Урок русского языка в малокомплектной школе (1-й и 3-й классы)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


1 класс

Урок обучения грамоте

3 класс

Урок русского языка

Тема: Буквы «Яя». Прописная буква «Я»

Цели: закреплять знания о букве «Я», продолжать работу над звуко-буквенным анализом слов, совершенствовать технику чтения учащихся; познакомить с написанием прописной буквы «Я»

Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Цели: отрабатывать умения распознавать в словах согласные, которые нужно проверять; закреплять знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне, о связи слов в предложении.

Ход урока

1. Орг. момент

1. Орг. момент

2. Повторение

1) Дополнить слова слогами, состоящими из одной буквы:

Ра …

Зо

мо…

тво

2) Из данных слогов составьте имена людей:

З) Прочитать. Найдите предложение, которое соответствует данной графической схеме:

Ребята были в лесу. Надя и Татя вышли на полянку. В густой траве зрела земляника. Вкусна первая ягодка.

2. Чистописание

Игра «Доскажи словечко»

Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
- Боимся мы щекотки
Сапожной строгой ...
(щётки)

У меня пропал носок
Утащил его …
(щенок)

- Назовите первый звук в словах-отгадках. Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой он обозначается на письме?

- Сегодня на уроке будем работать над строчной и заглавной буквами Щ, щ.

-Спишите, продолжая закономерность.

Щ щщ Щ щщ

- Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3. Самостоятельная работа

(Работа по карточкам.)

(Учащиеся должны прочитать написанные слова и обвести в кружочек букву «я».)

3. Коллективная работа

- Один мальчик не учил правила о написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. Допустил много ошибок. Нужно эти ошибки исправить и доказать свои исправления.

Рыпка, грятка, крушка, глатко,
Трафка, сетка и тетратка,
Крышка, лапка, лотка, ласка,
Книшка, лошка, утка, скаска,
Пряшка, брошка и рубашка,
Трафка, сетка, промокашка.

4. Повторение

1) – Когда буква Я обозначает два звука? (после гласных и вначале слова)

- Когда буква Я является показателем мягкости? (после согласного)

2) Загадка:

а) Если б не было его,
не сказал бы ничего. (язык)

б) В одном бочонке два разных цвета
болтаются – никак не смешаются. (яйцо)

в) Какой месяц год начинает? (январь)

4. Самостоятельная работа

1) Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Ночью ударил сильный моро… . Он сковал ле…ком реки. Подул ре…кий ветер. Холодно стало ду…кам и бере…кам. Мелкие Пта…ки спрятались в гнёзды…ке.

(Проверяют задания с помощью сигнальных карточек)

Физминутка

Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!

5. Работа в «Прописи» стр.21 авт. В.Г.Горецкий

5. Коллективная работа

а) Орфографическая минутка

- Запишите под диктовку слова, подчеркните согласную букву, которую нужно проверить.

(Диктует учитель, учащиеся записывают в тетрадь, затем учащиеся самостоятельно проверяют свою работу сверяя с доской).

Резкий, чуткий, лодка, ошибка, травка, рыбка, крепкий, узкий, глазки, тетрадка, робкий, поливка.

б) Фронтальная работа

(Учитель показывает слово, учащиеся показывают карточку с буквой).

Зу..ки, ги..кий, погру..ка, ска..ка, сколь..кий, у..кий, кату..ка, утю.., мя..кий, кры..ка, кни..ка, яго..ка.

6. Самостоятельная работа по «Азбуке» стр.118 авт. В.Г.Горецкий

1) а) Чтение «цепочкой» текста «Земляника»

б) Работа по картинкам, где изображены ягоды.

в) Пересказ текста.

- Почему так говорится: «Лето – припасиха, а зима – прибериха»

2) Игра «Соотнеси картинки и слова»

Малина

Яблоко

Смородина

Слива

(На доске названия ягоды и картинки с изображениями этих ягод, учащиеся должны соединить картинку и слово)

6. Самостоятельная работа

«Русский язык» 3 класс авт. Т.Г.Рамзаева

Упр. 214.

Физминутка для глаз

7. Самостоятельная работа

Работа в «Прописи» №3 стр.21

1) Анализ схем имён: «Ян» и «Яна».

Запись по образцу.

2) Письмо предложений по образцу:

Ян и Яна – брат и сестра.

Я посадил яблони.

3) Анализ схемы слова «земля»

Запись предложения:

Мила нам родная земля.

7. Коллективная работа

Проверка упражнения 214.

8. Работа по «Азбуке» авт. В.Г.Горецкий

Чтение текста «Сад» стр. 119

(Учащиеся читают текст сначала про себя, а потом «цепочкой» вслух)

8. Самостоятельная работа (в парах)

Задание: Разобрать слова по составу.

Ветвистый, овощной, подснежник, кормушка.

Снежок, картофельный, запас, зверушка, берёзовая.

9. Итог урока

- В каких случаях буква «Я» имеет два звука [йа]?

- В каких случаях является показателем мягкости?

9. Итог урока.

- Как проверить парную согласную в корне?

 

Д/з упр. 222