенствование знаний по теме: «Электрические аппараты напряжением до 1000В».
Преподаватель берёт задания и раздаёт каждой подгруппе обучающихся.
Задание № 1 «Подбери правильный ответ» (Подобрать к каждому термину левой колонки определение или пример из правой колонки. Время 2 минуты. Правильный ответ – 2 балла).
Задание 1 (а)
Эксплуатация и ремонт пускорегулирующей аппаратуры электродвигателей
I. В основном эксплуатация пускорегулирующей аппаратуры сводится к проверке… |
1. на ощупь. |
II. Основное требование к постоянным контактным соединениям заключаются… |
2. с помощью термосвечей или термоплёнки. |
III. Если установка отключена, нагрев проверяют… |
3. по наличию нагара, копоти и следов оксида. |
IV. При невозможности отключения установки нагрев проверяют… |
4. в отсутствие их нагара. |
V. Отключающие контакты рубильников магнитных пускателей, автоматов проверяют … |
5. от нагара копоти и оксида. |
VI. Обнаруженные нагревающиеся контактные соединения должны быть проверены на плотность затяжки… |
6. бархатным напильником, а затем протирают чистой ветошью. |
VII. Отключающие контакты рубильников магнитных пускателей следует систематически очищать… |
7. категорически запрещено. |
VIII. Поверхности загрязнённых отключающих контактов очищают… |
8. гаек соединительных болтов. |
IX. Чистить отключающие контакты наждачным полотном… |
9. отключающих контактов электромагнитов и механизмов. |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 1 (б)
Эксплуатация и ремонт магнитного пускателя
I. При повреждении гибких связей можно ограничиться… |
1. сильное гудение в электромагнитной системе. |
II. Если пластин с изломами более 20% следует … |
2. чрезмерным перегревом сердечника. |
III. Не исключено повреждение короткозамкнутого витка, что объясняет главным образом … |
3. это означает, что качество ремонта и регулировки неудовлетворительно . |
IV. Повреждённый короткозамкнутый виток должен быть… |
4. динамометра и полоски тонкой бумаги закладываемой между контактами. |
V. Новый короткозамкнутый виток может быть изготовлен в монтажных мастерских… |
5. начальное и конечное нажатие главных контактов. |
VI. Когда ремонт закончен, необходимо проверить… |
6. установить новые магнитные связи. |
VII. Начальное и конечное нажатие определяют с помощью… |
7. замена повреждённых пластин. |
VIII. Если при проверке контактов после ремонта будет обнаружен нагрев контактов или катушек… |
8. из латуни со строгим сохранением прежних размеров. |
IX. О неудовлетворительном качестве ремонта будет свидетельствовать также… |
9. заменён новым. |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. «Сообрази». (В течение 1 минуты нужно дать правильный ответ. Записать данные об электрическом аппарате. Правильный ответ – 2 балла).
Задание 3. «Собери аппарат» (Головоломка. Каждой подгруппе раздаётся задание в виде разрезанных фигурок с изображением частей электрического аппарата. В течение 2 минут нужно собрать изображение. Правильный ответ – 2 балла).
Рисунок 1. Автоматический воздушный выключатель А15-Т на 600 А переменного тока:
а — общий вид, б, в — контактная система во включенном и отключенном положениях автоматического выключателя;
1 — плита, 2 — механизм свободного расцепления, 3 — болт заземления, 4 — механический замедлитель расцепления,
5 — электромеханический привод, 6, 10 — максимальные и дополнительный расцепители,
7 — резистор. 8 — предохранитель, 9 — реле управления, 11 — панель зажимов,
12, 14— отключающий и селективный валики, 13 — главный вал
15 — коммутатор, 16, 30— пружины. 17 — дугогасительная камера,
18 — огнестойкая перегородка, 19, 28, 29— нижняя, верхняя и
22— дугогасительные контакты, 24—фасонный винт, 25—стакан динамометра,
26 — шкала динамометра с указателем, 27 — штифт. Стрелками указано направление усилий при определении растворов и провалов контактов
Задание 4. «Обгоним на конспект». (Работа обучающихся с учебником. Каждой подгруппе обучающихся раздаются учебники (например, Ремонт трансформаторов, электрических машин и аппаратов: В.Б. Атабеков, 1994.) Нужно будет законспектировать устройство предохранителей типа ПР. Время на выполнение задания 4 минуты. Правильный ответ – 3 балла).
Назначение электрического аппарата |
Составные части |
Электротехнический материал, из которого изготавливают составные части электрического аппарата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 5. «Мозаика» (Каждой подгруппе раздаются буквы, используя этот материал, нужно составить название электрического аппарата. Время – 1 минута. Количество баллов – 2).
- Как называется электрический аппарат способный непосредственно измерять активное сопротивление?
- Как называется электрический аппарат, состоящий из неиндуктивного сопротивления и коммутирующего устройства, с помощью которого можно регулировать это сопротивление?
Задание 6. «Ловушка» (Расставить на контрольной сетке позиции деталей, указанные на предохранителе типа ПН, рисунок 2. Время – 1 минута. Правильный ответ – 2 балла).
Рисунок 2. Разборный предохранитель ПН с патроном, заполняемым кварцевым песком
Расставить на контрольной сетке позиции деталей разборного предохранителя типа ПН с патроном, заполненным кварцевым песком:
- Выступы для съема патрона из контактов
- Контактный нож
- Фарфоровый патрон
- Плавкая вставка
- Крышка патрона
- Шайба
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
|
|
|
|
|
|
Задание 7. «Ты мне – я тебе». (Подгруппы обучающихся по очереди задают друг другу по 2 вопроса по данной теме. Время на обдумывание от 10 секунд до 1 минуты. Чёткие и правильные вопросы и ответы оцениваются 2 баллами.
1 подгруппа
- ______________________________________________________________________?
- ______________________________________________________________________?
2 подгруппа
- ______________________________________________________________________?
- ______________________________________________________________________?
На этом теоретический этап заканчивается.
Максимально возможное количество баллов данного этапа – 15.
Второй этап – практический:
- проверка практических умений и навыков по разборке и сборке магнитных пускателей;
- нахождении неисправностей и их устранении.
Критерии оценок:
- расположение инструмента на рабочем месте – 2 балла;
- соблюдение техники безопасности – 2 балла;
- контроль процесса и результат труда – 2 балла;
- владение приёмами и способами выполнения работы – 5 балла.
За практический этап максимально возможное количество баллов – 25
Порядок проведения:
- текущий инструктаж;
- расстановка обучающихся по рабочим местам;
- выполнение задания;
- сдача готовой работы;
- оценка работы;
- указание на ошибки.
Задание 1. (В течение 3 минут разобрать и собрать магнитный пускатель. Количество баллов – 4). (Приложение 2)
Задание 2. (В течение 10 минут произвести дефектировку магнитного пускателя и произвести его ремонт. Количество баллов – 10). (Приложение 3)
5. Подведение итогов урока. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6. Постановка и комментирование домашнего задания (если это необходимо).