Электрические аппараты напряжением до 1000 В

Разделы: Физика


Тип урока: Закрепление и совершенствование знаний и умений.

Цель урока:

  • Дидактическая: Вторичное осмысливание изучаемого материала путём воспроизведения и применения знаний; достижение прочности знаний. Проверить усвоение материала по предмету «Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования», тема «Электрические аппараты» Проверить умением применять знания по предмету на практике. Выявить уровень усвоения нового материала, знаний и умений каждого обучающегося и всей группы в целом.
  • Развивающая: Способность развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммутативных способностей обучающихся. Развить у обучающихся самостоятельного мышления, активной деятельности во время урока.
  • Воспитательная: Содействовать формированию правильного электротехнического мировоззрения, способствовать воспитанию ответственного и компетентного отношения к труду; развивать у обучающихся интерес к учёбе. Привитие навыков аккуратности в оформлении своих работ. Продолжить воспитание мотивации учения, изучаемого материала.

Основная цель урока-игры:

  • Развитие познавательной активности обучающихся.
  • Проверка знаний по теме «Электрические аппараты напряжением до 1000 В»
  • Формирование ответственности за порученное дело, умение работать в коллективе и самостоятельно.
  • Закрепление пройденного материала.
  • Совершенствование мышления, внимания, творческого воображения.
  • Развитие наблюдательности у обучающихся.
  • Способность различать отдельные свойства предметов.
  • «Показать себя и на других посмотреть».

Задачи:

  • Через слово приобщить обучающихся к определённым культурным традициям.
  • Раскрыть индивидуальности обучающихся.
  • Воспитать честность, благородство, тонкость чувств.
  • Адаптировать обучающихся в определённых условиях.
  • Накопить опыт самостоятельной работы.
  • Формировать профессиональные качества.

Методы обучения:

  • Словесный.
  • Наглядный.

Средства наглядности (учебно-материальное оснащение урока):

  • Плакаты: "Электрические аппараты напряжением до 1000 В».
  • Информационный материал: Учебник – Атабеков В.Б. «Ремонт трансформаторов, электрических машин», гл. 7, § 43 – 48.
  • Проектор, экран, письменные принадлежности.
  • Автоматический выключатель ВА21 – 29 – 22 00 – У3, магнитный пускатель ПМЕ – 211, предохранитель ППН – 37, тепловое реле РТТ – 141.
  • Карточки – задания (один комплект на подгруппу).
  • Набор приспособлений, применяемых при выполнении ремонтных работ электрических аппаратов напряжением до 1000 В.
  • Набор инструментов для ремонта электрических аппаратов напряжением до 1000 В.

Межпредметные связи:

  • Электроматериаловедение. Раздел: «Магнитные материалы», «Проводниковые материалы».
  • Электротехника. Раздел: «Магнетизм и электромагнетизм».

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Проверить наличие тетрадей, авторучек, подготовлена ли доска к уроку – готовность к уроку обучающихся и преподавателя.
  • Отметить отсутствующих на уроке.

2. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности у обучающихся.

  • Основной целью урока является вторичное осмысление изученного материала по теме: «Электрические аппараты напряжением до 1000 В» путём воспроизведения и применения знаний, укрепление навыков.
  • При повторении данной темы следует опираться на знания обучающихся по электротехнике: обучающиеся должны знать основы электростатики, магнитное поле токов.
  • Тема урока: «Электрические аппараты напряжением до 1000 В».
  • Цель урока закрепить и развить знания по устройству, принципу действия и ремонту электрических аппаратов напряжением до 1000 В.
  • Закрепим ваши знания с помощью игры в виде теоретических и практических заданий.

3. Актуализация опорных знаний

Задания составлены согласно требованиям рабочей программы учебной дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования», которая создана на основании действующей типовой программы по данной учебной дисциплине» в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования РФ и с учетом требований Единой образовательной программы.

Выполнение заданий ограничено временными рамками.

Теоретические и практические части могут быть выполнены не полностью, но в этом случае ответ будет оценён определённым количеством баллов.

В основу урока-игры взяты:

  • соблюдение техники безопасности;
  • организация рабочего места;
  • определение качества выполняемого задания;
  • время на выполнение заданий;
  • умение пользоваться учебным материалом;
  • умение пользоваться инструментами, возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации.

Организация проведения урока-игры

  • Урок проводится в два этапа (Приложение 1)
  • теоретический – 15 минут: в виде заданий (тестов, конкурсов, вопросов);
  • практический – 13 минут: техника безопасности, разборка и сборка магнитного пускателя, определение неисправностей в магнитном пускателе и их устранение.
  • Для проведения урока преподаватель берёт себе в помощники двух обучающихся с этой же группы.
  • В процессе прохождения урока преподаватель не делает замечания обучающимся и не обсуждает с ними правильность выполнения работ. Преподаватель может задавать уточняющие вопросы при возникновении неясности в оценке действий обучающихся после выполнения ими задания. Все замечания и оценки вносятся в протокол урока.
  • За нарушение дисциплины обучающиеся штрафуются на 1 балл.
  • Неправильный ответ в любом задании приравнивается к нулю.

4. Обобщение, систематизация и проверка правильности восприятия знаний.

Условия проведения урока-игры

Группа обучающихся на две подгруппы (равное число обучающихся).

Подгруппы представляются, называют себя.

Урок – игра начинается с первого этапа – теоретического; закрепление и совершенствование знаний по теме: «Электрические аппараты напряжением до 1000В».

Преподаватель берёт задания и раздаёт каждой подгруппе обучающихся.

Задание № 1 «Подбери правильный ответ» (Подобрать к каждому термину левой колонки определение или пример из правой колонки. Время 2 минуты. Правильный ответ – 2 балла).

Задание 1 (а)

Эксплуатация и ремонт пускорегулирующей аппаратуры электродвигателей

I. В основном эксплуатация пускорегулирующей аппаратуры сводится к проверке…

1. на ощупь.

II. Основное требование к постоянным контактным соединениям заключаются…

2. с помощью термосвечей или термоплёнки.

III. Если установка отключена, нагрев проверяют…

3. по наличию нагара, копоти и следов оксида.

IV. При невозможности отключения установки нагрев проверяют…

4. в отсутствие их нагара.

V. Отключающие контакты рубильников магнитных пускателей, автоматов проверяют …

5. от нагара копоти и оксида.

VI. Обнаруженные нагревающиеся контактные соединения должны быть проверены на плотность затяжки…

6. бархатным напильником, а затем протирают чистой ветошью.

VII. Отключающие контакты рубильников магнитных пускателей следует систематически очищать…

7. категорически запрещено.

VIII. Поверхности загрязнённых отключающих контактов очищают…

8. гаек соединительных болтов.

IX. Чистить отключающие контакты наждачным полотном…

9. отключающих контактов электромагнитов и механизмов.

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1 (б)

Эксплуатация и ремонт магнитного пускателя

I. При повреждении гибких связей можно ограничиться…

1. сильное гудение в электромагнитной системе.

II. Если пластин с изломами более 20% следует …

2. чрезмерным перегревом сердечника.

III. Не исключено повреждение короткозамкнутого витка, что объясняет главным образом …

3. это означает, что качество ремонта и регулировки неудовлетворительно .

IV. Повреждённый короткозамкнутый виток должен быть…

4. динамометра и полоски тонкой бумаги закладываемой между контактами.

V. Новый короткозамкнутый виток может быть изготовлен в монтажных мастерских…

5. начальное и конечное нажатие главных контактов.

VI. Когда ремонт закончен, необходимо проверить…

6. установить новые магнитные связи.

VII. Начальное и конечное нажатие определяют с помощью…

7. замена повреждённых пластин.

VIII. Если при проверке контактов после ремонта будет обнаружен нагрев контактов или катушек…

8. из латуни со строгим сохранением прежних размеров.

IX. О неудовлетворительном качестве ремонта будет свидетельствовать также…

9. заменён новым.

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. «Сообрази». (В течение 1 минуты нужно дать правильный ответ. Записать данные об электрическом аппарате. Правильный ответ – 2 балла).

Задание 3. «Собери аппарат» (Головоломка. Каждой подгруппе раздаётся задание в виде разрезанных фигурок с изображением частей электрического аппарата. В течение 2 минут нужно собрать изображение. Правильный ответ – 2 балла).

Рисунок 1. Автоматический воздушный выключатель А15-Т на 600 А переменного тока:
а — общий вид, б, в — контактная система во включенном и отключенном положениях автоматического выключателя;
1 — плита, 2 — механизм свободного расцепления, 3 — болт заземления, 4 — механический замедлитель расцепления,
5 — электромеханический привод, 6, 10 — максимальные и дополнительный расцепители,
7 — резистор. 8 — предохранитель, 9 — реле управления, 11 — панель зажимов,
12, 14— отключающий и селективный валики, 13 — главный вал
15 — коммутатор, 16, 30— пружины. 17 — дугогасительная камера,
18 — огнестойкая перегородка, 19, 28, 29— нижняя, верхняя и
22— дугогасительные контакты, 24—фасонный винт, 25—стакан динамометра,
26 — шкала динамометра с указателем, 27 — штифт. Стрелками указано направление усилий при определении растворов и провалов контактов

Задание 4. «Обгоним на конспект». (Работа обучающихся с учебником. Каждой подгруппе обучающихся раздаются учебники (например, Ремонт трансформаторов, электрических машин и аппаратов: В.Б. Атабеков, 1994.) Нужно будет законспектировать устройство предохранителей типа ПР. Время на выполнение задания 4 минуты. Правильный ответ – 3 балла).

Назначение электрического аппарата

Составные части

Электротехнический материал, из которого изготавливают составные части электрического аппарата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5. «Мозаика» (Каждой подгруппе раздаются буквы, используя этот материал, нужно составить название электрического аппарата. Время – 1 минута. Количество баллов – 2).

  1. Как называется электрический аппарат способный непосредственно измерять активное сопротивление?
  2. Как называется электрический аппарат, состоящий из неиндуктивного сопротивления и коммутирующего устройства, с помощью которого можно регулировать это сопротивление?

Задание 6. «Ловушка» (Расставить на контрольной сетке позиции деталей, указанные на предохранителе типа ПН, рисунок 2. Время – 1 минута. Правильный ответ – 2 балла).

Рисунок 2. Разборный предохранитель ПН с патроном, заполняемым кварцевым песком

Расставить на контрольной сетке позиции деталей разборного предохранителя типа ПН с патроном, заполненным кварцевым песком:

  1. Выступы для съема патрона из контактов
  2. Контактный нож
  3. Фарфоровый патрон
  4. Плавкая вставка
  5. Крышка патрона
  6. Шайба

I

II

III

IV

V

VI

 

 

 

 

 

 

Задание 7. «Ты мне – я тебе». (Подгруппы обучающихся по очереди задают друг другу по 2 вопроса по данной теме. Время на обдумывание от 10 секунд до 1 минуты. Чёткие и правильные вопросы и ответы оцениваются 2 баллами.

1 подгруппа

  1. ______________________________________________________________________?
  2. ______________________________________________________________________?

2 подгруппа

  1. ______________________________________________________________________?
  2. ______________________________________________________________________?

На этом теоретический этап заканчивается.

Максимально возможное количество баллов данного этапа – 15.

Второй этап – практический:

  • проверка практических умений и навыков по разборке и сборке магнитных пускателей;
  • нахождении неисправностей и их устранении.

Критерии оценок:

  • расположение инструмента на рабочем месте – 2 балла;
  • соблюдение техники безопасности – 2 балла;
  • контроль процесса и результат труда – 2 балла;
  • владение приёмами и способами выполнения работы – 5 балла.

За практический этап максимально возможное количество баллов – 25

Порядок проведения:

  • текущий инструктаж;
  • расстановка обучающихся по рабочим местам;
  • выполнение задания;
  • сдача готовой работы;
  • оценка работы;
  • указание на ошибки.

Задание 1. (В течение 3 минут разобрать и собрать магнитный пускатель. Количество баллов – 4). (Приложение 2)

Задание 2. (В течение 10 минут произвести дефектировку магнитного пускателя и произвести его ремонт. Количество баллов – 10). (Приложение 3)

5. Подведение итогов урока. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Постановка и комментирование домашнего задания (если это необходимо).