Ознакомившись с материалами сборника “Теория и практика компетентностного подхода в управлении образовательного процесса” (сборник статей. Москва 2008 г. Изд. Прометей), хотелось бы остановить своё внимание на следующих высказываниях:
Образование – важнейший ресурс уменьшения рисков социальных, межличностных конфликтов, и, особенно, ксенофобий, этнофобий, эмигрантофобий… Образование – ведущий ресурс социализации учащихся, студентов.
Сделать образование конкурентноспособным по отношению к другим институтам социализации молодого поколения , повышение мобильности и качества образования – это задача времени, задача учителя.
Компетентностный подход к содержанию общего образования – новое явление для отечественной дидактики.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для продуктивного воздействия по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующих компетенций, включающих его личностное отношение к предмету деятельности.
Эти понятия (компетенция и компетентность) почти синонимичны. Первое чаще применяется для обозначения результата, выражающегося в реальном владении методами, средствами деятельности, и такой формой сочетания знаний, умений и навыков, которые позволяют ставить и достигнуть цели по преобразованию окружающего мира.
Владение той или иной образовательной компетенцией предполагает, что ученик усвоил не просто некую сумму отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру, предполагающую совокупность определённых видов деятельности.
Компетентностный подход не отрицает значение знаний, но делает акцент на умениях самостоятельно приобретать, перерабатывать и использовать полученные знания, т.е. существенно не то, что нового узнал, а чему научился.
Учебно-познавательную компетентность следует рассматривать как фактор социальной конкурентноспособности старшеклассника.
Важной составляющей компетентности является коммуникативная компетентность – важнейшее качество, позволяющее взаимодействовать друг с другом в любых жизненных ситуациях: обращать внимание на способность слышать других людей и принимать во внимание то, что они говорят. Это предполагает способность абстрагироваться от своего собственного мнения и не только слушать, что говорят, но и то, что не договаривают.
Чаще всего в общении друг с другом люди склонны слышать информацию, но очень важно воспринимать чувство другого. Конструктивность общения зависит от того, насколько человек ощущает то, что стоит за информацией.
Актуальной проблемой становится нехватка системных занятий по развитию эмоциональной сферы. При этом следует отметить, что только равномерное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер в совокупности обеспечивает интегративное развитие личности в целом.
Одной из главных целей личностно-ориентированного обучения является развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе.
Сопереживая и сочувствуя, и к своим переживаниям и чувствам относимся по-человечески, т.е. с учётом их связи с действиями и жизнью других людей. Собственная чувственность существует только через другого человека.
Знания, искусство, игровая деятельность на уроках дают возможность усвоить с помощью образов основные понятия взаимопонимания.
Искусство становится “дверью” в царство положительных эмоций, добрых слов, чистых чувств. Искусство приглашает на встречу с прекрасным, чтобы научить выражать и проявлять свою любовь.
Искусство – язык любви, мостик, невидимой связью соединяющий людей.
Выше перечисленное следует рассматривать как постулат, как лозунги для устремления в будущее в образовательной сфере.
Могу предположить, что к понятию компетенция – компетентность пришли, сделав печальный вывод отставания в образовании современной российской молодёжи, после очередных срезов ЗУНов у 15-летних из 40 стран мира. Наше третье место от конца заставило, наконец, задуматься научных деятелей. Обидно терять приобретённое традиционное блестящее русское образование!
Задаюсь вопросом: “А не заигрались ли мы во всевозможные инновации, потеряв основательные, глубинные знания, получаемые в советской школе? В чём причины? Как выбраться из этой ситуации? По какому пути пойти?”
Сама постановка вопроса “Компетенция – компетентность” признаёт факт того, что сегодняшние школа – институт дают знания алгоритмов, т.е. знания в пределах тем, предметов, но ученики – студенты не умеют или плохо представляют, как связать, применить полученные знания на практике или в других предметах, т.е. потеряна межпредметная связь, связь с жизненными ситуациями. Выпускаем схоластиков, начётников, оторванных от жизни.
В качестве подтверждения к вышесказанному вспоминаются старательно написанные диктанты, сочинения на уроках русского языка или литературы…и совершенно безграмотные записи в других предметах. Вот и пример компетенции в отдельной теме, правилах и абсолютная не грамотность на практике.
Все перечисленные в начале положения: компетенция, компетентность, конкурентноспособность, коммуникативность, развитие эмоциональной сферы и т.д., - всё это ярчайшим образом проявляется в предмете Мировая художественная культура.
Ни для кого не секрет, что сегодняшнему молодому поколению не хватает знаний, умений во многих областях, но, прежде всего, не хватает культуры как общечеловеческой (отсюда наши промахи в коммуникативности и в личностном ориентировании), так и знаний мировой художественной культуры (как следствие – межэтнические, межклассовые, религиозные конфликты, эмоциональные и т.д. несовершенства).
Нельзя быть и жить меж холодных, расчётливых или, как сейчас говорят, прагматичных, людей, глухих к переживаниям близких и рядом живущих. Это тупиковое, вырожденческое состояние.
Предмет “Мировая художественная культура” связывает в единое предметы школьного курса, беря компетенцию учащегося в каждой учебной дисциплине и поднимаясь до уровня компетентности.
На первый взгляд, предмет “Мировая художественная культура” можно интегрировать в другие предметы школьного курса: историю, литературу, рисование, музыку и даже в иностранный язык (!?) Но это неправильно: эта дисциплина (МХК) настолько мощная, настолько обязывает многое знать и связывать все перечисленные выше дисциплины (чтобы дать правильный, как это сейчас модно говорить, вектор), что, расчленяя его на составляющие предметы, главного никогда не достичь. Образно это можно представить в виде чёрно-белой фотографии, на которой показана лишь одна освещённая сторона предмета – другие не видны, и о них ничего нельзя сказать, как и о всём предмете в целом. К сожалению, составители учебных базисных планов не поняли значимости этого предмета для подрастающего поколения, и это печально! Фрагмент МХК в базисном учебном плане (8-9-е классы) не достигает необходимой цели – здесь закладывается лишь компетенция в этом предмете и отсекается дальнейшее развитие, т.е. выход на уровень компетентности-то, ради чего все предметы школьного курса существуют В современном виде МХК – родимент в учебном процессе.
Предмет, очевидно, трудный: необходимо многое знать из отечественной и мировой истории, истории религии, литературы, географии, музыки, изобразительного искусства.
Мало иметь сведения о произведениях искусства, надо реально их увидеть, услышать, перечитать, чтобы самому прочувствовать, сопереживая увиденному, услышанному, прочитанному, а не пересказывать чужие чувства и мысли. Это трудно. Этому надо учить. Это вполне достижимо.
Итак, цель обозначена: это “компетенция – компетентность” в области учебного предмета “Мировая художественная культура”. Как её достичь?
Образовательный процесс предполагает наличие двух сторон: учитель – ученик. Отсюда, обозначенная цель ставится как перед учеником, так, и в первую очередь, перед учителем, т.е., прежде всего, от компетентности, а не только компетенции, учителя в данном (любом) предмете зависит успех достижения цели.
Разные задачи стоят перед учениками на разных этапах обучения: 1 этап – 8–9-е классы – это приобретение компетенции в предмете МХК; 2 этап – 10–11-е классы – выход на уровень компетентности (Как важно сохранить этот предмет в базовом курсе 10–11-х классов, где и достигается максимальный эффект знаний!!!)
На разных этапах учитель МХК должен решать разные задачи.
Приступая к первому этапу, прежде всего необходимо узнать уровень подготовленности детской аудитории, чтобы дать нужный объём материала. С этой целью на первом же уроке проводится анкетирование, что даёт возможность выстроить программу создания компетенции учеников, не отягощая и не облегчая её усвоение. При этом сохраняются три этапа дидактики.
обучение – знакомство на уроках с новым материалом с использованием литературных источников, типографских иллюстраций, слайдов, аудио- и видео материалов, повторение – цифровые диктанты, заполнение таблиц, отгадывание кроссвордов, закрепление – на экскурсиях, в групповых проектах на уроках.
Наиболее успешные ученики делают достаточно удачные попытки выхода на экзаменационный уровень : в течение года под руководством учителя постигают азы работы с рефератом, оформления презентации своей работы.
Второй этап – этап перехода из средней школы в промежуточное звено, 10–11-х классов, подготавливающее старшеклассников к поступлению в институты и обучению в вузах.. Отсюда и задача учителя меняется: от полученных знаний в 8–9-х классах переходим к умению применять их в разных предлагаемых условиях. Форма подачи меняется: создаются проблемно-поисковые моменты. Завершающий этап – экзамен- реферат, несущий исследовательскую направленность, тем самым приближая к научно-поисковой работе в высшем учебном заведении. Это соответствует достижению определённой компетентности в области “Мировая художественная культура” как учебного предмета в школе.
Таков план достижения поставленной цели.
В качестве примера одного из уроков последней ступени предлагается открытый урок, данный в 11-м классе школы. Урок рассматривает произведение А.Блока “Незнакомка”, но решает отличную от литературы задачу: на уроках литературы разбирается литературная составляющая произведения, в МХК – эмоциональная составляющая, первопричина, побуждение к созданию произведения искусства.