Урок математики в малокомплектной школе (1-й и 3-й классы)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


1 класс

3 класс

Тема: Закрепление знаний учащихся по теме «Числа 1-10 и число 0»

Цели: закреплять знания учащимися состава изученных чисел; закреплять знание порядковых числительных; умение сравнивать числа и число с числовым выражением; умение сравнивать геометрические фигуры; развивать навык устного счёта.

Тема: «Квадратный дециметр»

Цели: ознакомить учащихся с новой для них единицей измерения площади – квадратным дециметром; закреплять умение нахождения площади прямоугольника и квадрата; совершенствовать знания таблицы умножения, умение решать задачи.

Ход урока

1. Организационный момент

Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.

2. Самостоятельная работа

Игра «Помоги сказочным героям»

(Работа в парах; на альбомном листе квадрат из девяти клеток, в каждой клетке пример на сложение или вычитание в пределе 10. Несколько примеров с одинаковыми ответами)

Задание: закройте квадратами примеры с ответом 4, кругами примеры с ответом 5

2. Арифметический диктант

(Примеры на карточках; учащиеся записывают только ответы)

4 * 7

 

 

63 : 7

 

 

40 : 5

 

 

72 : 9

8 * 6

 

 

24 : 3

 

 

42 : 6

 

 

9 * 9

Ответы: 28, 48, 9, 8, 8, 7, 8, 81.

(Учащиеся сверяют свои ответы сами с ответами на доске)

3. Работа над примерами

«Математика» 1 класс (1 часть) авт. Моро.

Стр. 67 (устно)

3. Самостоятельная работа

№7 стр.61

«Математика» 3 класс авт. Моро (1 часть)

4. Самостоятельная работа

1. Повторение состава чисел 8, 9, и 7

Игра «Засели домик жильцами»

(Работают по карточкам.)

2. Сравни числа и поставь нужный знак “<”, “>”, “=”.

5 ... 6

 

 

9 ... 1

 

 

6 ... 4

3 ... 8

 

 

7 ... 7

 

 

5 ... 2

7 ... 4

 

 

2 ... 3

 

 

6 ... 6

 

4. Новый материал

1) Практическая работа

На ваших партах лежат квадраты

- Измерь длину сторон (10 см)

- 10 см – это линейная единица, замените её наибольшей линейной единицей. (10см = 1 дм)

На ваших столах квадрат со стороной 1 дм. Это новая единица измерения площади.

- Вы догадались как она называется?
(Квадратный дециметр)

2) Выполните задания

а) Сейчас сложите фигуру из 2 квадратов (складывают).

Сколько кв. дециметров её площадь? (2 дм2)

б) Сложите фигуру из 4 квадратов (объединяют в группу).

- Какая у неё площадь? (4 дм2)

Записываются так: 1 дм2, 2 дм2, 4 дм2.

- Вспомните, как мы находим площадь квадрата? (Перемножаем две стороны).

На доске «Карточка –помогайка»:

Sкв.= а * а

в) Предлагаю найти площадь ваших квадратов в дециметрах.

Sкв.= 1дм * 1дм =1 дм2

г) И в сантиметрах

- Какая длина стороны в сантиметрах? (10см)

Sкв.= 10см * 10см =100см2

Посмотрите на получившиеся результаты.

- Что вы можете сказать?

(1 дм2 = 100см2) – записывают в тетрадь

Совершенно верно, ведь размеры квадрата не изменились.

3) Работа по учебнику.

Давайте проверим наши выводы

(«Математика» 3 класс (1 часть) авт. Моро

№1 стр.60

- Объясните, как подсчитать, сколько кв.сантиметров в данном кв.дециметре (считаем по вертикали, затем по горизонтали, получается по 100см2)

4) Устная работа

№2 стр.60

- Как будем искать площадь прямоугольника?

1 вар – находят площадь маленького прямоугольника.

2 вар – находят площадь большого прямоугольника.

(Прямоугольники раздаются учащимся на парты)

Физминутка

5. Решение задач

(Учащиеся составляют задачи по иллюстрациям на доске).

(Решение задач записывают в тетрадь)

5. Самостоятельная работа

№3 стр.60 (один у доски)

- Как вычислить площадь прямоугольника?

(Проверка выполненного задания с помощью сигнальных карточек)

6. Самостоятельная работа

(Учащиеся решают примеры в тетрадь)

3 + 5 =

 

 

7 + 1 =

 

 

5 – 2 =

4 + 2 =

 

 

8 – 1 =

 

 

9 – 1=

6 + 3 =

 

 

6 – 2 =

 

 

7 + 2 =

(Проверяются сигнальными карточками).

Ответы: 8, 6, 9, 8, 7, 4, 3, 8, 9.

6. Решение задач

Задача:Три чашки купили за 18 рублей. Сколько денег нужно, чтобы купить 6 таких чашек?

Разбор:

- О чём говорится в задаче?

- Что сделали с чашками?

- Что такое 18 рублей?

- 3 чашки?

- Какова цена 1 чашка?

- Что надо узнать в задаче?

(Сильные учащиеся решают сами, со слабыми составляем краткую запись)

Доп. материал

Геометрический материал

Задание:Соедините четырёхугольники и закрасьте их красным цветом, треугольники – зелёным, круги – жёлтым.

Доп. материал

Работа по карточкам

Карточка 1

х * 4 = 36

х : 5 =9

42 : у = 7

Карточка 2

4 * 7 – 25 : 5 =

(83 – 20) : 9 =

8 * 5 + 3 * 8 =

64 – 4 * 6 + 6 =

2 + 48 : 6 – 7 =

64 : 8 * 4 =

7. Итог урока

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какую работу вы бы ещё хотели выполнить?

Оценивание работы (за работу учащимся вручаются сказочные герои)

7. Итог урока

- Какое открытие сделали?

- Где можно использовать новую единицу измерения?

Дом. задание: №5 стр.61; №6 стр. 67

Выставление оценок.