Оборудование:
- Мультимедиа оборудование для показа презентации
- Комплекты табличек для фронтальной работы по классификации растений
- Иллюстрации для сказки: Солнце, Туча, Василёк
- Колосок пшеницы
- Аудиозапись сказки «Голоса птиц и зверей»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока.
- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке и что вы повторяли дома?
Сегодня у нас урок необычный. К нам пришли много гостей – учителя из разных школ и самый главный гость – хлебный колосок. Вместе с ним нас сегодня ждут интересные задания и приключения. Давайте вместе с вами попробуем сочинить сказку про хлебный колосок!
Колосок – это растение. А что нужно растениям для благоприятного роста?(тепло, свет, вода, земля). Всё это нужно и хлебному колоску.
И мы отправляемся в гости к Солнышку за светом и теплом. Красное солнышко даёт вам первое задание: распределить таблички с названиями растений в 3 столбика.
Вспомним, на какие 3 группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травянистые растения)
РАСТЕНИЯ
Деревья кустарники травянистые растения
Распределим таблички с названиями растений по этим трём группам!
сосна яблоня берёза |
крыжовник сирень малина |
репейник помидор одуванчик |
- А сейчас разыгрываем пятёрку. Кто правильно ответит на вопрос, тут же получает пятёрку! Среди этих растений есть такое, у которого есть другое название. Что это за растение? (помидор)
С заданием Солнышка мы справились, а значит, тепло и свет для колоска добыли.
Колоску нужна вода. За водой мы отправимся к дождевой тучке.
Тучка даёт задание: ответьте на вопрос – Что дают растения человеку?
(кормят, одевают, лечат, строительство, мебель )
Тучка довольна вашими ответами, и дождевая вода для колоска добыта!
Но вдруг откуда ни возьмись налетел Ветер-суховей и хочет унести тучку. Нужно скорее успокоить ветер. Для этого выполним очень сложное задание: надо распределить эти же таблички с растениями на 2 группы. Как вы думаете, на какие?
Колосок мне подсказал, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть такие, которые человек сам высаживает, ухаживает за ними, собирает урожай.
- Скажите, чем похожи и чем отличаются (показать картинки) сосна и яблоня? (поставить по разным столбикам)
Растения, которые растут сами по себе, называют дикорастущими (открыть табличку), а растения, выращиваемые человеком, называют культурными.
- Тема нашего урока сегодня: Дикорастущие и культурные растения. Приложение 1
( слайд №1)
3. Изучение нового материала.
Дикорастущие растения растут без вмешательства человека. Их никто не холит, никто не лелеет. Они растут там, где условия для них подходящие. К этим условиям они приспособились сами. А культурные растения сеет, высаживает, выращивает и ухаживает за ними человек.
Откуда же взялись на земле культурные растения?
В древние времена все растения на земле были дикорастущими.
Первобытный человек собирал плоды, отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни и сажал нужные растения поблизости от своего жилища. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал растения и ухаживал за ними. Растения менялись, привыкали к заботе о себе. Так появились на земле культурные растения.
Обратимся к словарю. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, обрабатывание.
- Так на какие две группы мы можем разделить все растения?
- Распределим оставшиеся карточки в 2 столбика!
Вы вернули дождевую тучку, и наш колосок не погибнет от засухи!
Физкультминутка.
Это кто такой садовник?(повороты в стороны, поднимая плечи)
Полил вишню и крыжовник, (руки вверх-вниз)
Полил сливы и цветы,(руки в стороны)
Вымыл травы и листы.(вращение плечами)
А как сумерки настали (приседание)
Нам по радио сказали, (встать)
Что и завтра он придёт (ходьба)
И польёт наш огород.
У колоска среди дикорастущих растений есть враги – сорняки васильки, которые, несмотря на то, что очень красивы, могут погубить колосок.
Сорняки хотят послушать интересные истории про своих товарищей – про дикорастущие травы.
Мы уже определили, что одуванчик – это дикорастущее растение. (слайд №2 – одуванчики).
Давайте мы все вместе послушаем сказку про Одуванчик.
(слушание отрывка из сказки «Лесная азбука»)
- Что интересного про одуванчик вы узнали из сказки?
Ребята, вы тоже приготовили рассказы о дикорастущих растениях. Давайте мы вас послушаем.
4. Слушание сообщений учащихся о дикорастущих растениях.
- Мать-и-мачеха (слайд №3).
- Что интересного вы узнали о мать-и-мачехе?
- Что появляется у мать-и-мачехи раньше: цветы или листья?
- Медуница (слайд №4).
- Почему на медунице можно одновременно увидеть цветки четырёх оттенков?
Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:
«Уважаемые дети!
Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу и в лесу. Сорванные и собранные в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте нас, не губите нас».
- Почему цветы просят не обрывать их?
Давайте будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Сорняки отпустили наш колосок, и в чистой земле он вырастет большим и полным зерна.
- Ребята, наш колосок интересуется: а хлебные колосья – это дикорастущие или культурные растения?
5. Сообщения учащихся о культурных растениях. Приложение 2
- Пшеница (слайд №5).
- Что нового узнали о пшенице?
- Рожь (слайд №6).
- Гречиха (слайд №7).
- Почему гречиху назвали гречихой?
- Почему гречневую кашу называют богатырской?
Значит, если вы хотите быть здоровыми и сильными, какая пища вам поможет?
6. Беседа о хлебе.
Наш колосок остался очень доволен вашими рассказами. И он предложил мне рассказать вам про то, без чего невкусна и несытна любая еда. О чём же? Конечно, о хлебе.
- Для чего люди выращивают хлебные колоски?
- Что можно получить из колосков?
- Как нужно относиться к хлебным колоскам и к хлебу? (Слайд №8)
Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Не сразу рождается хлеб.
Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – тёплый – золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе, -
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
- Почему о хлебе говорят – хлебушко?
Хлебом-солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому человеку в знак особого уважения.
Мы часто говорим о бережном отношении к хлебу. Но всегда ли мы помним те случаи из жизни людей, которые заставили бы всех задуматься: какое это богатство – хлеб!
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь».
- Что может быть для человека важнее хлеба? Только вода и воздух.
- Что нужно человеку, чтобы выжить? (воздух, вода и хлеб)
Во время Великой Отечественной войны хлеба не хватало. Мужчины воевали на фронте с фашистами, а старики, женщины и дети растили на полях хлеб. После уборки дети ходили по полю и подбирали оставшиеся колоски, чтоб ни один не пропал. Берегли каждое зёрнышко, ценили каждую хлебную крошку.
(Слайд №9)
В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Такой кусочек получали на сутки по специальным хлебным карточкам жители осаждённого немцами города в зимние месяцы блокады. А людям нужно было работать и выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
А сейчас ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в обед, сколько можете съесть.
Помните, что в каждый самый маленький кусочек хлеба вложили свой труд очень многие люди. (Слайд №10)
- А что делать, если вы не доели кусочек хлеба?
- А в нашем городе Рузе есть место, где люди пекут хлеб?
- Чьи мамы дома пекут булочки?
Значит, ваши мамы тоже вкладывают свой труд в приготовление хлеба, и вы должны беречь их труд.
Физкультминутка для глаз.
- Мы рисуем колосок. Потом бублик. Теперь буханку.
7. Игра «Найди пару».
Колосок предлагает поиграть в игру «Найди пару» с культурными растениями, разделить их на другие группы.
Я беру карточку с названием растения, например – пшеница, а вы выбираете в пару название растения, которое похоже с пшеницей по использованию, по месту выращивания и т.п. (Рожь – растёт в поле, делают муку ).
Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку мелют из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Эти культурные растения называются зерновыми.
(на доске открыть название столбика и прикрепить названия растений)
Выберите другие пары растений.
Груша и слива – фрукты, растут в саду. Называются плодовыми. К ним относятся также фруктовые деревья, кустарники, травянистые растения с плодами – фруктами и ягодами.
Лук и картофель – овощи. Культуры – овощные.
Лён и хлопок – из них делают ткань. Они – прядильные. Это очень ценные растения. Из них вырабатывают ткань для постельного белья, полотенец, трикотажа.
Тюльпан и нарцисс – для красоты. Это декоративные растения.
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ
Зерновые пшеница рожь |
плодовые груша слива |
овощные лук картофель |
прядильные хлопок лён |
декоративные тюльпан нарцисс |
Понравилась игра?
8. Работа с учебником с.62-63.
Дома вы ещё раз прочитаете по учебнику, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.
9. Итог урока.
- Чем отличаются дикорастущие растения от культурных?
- Сегодня мы изучили дикорастущие и культурные растения, которые человек выращивает для продуктов питания. Кто для себя сделал новые открытия по этой теме?
- Что для вас было интересным на уроке?
- О чём вы будете помнить, гуляя по лесу или лугу?
- Изменилось ли после сегодняшнего урока ваше отношение к хлебу?
Урок окончен.