Тема урока: "Твердые и мягкие согласные звуки. Согласный звук [й"]. Урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с новым звуком [й]; обобщить понятия гласных и согласных звуков; упражнять в различении твёрдых и мягких согласных звуков; учить работать: самостоятельно, в парах, в группах; выступать в различных ролях: мыслителей, слушателей, участников процесса.
  • Развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, умение классифицировать, сравнивать, обобщать.
  • Воспитывать положительное отношение к учебному процессу, трудолюбие, доброе отношение к окружающим, природе, животным.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.

- Ребята, сегодня на уроке мы повторим наши знания о звуках, а также познакомимся с новым звуком.

2. Повторение о звуках.

Мы вновь за наукой отправимся в лес.
Лес этот полон загадок, чудес.

- В каком лесу мы бываем на уроках обучения грамоте?

- Кто живёт в звуковом лесу?

- Какие бывают звуковички? (Гласные и согласные)

- Что вы знаете о гласных?

- Каких звуковичков не хватает? (А, О, У, Э, …, …)

- Расколдуйте их: дым, игла.

- Сколько гласных звуков? (6)

Запоминалочка (хором):

А, О, У, Э, Ы, И – звуки гласные мои,
Их не трудно перечесть
И запомнить – звуков 6.

- Что вы знаете о согласных? (Все согласные согласны быть в словах всегда при гласных.)

Игра «Твёрдо – мягко» (мяч)

Р – Р`, М – М`, С – С`, К – К`.

3. Физкультминутка.

- Порычите! (Р-Р-Р)

- Пофырчите! (Ф-Ф-Ф)

- Пожужжите! (Ж-Ж-Ж)

4. Знакомство с новым звуком.

Лесная школа

- Какую тему изучают зверята? (Твёрдые и мягкие согласные звуки.)

- Сегодня зверята познакомятся с новым звуковичком, а мы им в этом поможем.

- К нам в гости пришли 3 брата.

- Хотите узнать как их зовут?

- Одного мы вспоминаем, когда пугаемся и вскрикиваем… (ОЙ)

- Другого, когда ушибаемся и кричим… (АЙ)

- Третьего, когда кого-то окликаем… (ЭЙ)

- Давайте назовём их ещё раз. (ОЙ, АЙ, ЭЙ)

- Сколько звуков в их именах?

- Почему их называют братцами?

- Что у них общего? (Последний звук.)

- Назовите его. [й]

- Какой это звук: гласный или согласный, твёрдый или мягкий? (Согласный, всегда мягкий.)

- Покажите, каким значком будем обозначать его в схеме. (=)

- Найдите и обозначьте звук [й] в именах мальчиков.

- С каким новым звуком мы познакомились? (Согласным звуком [й])

5. Физкультминутка.

6. Изучение нового материала.

1. Игра «Защити звук от звукомора».

- От какого звукомора будем защищать новый звук [й]? (Палецвротнеклади)

(Сигнальная карточка «=»)

- Шайба, соловей, сорока (л-ловушка, чайка, ёлка, троллейбус).

- Молодцы!

2. Звуковички спрятались. Найдём их.

- Назовите слова, выделяя голосом новый звук [й]:

  • попугай
  • чайник
  • яблоко.

- Найдите слово, в котором звук [й] находится: в конце, в середине, в начале.

Вывод: в какой части слова может находиться новый звук [й]?

3. Работа в парах.

(На каждой парте 1 карточка)

юла

трамвай

зайка

Задание: найти и отметить «+» предмет, в котором звук [й]:

  • 1-й ряд – в конце слова (трамвай)
  • 2-й ряд – в середине слова (зайка)
  • 3-й ряд – в начале слова (юла)

Вывод: согласный звук (й) может находиться в начале, в середине, в конце слова.

7. Составление схем с новым звуком.
 
1. - У братьев ОЙ, АЙ, ЭЙ есть друг. Послушайте, что он о себе говорит.

В дом чужого не пущу
Без хозяина грущу.
(Собака)

- У кого есть собака? Как её зовут?

- Догадайтесь, как зовут собаку братьев.

- Сколько в слове звуков? (5)

- Дайте характеристику каждого звука.

л – согл, тв.

а – гл.

й – согл., мягк.

к – согл., тв.

а – гл.

- Сколько слогов в этом слове? Почему? Поставьте ударение.

2. Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

лайка - майка - гайка - лайка

3. Найди слово по схеме.

Лесная школа

- Лесные зверята очень любят получать письма. Догадайтесь, кому пришло письмо.

- Лиса, белка, волк и козёл так же ждут письмо. Давайте напишем им.

4. Работа в группах (составление схем).

Вывод: - С каким новым звуком познакомились? Что узнали об этом звуке?

8. Физкультминутка.

1, 2, 3, 4, 5
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.

9. Закрепление нового материала

Задания по выбору:

  1. Раскрасить предмет, в названии которого есть звук [й].
  2. Собрать из кубиков слово шайба, иней.
  3. Мозаика. Составить картинку Айболит, Незнайка, Дюймовочка.
  4. Работа со схемой слов:
    а) выделить гласные звуки
    б) выделить согласные звуки

10. Итог урока.

- Ребята, наш урок подошел к концу.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работали.