Урок математики в 3-м классе "Измерение времени. Век, год, месяц, неделя"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с календарём, видами календарей.
  2. Закрепить знания соотношений единиц времени: век, год, месяц, неделя.
  3. Упражнять в замене крупных единиц - мелкими и мелких – крупными.
  4. Воспитывать доброжелательность

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: календарь, названия месяцев, названия дней недели, таблица «Измерение времени», цепочка примеров, условие задачи (устный счёт).
  • Раздаточный материал: календари, дни недели, кроссворд.

Ход урока

I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Ребята садятся за парты)
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёта.

II. Устный счёт

1. Отгадайте загадки:

  • Братьев этих ровно семь,
    Вам они известны всем.
    Каждую неделю кругом
    Ходят братья друг за другом.
    Попрощается последний,
    Появляется передний. (Дни недели)

  • Что за птицы прилетают?
    По семёрке в каждой стае.
    Вереницею летят
    Не воротятся назад. (Недели)

  • 12 братьев разно называются,
    Разными делами занимаются. (Месяцы)

– О каких единицах измерения сегодня пойдёт речь?

Единицы длины – 24 см
Единицы времени – 24 кв. см
Единицы массы – 20 см

– Для проверки выбора ответа, надо решить задачу.

2. Задача

Дан прямоугольник, длина которого Х см, а ширина на 2 см меньше. Найдите площадь этого прямоугольника.

Длина – Х см
Ширина - ? на 2 см меньше
S - ?

– Сможем, ли мы сразу узнать площадь прямоугольника? (Нет. В задаче есть недостающие данные Х)

Для того, чтобы узнать Х надо решить цепочку примеров. А несколько ребят решат уравнения.

3. Цепочка примеров

16 х 3 : 6 х 100 : 8 – 40 : 10 = Х

4. Индивидуальная работа

(2 человека у доски с обратной стороны, 4 человека на карточках)

54 : Х = 9
Х х 5 = 30

Давайте проверим.

Что вы заметили? (Х = 6)

Решите задачу. (6 х (6 – 2) = 24 кв. см)

III. Сообщение темы урока

Сформулируйте тему урока.

Измерение времени.

IV. Изучение нового материала

На уроке чтения мы читали сказку В.И. Даля «Старик Годовик». Давайте вспомним её и побеседуем по ней.

«Вышел Старик Годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик Годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

  • Ребята, а что это за птицы? (Месяцы)
  • А какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль)

Махнул Старик Годовик второй раз – полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

  • А это какие месяцы? (Март, апрель, май)

Махнул Старик Годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

  • Какие это месяцы? (Июнь, июль, август)

Махнул Старик Годовик четвёртый раз – полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

  • Какие это птицы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Где мы можем увидеть все месяцы вместе? (В календаре)

V. Работа с календарём

Посчитайте, сколько месяцев в году?

 1 год = 12 месяцев

Что такое календарь?

«Календарь – перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. В более общем смысле понятие «календарь» означает всю систему исчисления времени. Календарь удобен, чтобы вести счёт времени – годам, месяцам, неделям дням»

Какие бывают календари? (Отрывные, настенные, карманные, настольные – демонстрация календарей)

С какого месяца начинается календарный год? (С января)

А какой месяц сейчас идёт? (Март)

Какие месяцы в этом году уже прошли? (Январь, февраль)

Какие месяцы ещё будут в этом году? (Апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

Сколько дней в марте? (31)

В какие ещё месяцы 31 день? (Январь, май, июль, август, октябрь, декабрь)

Назовите месяц, который начнётся после марта. (Апрель)

Сколько дней в апреле? (30)

В какие ещё месяцы 30 дней? (июнь, сентябрь, ноябрь)

Какой месяц вы не назвали? (февраль)

Почему? (28 дней)

Кто из вас знает, как можно определить количество дней в месяце, 31 или 30, если у вас нет календаря? (по руке)

VI. Решение задач

Дайте узнаем, сколько дней в 2009 году.

Сколько месяцев в году? (12)

Сколько месяцев, в которых 31 день? (7)

Давайте запишем: 7 мес. – по 31 дн.

Сколько месяцев, в которых 30 дней? (4)

Давайте запишем: 4 мес. – по 30 дн.

Что ещё известно? 1 мес. – 28 дн.

Покажите, что надо узнать количество всех дней.

Решите задачу удобным способом.

1) 31*7 =217(дн.) 7 месяцев

2) 30*4 = 120 (дн.) 4 месяца

3) 217+120+28=365 (дн.)

Или

31*7+30*4+28=365(дн.)

Ответ: 365 дней в 2009 году.

А всегда ли бывает 365 дней в году?

Сколько дней ещё бывает в феврале? (29)

Как называется год, в феврале которого 29 дней? (високосный)

А кто из вас знает, как можно определить, сколько дней в феврале 28 или 29, не посмотрев на календарь. (Надо последние две цифры года разделить на 4 , если делится без остатка, значит в феврале 29 дней, а если не делится, значит 28.)

2009 год – 09 , значит 9:4, не делится.

2010 год – 10 , значит 10:4, не делится.

2011 год – 11 , значит 11:4, не делится.

2012 год – 12 , значит 12:4=3, делится. В феврале 2012 года будет 29 дней. Високосный год.

VII. Физкультминутка

Часы

Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так.
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так:
Тик-так, тик-так.

VII. Работа в парах

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла.

  • Что это за крылья у каждой птицы? (Недели)

В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо со своим именем.

  • Что это за семь перьев? (7 дней в неделе)
1 неделя = 7 суток

Разложите дни недели по порядку.

(дети работают парами, а один человек у доски)

Почему именно так они называются?

Объясните название:

ВТОРНИК – второй на неделе

ЧЕТВЕРГ – день четвёртый по порядку (в старину «четверток»)

ПЯТНИЦА – пятый день

СРЕДА – средний день

ВОСКРЕСЕНЬЕ – единственный день, прямо назван в связи с воскресением Господа Бога Иисуса Христа

ПОНЕДЕЛЬНИК – день после нерабочего дня

СУББОТА – шестой день недели

IX. Самостоятельная работа

С какого дня недели начался этот год?

Как вы думаете, всегда ли новый год начинается с четверга?

С какого дня недели начнётся 2010 год?

По календарю определяют не только даты и дни недели, но и времена года.

Какие времена года вы знаете?

С какого дня начинается календарная весна? (1 марта)

А сколько длится? (3 месяца)

Давайте посчитаем, сколько дней длится весна.

31 + 30 + 31 = 92 (дн.)

Ответ: 92 дня длится весна.

Узнайте, сколько дней длится:

1 ряд – зима (31+31+28=90 дней)

2 ряд – осень (30+31+30=91 день)

3 ряд – лето (30+31+31=92 дня)

По 1 человеку с каждого ряда решают с обратной стороны доски.

Проверка.

X. Обобщение знаний

С какими единицами времени мы сегодня работали? (год, месяц, неделя)

Расположите их в порядке увеличения.

Скажите, есть ли единица времени больше года?

XI. Работа по учебнику

Страница 107 прочитайте правило.

Век = 100 лет

Страница 109 № 432 (устно)

В каком веке мы живём?

Какой по счёту будет следующий век?

С какой даты он начнётся? (С 1 января 2101 года)

Знаете ли вы, в каком веке жил поэт А.С. Пушкин? (6 июня 1799г.- XVIII – XIX веках)

Космонавт Ю.А. Гагарин? (XX веке)

Страница 109 № 433 (устно)

XII. Закрепление пройденного

1. Сравните:

1 нед. * 8 сут.
1 мес. * 35 сут.
14 сут. * 2 нед.
1 век * 100 лет
1 год * 15 мес.
1 мес. * 25 сут.

2. Кроссворд (Приложение)

XIII. Итог урока

Что нового узнали на уроке?

XIV. Домашнее задание