Цели:
- Познакомить учащихся с календарём, видами календарей.
- Закрепить знания соотношений единиц времени: век, год, месяц, неделя.
- Упражнять в замене крупных единиц - мелкими и мелких – крупными.
- Воспитывать доброжелательность
Оборудование:
- Демонстрационный материал: календарь, названия месяцев, названия дней недели, таблица «Измерение времени», цепочка примеров, условие задачи (устный счёт).
- Раздаточный материал: календари, дни недели, кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Ребята садятся за парты)
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёта.
II. Устный счёт
1. Отгадайте загадки:
-
Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний,
Появляется передний. (Дни недели) -
Что за птицы прилетают?
По семёрке в каждой стае.
Вереницею летят
Не воротятся назад. (Недели) -
12 братьев разно называются,
Разными делами занимаются. (Месяцы)
– О каких единицах измерения сегодня пойдёт речь?
Единицы длины – 24 см |
Единицы времени – 24 кв. см |
Единицы массы – 20 см |
– Для проверки выбора ответа, надо решить задачу.
2. Задача
Дан прямоугольник, длина которого Х см, а ширина на 2 см меньше. Найдите площадь этого прямоугольника.
Длина – Х см Ширина - ? на 2 см меньше S - ? |
– Сможем, ли мы сразу узнать площадь прямоугольника? (Нет. В задаче есть недостающие данные Х)
Для того, чтобы узнать Х надо решить цепочку примеров. А несколько ребят решат уравнения.
3. Цепочка примеров
16 х 3 : 6 х 100 : 8 – 40 : 10 = Х
4. Индивидуальная работа
(2 человека у доски с обратной стороны, 4 человека на карточках)
54 : Х = 9
Х х 5 = 30
Давайте проверим.
Что вы заметили? (Х = 6)
Решите задачу. (6 х (6 – 2) = 24 кв. см)
III. Сообщение темы урока
Сформулируйте тему урока.
Измерение времени.
IV. Изучение нового материала
На уроке чтения мы читали сказку В.И. Даля «Старик Годовик». Давайте вспомним её и побеседуем по ней.
«Вышел Старик Годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик Годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
- Ребята, а что это за птицы? (Месяцы)
- А какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль)
Махнул Старик Годовик второй раз – полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
- А это какие месяцы? (Март, апрель, май)
Махнул Старик Годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
- Какие это месяцы? (Июнь, июль, август)
Махнул Старик Годовик четвёртый раз – полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
- Какие это птицы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Где мы можем увидеть все месяцы вместе? (В календаре)
V. Работа с календарём
Посчитайте, сколько месяцев в году?
1 год = 12 месяцев |
Что такое календарь?
«Календарь – перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. В более общем смысле понятие «календарь» означает всю систему исчисления времени. Календарь удобен, чтобы вести счёт времени – годам, месяцам, неделям дням»
Какие бывают календари? (Отрывные, настенные, карманные, настольные – демонстрация календарей)
С какого месяца начинается календарный год? (С января)
А какой месяц сейчас идёт? (Март)
Какие месяцы в этом году уже прошли? (Январь, февраль)
Какие месяцы ещё будут в этом году? (Апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
Сколько дней в марте? (31)
В какие ещё месяцы 31 день? (Январь, май, июль, август, октябрь, декабрь)
Назовите месяц, который начнётся после марта. (Апрель)
Сколько дней в апреле? (30)
В какие ещё месяцы 30 дней? (июнь, сентябрь, ноябрь)
Какой месяц вы не назвали? (февраль)
Почему? (28 дней)
Кто из вас знает, как можно определить количество дней в месяце, 31 или 30, если у вас нет календаря? (по руке)
VI. Решение задач
Дайте узнаем, сколько дней в 2009 году.
Сколько месяцев в году? (12)
Сколько месяцев, в которых 31 день? (7)
Давайте запишем: 7 мес. – по 31 дн.
Сколько месяцев, в которых 30 дней? (4)
Давайте запишем: 4 мес. – по 30 дн.
Что ещё известно? 1 мес. – 28 дн.
Покажите, что надо узнать количество всех дней.
Решите задачу удобным способом.
1) 31*7 =217(дн.) – 7 месяцев
2) 30*4 = 120 (дн.) – 4 месяца
3) 217+120+28=365 (дн.)
Или
31*7+30*4+28=365(дн.)
Ответ: 365 дней в 2009 году.
А всегда ли бывает 365 дней в году?
Сколько дней ещё бывает в феврале? (29)
Как называется год, в феврале которого 29 дней? (високосный)
А кто из вас знает, как можно определить, сколько дней в феврале 28 или 29, не посмотрев на календарь. (Надо последние две цифры года разделить на 4 , если делится без остатка, значит в феврале 29 дней, а если не делится, значит 28.)
2009 год – 09 , значит 9:4, не делится.
2010 год – 10 , значит 10:4, не делится.
2011 год – 11 , значит 11:4, не делится.
2012 год – 12 , значит 12:4=3, делится. В феврале 2012 года будет 29 дней. Високосный год.
VII. Физкультминутка
Часы
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так.
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так:
Тик-так, тик-так.
VII. Работа в парах
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла.
- Что это за крылья у каждой птицы? (Недели)
В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо со своим именем.
- Что это за семь перьев? (7 дней в неделе)
1 неделя = 7 суток |
Разложите дни недели по порядку.
(дети работают парами, а один человек у доски)
Почему именно так они называются?
Объясните название:
ВТОРНИК – второй на неделе
ЧЕТВЕРГ – день четвёртый по порядку (в старину «четверток»)
ПЯТНИЦА – пятый день
СРЕДА – средний день
ВОСКРЕСЕНЬЕ – единственный день, прямо назван в связи с воскресением Господа Бога Иисуса Христа
ПОНЕДЕЛЬНИК – день после нерабочего дня
СУББОТА – шестой день недели
IX. Самостоятельная работа
С какого дня недели начался этот год?
Как вы думаете, всегда ли новый год начинается с четверга?
С какого дня недели начнётся 2010 год?
По календарю определяют не только даты и дни недели, но и времена года.
Какие времена года вы знаете?
С какого дня начинается календарная весна? (1 марта)
А сколько длится? (3 месяца)
Давайте посчитаем, сколько дней длится весна.
31 + 30 + 31 = 92 (дн.)
Ответ: 92 дня длится весна.
Узнайте, сколько дней длится:
1 ряд – зима (31+31+28=90 дней)
2 ряд – осень (30+31+30=91 день)
3 ряд – лето (30+31+31=92 дня)
По 1 человеку с каждого ряда решают с обратной стороны доски.
Проверка.
X. Обобщение знаний
С какими единицами времени мы сегодня работали? (год, месяц, неделя)
Расположите их в порядке увеличения.
Скажите, есть ли единица времени больше года?
XI. Работа по учебнику
Страница 107 прочитайте правило.
Век = 100 лет |
Страница 109 № 432 (устно)
В каком веке мы живём?
Какой по счёту будет следующий век?
С какой даты он начнётся? (С 1 января 2101 года)
Знаете ли вы, в каком веке жил поэт А.С. Пушкин? (6 июня 1799г.- XVIII – XIX веках)
Космонавт Ю.А. Гагарин? (XX веке)
Страница 109 № 433 (устно)
XII. Закрепление пройденного
1. Сравните:
1 нед. * 8 сут.
1 мес. * 35 сут.
14 сут. * 2 нед.
1 век * 100 лет
1 год * 15 мес.
1 мес. * 25 сут.
2. Кроссворд (Приложение)
XIII. Итог урока
Что нового узнали на уроке?