ЦЕЛИ:
- продолжение знакомства с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина;
- обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
- продолжение работы над формированием навыка выразительного, правильного, эмоционально-окрашенного чтения;
- проверка знания учащимися текста произведения, умения свободно ориентироваться в тексте сказки;
- расширять читательский опыт учащихся;
- развивать речь, мышление учащихся;
- формирование прочной нравственной позиции на основе материала сказки.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедиа, диски, дисковый накопитель.
Ход урока
1. Организационный момент.
(слайд 1)
– На предыдущих уроках мы познакомились с текстом сказки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Кто-то из вас читал эту сказку в первый раз, а кто-то уже знаком с её героями, но каждый раз, соприкасаясь с произведением великого мастера русской словесности, мы узнаём для себя что-то новое, учимся красоте слова, мыслей, души.
– Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу со "Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях", постараемся раскрыть замысел автора.
2. Проверка домашнего задания
– Какой эпизод сказки вам запомнился больше всего, произвёл на вас сильное впечатление? (3 – 4 учащихся зачитывают отрывки из сказки.)
– Почему именно этот отрывок вас заинтересовал?
3. Работа над анализом произведения
1) Анализ заглавия сказки
– Александр Сергеевич Пушкин – мастер слова. При сравнении черновиков текста сказки и окончательного варианта можно наблюдать творческую историю произведения, упорство писателя, когда "единого слова ради" поэт изводит "тысячи тонн словесной руды". (слайд 2)
– Почему же Александр Сергеевич, который так тщательно работал над каждым словом своих произведений, дал такое название своей сказке?(Главное действующее лицо сказки – царевна, спасаясь от злой мачехи, она прячется в доме семи богатырей. Именно в тереме у братьев происходят главные события.)
– Братья названы богатырями. Какие богатырские подвиги они совершают? (уч.с. 79-80. Братья дружною толпою выезжают погулять… Или вытравить из леса Пятигорского черкеса.)
(Братья защищают родную сторону от врагов, как богатыри в былинах и народных сказках.)
– Почему изначально автор нам сообщает о смерти царевны? (Хочет заранее ввести нас в повествование, сообщить нам о трагичных событиях сказки, готовит читателя к сопереживанию главному герою. Хочет заранее подготовить читателя к сопереживанию главному герою. Хочет показать нам то, что даже при таких сильных защитниках, как семь богатырей, царевна умирает.)
– Почему царевна в заглавии – мёртвая, не "спящая", не "уснувшая сном глубоким", а именно мёртвая? (У царевны нет сильных защитников в сказке, она погибает, но, следуя классическим канонам сказки, если царевна представляет собой положительного героя, то она обязательно оживёт в конце сказки.)
2) Анализ героев сказки
– Какие силы в сказке пытаются помочь царевне, а какие губят?
– Для того чтобы ответить на этот вопрос, назовём всех героев сказки и охарактеризуем их.
– Наши выводы заносите в таблицу положительных и отрицательных героев. (Учащиеся фиксируют в тетради.)
-
Царь – не является главным героем повествования (второстепенный герой), т.к. не участвует в развитии сюжета сказки. Его нельзя назвать положительным героем, т.к. никаких добрых поступков он не совершает. (слайд 3)
-
Царица-мать – не является главной героиней (второстепенный герой), не участвует в развитии сюжета, упомянута только в завязке сказки, нельзя отнести к положительным героям, как и царя.
– Почему Пушкин не оставляет царицу-мать в живых, а практически сразу выводит её из повествования? (Сюжет сказки был бы другим, не появилась бы царица-мачеха, не было бы в сказке отрицательного героя. Вряд ли царица-мать хотела бы убить свою дочь за то, что она красивее её.) (слайд 3)
– Какое настроение сказки создаёт автор в самом начале, упоминая о долгом отсутствии царя, смерти царицы-матери? (Печальное.)
– Почему этот настрой необходим автору в начале повествования? (Создаёт нужное настроение читателю, готовит к сопереживанию главной героине.)
-
Семь богатырей – главные герои повествования. Можно отнести к положительным героям сказки: защищают родную землю от врагов, не оставляют без крова царевну, попавшую в беду. Но, зная о том, что она находится в опасности не предпринимают никаких мер для того, чтобы обезопасить любимую ими царевну, сразу верят в её смерть, не пытаются её оживить, вернуть к жизни. (слайд 4)
-
Чернавка – второстепенный герой сказки. Нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям. Оставляет в живых царевну, не смотря на приказ царицы, но не пытается ей ни в чём помочь, под угрозой расправы оказывается способной на предательство, рассказывает о том, что царевна жива. (слайд 5)
-
Пёс – второстепенный герой сказки. Положительный герой, преданный, ласковый, помогает царевне, старается спасти её, погибает, когда объясняет богатырям причину смерти царевны. (слайд 5)
-
Королевич Елисей – главный герой сказки. Положительный герой. Ищет свою любимую по всему свету, силой любви оживляет её. (слайд 6)
– Мог ли Елисей полюбить не царевну, а царицу-мачеху? (Нет, в царевне ему нравится не только внешность, но и внутренние, душевные качества, о которых он, скорее всего, знал заранее от других людей знавших царевну, т.к. как только царевна "поднялась и расцвела", жених ей тут же сыскался.)
-
Солнце, месяц, ветер – второстепенные герои повествования. Положительные герои, помогают в поисках царевны королевичу Елисею. (слайд 6)
-
Царевна – главная героиня сказки. Положительная героиня. (слайд 7)
– Найдите в тексте строки, характеризующие её внешность и качества характера.
(красивая, кроткая, добрая, доверчивая, умная, беззащитная, незлопамятная, тихая, аккуратная, хозяйственная, трудолюбивая, скромная, приветливая, застенчивая, тактичная, верная, ласковая, вежливая) (слайд 7)
– О каком качестве царевны говорят такие строки:
Под святыми стол дубовый…
Видит девица, что тут
Люди добрые живут…
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку…
(Царевна верит в Бога. На Руси порядочные девушки воспитывались в христианской вере, были высоконравственными и целомудренными.)
– Какое слово автор чаще всего употребляет, когда говорит о царевне. (Слово "тихо". Это слово постоянно сопровождает её в пушкинском тексте, говорит о её кротости, беззащитности, скромности).
– С чем сравнивает царевну поэт. (С расцветшим цветком.)
– Что олицетворяет собой царевна? (Добро.)
- Царица-мачеха – главная героиня сказки. Отрицательный персонаж. (слайд 8)
– Найдите в тексте строки, характеризующие её внешность и качества характера. (красивая, умная, самолюбивая, упрямая, капризная, кокетливая, грубая, излишне гордая, завистливая, вспыльчивая, злая, жестокая, злопамятная, заносчивая, мстительная, хитрая) (слайд 8)
– Почему царица была "добродушна, весела только со своим зеркальцем? (Оно каждый раз подтверждала то, что она "на свете всех милее, всех румяней и белее. Царица – неуверенный в себе человек. Зеркало нужно ей для самоутверждения. Кроме красоты этой героине похвастаться нечем, поэтому боится потерять свой статус "самой красивой".)
– Как меняется внешность, отношение к зеркалу после того, как она узнаёт о сопернице по красоте? (Автор показывает нам её настоящее лицо, сущность её натуры.)
– Сколько раз в тексте сказки автор называет её злой? (Пять раз.)
– Олицетворением чего является царица? (Зло.)
– Какая волшебная вещь есть в этой сказке?
Кроссворд (слайд 9)
- Литературный жанр произведения.
- Имя жениха царевны.
- Служанка царицы, которой было поручено погубить царевну.
- Плод, который погубил царевну.
- Место, где богатыри оставили хрустальный гроб с телом царевны.
- Первый собеседник Елисея в поисках царевны
- Братья, приютившие царевну в своём доме.
– Положительным или отрицательным персонажем является в сказке зеркало? (Нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Положительное качество – зеркало всегда говорит правду, но ничем не помогает царевне, а только выдаёт её пристанище царице-мачехе. Равнодушно к судьбе героев.)
– Что на самом деле отражало зеркало? (Не внешнюю, а внутреннюю красоту.)
– Как вы думаете, какое зеркало могло принадлежать царице-мачехе, а какое царевне? (слайд 10)
– Почему автор не дал имён главным героиням? (В сказке нет говорящих имён – Рукодельница. Ленивица и т.п., автор даёт право выбора самому читателю, обращает его внимание не на имя героя, а на его внутренние качества, вводит читающего на равных с собой в повествование, позволяет самому сделать вывод).
– У кого в сказке есть имена? (Королевич Елисей, пёс Соколко.)
– Почему именно этим героям Пушкин в своей сказке дал имена? (Служат силам добра до самоотречения. Королевич Елисей ищет свою любимую по всему свету, не бросает поиски не смотря ни на что. Пёс Соколко самоотверженно защищает царевну, погибает, пытаясь объяснить причину её смерти богатырям.)
– Какое имя подойдёт царице и какое царевне? (Алёнушка, Коргана, Ягишна, Настенька, Василисушка, Злючка) (слайд 11)
– Какая таблица получилась у вас в тетради? (слайд 12)
Положительные герои | Отрицательные герои |
Семь богатырей Пёс Королевич Елисей Солнце, месяц, ветер Царевна |
Царица-мачеха |
-Какие же силы пытаются помочь царевне, а какие губят? (Добрые силы помогают, а злые губят.)
3) Рефлексия
– Раскрыли ли мы замысел автора сказки? Какую главную мысль хотел донести А.С. Пушкин до читателей?
– Как много в сказке положительных героев, но царевна всё равно погибает!
– Как вы думаете, почему это происходит?
(Царевна олицетворяет собой добро, но добро не всесильно, оно нуждается в поддержке, любви, защите. Ведь только благодаря верной любви Елисея она пробуждается от мёртвого сна.
Царица в сказке представляет собой тёмную, злую сторону, но она не уверена в себе, как и все злые силы, пытается употребить всё своё влияние для победы над добром, но не добивается успеха. Пушкин показывает несостоятельность, обречённость зла. Он возрождает в нас уверенность в триумфе добра, несомненность победы добра над злом, в том, что именно добро достойно счастья.)
– В жизни всё происходит гораздо сложнее, мы не можем, как в сказке разделить всех людей на добрых и злых, положительных и отрицательных. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Иногда мы совершаем добрые поступки, иногда злые. Любим, желаем добра, здоровья, но тут же завидуем, ненавидим, обижаемся. И как хорошо, если нас в трудную минуту, когда в душе борются две противоположные силы – добро и зло, поддержит любящий человек в стремлении к добру, свету.) (слайд 13)
4. Домашнее задание
– Нарисуйте, какими вы представляете царицу и царевну;
выучить наизусть наиболее понравившийся отрывок из сказки.
5. Итог урока
– Какой нравственный урок дала вам эта сказка?
Литература:
- Изучение литературы. Методические рекомендации под ред. члена - корреспондента РАО, проф. В.Г. Маранцмана, Санкт-Петербург, "Специальная литература", 1996.
- И.И.Аркин Уроки литературы (Практическая методика), Просвещение, учебная литература , Москва, 1996.
- С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 4 класс, Москва, ВАКО, 2006.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс, Москва, Просвещение, 2006.
В приложении (презентации) использованы иллюстрации художника А. Елисеева. А.С. Пушкин. Сказки, Москва, ОНИКС 21 век, 2002.