Открытый урок «Кто она, твоя незнакомка? Эмоциональное погружение в символизм»

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка

Экран завладел умами современной молодёжи. Ни для кого не секрет, что стали читать мало или не читать вообще. Компьютер, теле- и , реже, киноэкраны вот что перед их глазами. Чужие образы, пусть даже созданные талантливыми режиссёрами, усваиваются и принимаются за свои. Читая книгу, вглядываясь в символы-буквы, каждый читатель сам воображает, т.е. создаёт, свои образы. И лишь потом, посмотрев фильм, сопоставляет со своим образом. Идёт процесс творческого осмысления.

Экран отстраняет смотрящего, не читающего, от этого процесса. Происходит считывание, запоминание, но не мыслительный процесс.

Оторвать ребят от экрана навсегда, наверное, уже нельзя. Значит надо приучить их перейти на осмысление увиденного. От готового творческого образа художника через эмоции перейти к смыслу, который определённый художник вложил в созданный образ.

Решив прямую задачу литературного (книжного) произведения, где символы буквенные через эмоциональное, чувственное восприятие заставляют рождаться образу, мы переходим к решению обратной задачи: через уже созданные образы в меру своей эмоциональности должны понять смысл экранного произведения.

Если ученики в конечном счёте это достигнут, тогда экран не будет таким монстром, пожирающим разум : ребята будут задумываться над увиденным, понимать, что действительно стоит смотреть, а что нужно игнорировать.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

  1. Организация начала урока.
    Приветствие.
    Фиксация отсутствующих.
    Формирование групп. – 2 минуты.
  2. Воспроизведение и корректировка знаний для творческого решения задач урока.
    Оглашение итогов тестирования по теме «Символизм конца Х1Х начала ХХ веков». – 2 минуты.
  3. Мотивация к активным действиям на уроке.
    Формулировка цели и задач урока . – 2 минуты.
  4. Первичная проверка понимания. Поисковая деятельность; индивидуальная форма работы.
    Задание на создание виртуального образа чувственного воспоминания. Подбор к виртуальному образу чувственно-ассоциативного материального – подбор иллюстрации – 3 минуты.
  5. Выработка умений переноса знаний. Проблемно-поисковая деятельность; смешанные формы работы – индивидуальные и групповые.
    Прочитав стихотворение, выстроить последовательную цепочку из имеющихся репродукций. – 4 минуты.
    Выслушав музыкальные фрагменты, выбрать подходящую к музыкальному звучанию стиха отрывок. – 8 минут.
    По соответствующему отрывку стихотворения попытаться почувствоать обонянием состояние поэта. – 3 минуты.
  6. Обобщение и систематизация знаний выполненных работ. Проблемно-поисковая деятельность; групповая форма работы.
    Выходим на ответ на вопрос: «А была ли на самом деле Незнакомка, или это плод воображения поэта?» - 4 минуты.
  7. Выработка умения самостоятельно применять знания в комплексе, переносить их на новые условия. Проблемно-поисковая деятельность, индивидуальная форма работы.
    Просмотр мультфильма и по музыкальному, цветовому, символическому оформлению персонажей через чувственное восприятие уловить идею, основной смысл произведения. – 12 минут.
  8. Подведение итогов урока.

Тип урока: Комбинированный: урок изучения и первичного закрепления знаний, урок закрепления новых знаний и выработка умений, урок комплексного применения знаний.

Цели:

  • изучение и первичное закрепление новых знаний,
  • выработка умений по их вторичному применению,
  • выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, переносить их в новые условия. (Формирование мотивации к восприятию и пониманию условного языка символов в киноискусстве (мультипликации).

Задачи:

  • образовательная формирование навыков работы с текстом художественного произведения через умение выстраивать ассоциативно-образные ряды, умения пользоваться в работе различными языками искусств, транслировать образ с языка одного вида искусств на другой, развитие чуткости к интонации художественного произведения, знакомство с произведением А.Блока «Незнакомка».
  • развивающая – продолжение развития эмоциональной сферы через погружение в произведение поэта-символиста.
  • воспитательная демонстрация на примере стихотворения «Незнакомка» ценности свободы в мироощущении отдельно взятого человека..

Учебное пространство: Столы поставлены буквой «П». В начале урока учащиеся рассаживаются произвольно.

Материалы, используемые на уроке:

  • репродукции картин художников Ван Гога, Пикассо, Курбе, Дега, Писсаро, Курбе, Васнецова, Джоджоне, Робера, Пермеке, Цибиса, Гогена
  • музыка Дэвида Сильвиана, альбом «Малер и я»,
  • стихотворение А.Блока «Незнакомка».

Сценарий урока.

Учитель предлагает на несколько минут закрыть глаза, погрузиться в воспоминания чего-то приятного, запомнить эти воспоминания.

На группы в ~6 человек раздаются конверты с репродукциями художников, импрессионистов и классиков. Из этого зрительного ряда надо подобрать подходящие воспоминаниям репродукции, продемонстрировав их, постараться объяснить, почему именно эта, а не иная репродукция выбрана.

Учитель: Сформулируйте одним словом или фразой своё чувство в момент воспоминаний и постарайтесь найти репродукцию, которая отвечает этому чувству.

Ученики вербально оформляют (пытаются это сделать) свои эмоции и подбирают (пытаются подобрать) подходящую репродукцию. Учитель, выборочно, просит дать пояснения.

Учитель: Обратите внимание на то, что одни и те же репродукции картин могут вызвать разные чувства.

Учитель: Задание сегодняшнего урока не простое: вы должны будете приблизиться к чувствам, которые возникли у поэта-символиста в момент создания им стихотворения.
Я хочу прочитать вам известный отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно…нет это был не сон
Ты чуть вошёл, я в миг узнала
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? Я тебя слыхала.
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью,
Слова надежды мне шепнул».

Пушкин! Но как похожи эти строки на стихи символистов: та же пленительная таинственность и неопределённость. Нет определённого образа, есть только его предчувствие!
И ещё одно стихотворение. На сей раз Шекспир. Сонет:

Мои глаза в тебя не влюблены,
Они твои пороки видят ясно.
А сердце ни одной твоей вины
Не видит и с глазами не согласно

Мой слух твоя не услаждает речь.
Твой голос, взор и рук твоих касанье,
Прельщая, не могли меня увлечь
На праздник слуха, зренья, осязанья.

И всё же. внешним чувствам не дано –
Ни всем пяти, ни каждому отдельно
Уверить сердце бедное одно,
Что это рабство для него смертельно.

В своём несчастье одному я рад:
Что ты - мой грех и ты – мой вечный ад.

Для чего я привела вам это стихотворение – чтобы подчеркнуть, что поэт – человек с «оголённым» нервом – с обострёнными чувствами: он ощущает мир, воспринимает его всеми органами чувств.

Попробуйте почувствовать известное стихотворение А.Блока «Незнакомка» , как если бы вы были поэтом. Какой образ возникнет у вас? 

Ребятам раздаётся текст со стихотворением А.Блока «Незнакомка».

Учитель «Прочтите это стихотворение тихонечко в своей группе и прислушайтесь, как оно звучит. Лирическое стихотворение легко ложится на музыку. Какой музыкальный отрывок, на ваш взгляд, более соответствует стихотворению.

В классе начинает звучать музыка.

Учитель опрашивает учеников. Варианты ответов разные. Кто-то, возможно, затруднится с ответом - что ж, это означает, что музыкальная составляющая ещё не созрела, не развита (будим работать над этим в дальнейшем).

Учитель: Теперь один из вас выразительно, громко будет читать стихотворение вслух, а вы в группе постарайтесь выстроить иллюстрации, созвучные не сюжету ,а эмоциям, которые возникают при прочтении. Если чего-то не хватает для выполнения вашего замысла, вы ничего не показываете.

Не будет проиллюстрирован отрывок, посвящённый образу незнакомки.

Учитель: Найдите в стихотворении следующие строки:

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Попрошу вас определится с духами , какой аромат у вашей незнакомки?

Учитель раздаёт несколько бумажек с разными ароматами: от лёгкого запаха свежести до густого запаха терпкости. Разброс мнений большой, но, очевидно, единого мнения в группах не обнаружится. Учитель подчеркивает и эту индивидуальность каждого в восприятии аромата.
Вспоминает известный американский фильм «Запах женщины» с Аль Пачино в главной роли, в котором герой лишён зрения, т.е. визуального восприятия образа, но ощущение реального мира у него происходит за счёт обострения других чувств, в частности обоняния. Можно привести пример гламурного, как это сейчас говорят, фильма и романа «Парфюмер», где без ощущения запахов окружающего мира невозможно постичь полноту, глубину понимания образа героя.

Учитель: Каждый из вас создал модель своего индивидуального образа незнакомки через чувственное , эмоциональное восприятие, придав её образу цвет, музыку и даже аромат, т.е. создал синтетический образ, своего рода синтетический продукт искусства. Давайте попытаемся изобразить этот процесс схематично.

Учитель пишет на доске:

Вербальное звучание(смысл) литературного произведения – эмоциональное воздействие (через музыку, цвет, запах) – виртуальный синтетический образ.

Учитель: Как ни вспомнить Анна Ахматову с её стихотворением «Творчество»:

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей,
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…»

Так из «какого сора» выросло это стихотворение А.Блока? Подберите ту репродукцию, которая, по - вашему, является ключом к разгадке.

Ребята показывают несколько репродукций, раскрывающих смысл строк:

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Заключительное слово учителя:

На примере известного стихотворения А.Блока каждый из вас по- своему прочувствовал каждую его строчку. Где-то ваши мнения совпали, где-то разошлись, но каждый получил возможность вольно, индивидуально воспринять его, в меру своей натуры: ощутить цвет, настроение, музыку стиха и даже запах – стихотворение должно было разбудить в вас дремлющие или созревшие (в меру развития) чувства, т.е. дать вам эмоциональный настрой, создать виртуальный образ незнакомки. У всех она своя, уникальная, т.к. каждый из вас индивидуален.

В зависимости от оставшегося времени, можно дать два варианта концовки урока:

  1. «Мы шли от литературного, смыслового образа к эмоциональному восприятию, к созданию зримого образа. В кино мы , напротив, получаем зримый, часто символичный, образ и, опять же, через эмоции, должны осмыслить его, т.е. возвращаясь к схеме: синтетический образ фильма - эмоциональное восприятие(через музыку, цвет, образы-символы) – вербальное осмысление, т.е. решается обратная задача, но тоже через эмоции.

    Давайте попробуем выполнить обратную задачу: посмотрев 8-минутный символичный мультфильм Гарри Бардина «Адажио» подумайте и скажите о чём он? С чем ассоциируются образы?»

  2. Учитель задаёт задание на дом: читает стихотворение В.Брюсова «Творчество» и предлагает дома подумать, о чём оно?

Прогноз:

  • положительный, т.е. в любом случае должен появиться эмоциональный настрой, каким бы он ни был,
  • в начале может возникнуть некоторое непонимание данных заданий в силу их неординарности,
  • должно появиться удивление результатом работы (эмоциональный всплеск),
  • из-за неорганизованности или излишней эмоциональности просмотр и обсуждение мультфильма не состоится – значит, его смотрим, обсуждаем на следующем уроке, в теме «Искусство кино. Мультфильм».