Физическое воспитание ребёнка в детском саду в значительной степени обеспечивается различными видами физических упражнений. Среди них большое место занимают и спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках и санках и др. При рациональном обучении дети сравнительно легко овладевают основами техники этих движений.
Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа и местности.
Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние на формирование осанки. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются все мышечные группы и особенно мышцы спины.
Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания).
Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи и т.п.
Перспективный план физкультурных занятий по обучению детей старшей группы ходьбе на лыжах МДОУ № 17 г.Мурманск
(физкультурное занятие на прогулке)
Месяц |
Неделя |
Программные задачи |
Ноябрь |
1. |
Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить ступающим шагом. |
3. |
Учить детей уверенно стоять на лыжах, ходить ступающим шагом. |
|
Декабрь |
1. |
Развивать чувство равновесия при передвижении на лыжах. Закреплять умение ходить ступающим шагом. |
3. |
Упражнять в ходьбе на лыжах ступающим шагом, ходить по снежному коридору. |
|
Январь |
3. |
Познакомить со скользящим шагом. Учить детей ориентироваться в пространстве. Закреплять навык передвижения ступающим шагом. |
4. |
Продолжать обучение скользящему шагу. Учить делать повороты переступанием, обходить предметы на участке детского сада. |
|
Февраль |
1. |
Учить детей входить на небольшую горку ступающим шагом, съезжать с пологой горки. Упражнять в ходьбе скользящим шагом. |
3. |
Закреплять навык скользящего шага. Учить детей спуску с очень пологого склона с длиной ската 3-4 метра. |
|
Март |
1. |
Учить различать темп передвижения (быстро, медленно), ориентироваться в пространстве, подниматься на пригорок «лесенкой», спускаться с него, низко присев. |
3. |
Продолжать обучать спуску с невысокого склона в низко фиксированной стойке и подъему «лесенкой». |
|
Апрель |
1. |
Закреплять навыки спуска в низкой стойке и подъема «лесенкой». Упражнять детей в ходьбе скользящим шагом, проходя расстояние до 500 метров. |
2. |
Упражнять детей в ходьбе на лыжах, преодолевая расстояние 1-1,5 км в медленном темпе. |
Перспективный план физкультурных занятий по обучению детей подготовительной группы ходьбе на лыжах МДОУ № 17 г. Мурманск
(физкультурное занятие на прогулке)
Месяц |
Неделя |
Программные задачи |
Ноябрь |
1. |
Восстановление полученных детьми в старшей группе навыков передвижения на лыжах. |
2. |
Закреплять навык ступающего и скользящего шага. |
|
3. |
Закреплять навыки скользящего шага, спусков с невысокого склона, умение переставлять лыжи «лесенкой», перешагивая через параллельно лежащие на снегу палки. |
|
4. |
Упражнять детей в спуске и подъеме, в ходьбе на лыжах скользящим шагом. |
|
Декабрь |
1. |
Упражнять детей в ходьбе на лыжах скользящим шагом, в скольжении с разбега на двух лыжах. |
2. |
Продолжать учить детей передвижению скользящим шагом, следить, чтобы дети сгибали ноги в коленях при скольжении. |
|
3. |
Закреплять навык скользящего шага, учить спуску с пологих склонов с длиной ската 8 метров. |
|
4. |
Учить спуску с менее пологого склона, подъему на склон «лесенкой». |
|
Январь |
2. |
Закреплять навык широкого шага, спусков с менее пологих склонов. Учить поворотам переступанием. |
3. |
Учить ходить скользящим шагом, заложив руки за спину, подъёму на склон «ёлочкой». Закреплять навык поворотов переступанием на лыжах. |
|
4. |
Учить детей ходьбе на лыжах с палками попеременным двухшажным ходом. |
|
Февраль |
1. |
Продолжать учить детей попеременному двухшажному ходу, подъёму на склон «ёлочкой» и торможению при спуске с горки. |
2. |
Упражнять детей в ходьбе попеременным двухшажным ходом, в подъёме «ёлочкой» и спуску в высокой стойке с торможением. |
|
3. |
Учить ходить попеременным двухшажным ходом с палками, преодолевать препятствия на пути. |
|
4. |
Упражнять детей в ходьбе на лыжах попеременным двухшажным ходом, в выполнении поворотов переступанием. |
|
Март |
1. |
Упражнять детей в ходьбе на лыжах преодолевая расстояние 1,5-2 км, в медленном темпе. |
2. |
Упражнять в подъёме на склон «ёлочкой» и спуске с горки в низкой и высокой стойке с торможением. |
|
3. |
Учить проходить на лыжах попеременным двухшажным ходом 600м в среднем темпе. |
|
4. |
Совершенствовать навыки передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом. |
|
Апрель |
1. |
Упражнять детей в ходьбе на лыжах, преодолевая расстояние 2-3км в медленном темпе. |
2. |
Упражнять детей в спуске и подъёме на пологий склон при длине ската 18м. |
Обучающие игры и упражнения, используемые в МДОУ № 17(г.Мурманск)
по обучению дошкольников старшей группы ходьбе на лыжах
«Кто быстрее»
Цель: совершенствовать умение переносить лыжи.
«Где же наши ручки?», «Где же наши ножки?»
Цель: освоение чувства лыж.
«Лошадки», «Большие и маленькие»
Цель: развитие устойчивого равновесия на лыжах.
«Карусель»
Цель: совершенствовать стойку лыжника.
«Кто дальше»
Цель: овладение скользящим шагом.
«Пройди и не задень»
Цель: развитие пространственных ориентировок.
«Самокат»
Цель: учить ходьбе на лыжах по ровной лыжне.
«Кто самый быстрый?»
Цель: закреплять технику ходьбы скользящим шагом.
«Кто быстрее принесет снежный ком»
Цель: развитие быстроты.
«Заморожу»
Цель: способствовать развитию общей выносливости.
«Салки на лыжах»
Цель: развитие скоростно-силовых качеств.
Обучающие игры и упражнения, используемые в МДОУ № 17(г.Мурманск) по обучению дошкольников подготовительной группы ходьбе на лыжах
«Трамвай»
Цель: закреплять пространственные ориентировки.
«Попади в цель»
Цель: упражнять в устойчивом равновесии.
«Будь внимателен»
Цель: закреплять навык передвижения на равнине.
«Идите за мной»
Цель: закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.
«Через препятствие»
Цель: закреплять навык передвижения на лыжах на неровной поверхности.
«Сороконожки»
Цель: закреплять навык скольжения в колонне.
«Не урони»
Цель: закреплять навык спуска.
«Поймай предмет»
Цель: закреплять навык спуска, развивать ловкость.
«Следопыт»
Цель: закреплять навыки передвижения на лыжах в медленном темпе.
«Ворота», «Догони», «Пройди через лабиринт»
Цель: совершенствовать согласованную работу рук и ног при ходьбе на лыжах скользящим шагом в изменяющихся условиях.
«Два мороза», «Эстафета в парах»
Цель: развивать быстроту.