Цели:
- показать самобытный характер культуры казаков;
- воспитывать любовь к родному краю, культуре, помочь почувствовать нравственное, эстетическое воздействие народной культуры на духовную жизнь человека;
- формировать представления об обрядах, традициях казаков.
Оборудование: фотографии династий казаков, рисунки «Край мой Кубанский», прялка, глиняная посуда, презентация.
Форма проведения: встреча с интересными людьми.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались на встречу добрых друзей. Посмотрите, наш класс напоминает казачью хату. И это не случайно. Наш праздник называется: «Казачьему роду нима переводу». (1 слайд)
1-й уч-ся:
Кубань – России уголок, (2 слайд)
Здесь каждый кустик дорог!
Ты обойди хоть сто дорог,
Пройди село и город,
Но не найдешь прекрасней мест
И красоты прекрасней здесь!
2-й уч-ся:
Велика и необъятна (3 слайд)
Вся кубанская земля
Урожаями богаты
Наши нивы и поля.
Широки её озера,
Бесконечна даль степей,
И стоят, как стражи, горы
Над просторами полей.
3-й уч-ся:
Трудом и дружбой край богат, (4 слайд)
Богат казачьей славой.
Здесь песни вольные звучат
Над полем, над дубравой.
Песня: «Здравствуй, наша Кубань». (5,6 слайд)
4-й уч-ся. Это наш край! Это наша Кубань! Краснодарский край – жемчужина нашей любимой Родины – России. Наш край – хлеборобный край. Здесь живут и трудятся хлеборобы, которые выращивают главное богатство нашей страны – хлеб, а хлеб – всему голова.
Учитель. Жители нашего края могут и любят трудиться. А ещё они бережно хранят традиции наших предков. Помнят и поют прекрасные казачьи песни. И мы с вами сегодня поговорим о славных традициях родной земли, о задушевных казачьих песнях. А помогут нам в этом наши гости. Итак, у нас в гостях…
А впрочем, я думаю, что наши гости не нуждаются в особом представлении, их мы можем узнать по песням, которые они исполняют.
Входят гости с песней
Учитель. Ребята, вы узнали наших гостей?
Уч-ся. У нас в гостях народный театр казачьей песни «Во светлице».
Уч-ся.
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С разноцветным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Гости принимают каравай. Рассаживаются.
Учитель. Игорь Евгеньевич, мы очень рады встрече с вами. И нам бы очень хотелось поближе познакомиться с вашим коллективом и его творчеством. Для начала представьте нам ваш коллектив. (Представляет)
А можно ребятам задать вам интересующие их вопросы?
- Что вдохновило Вас на создание вашего коллектива? (Несколько лет назад режиссер нашего театра написала спектакль «Казачья доля», в основу которого легли реальные события, произошедшие в нашей станице много лет назад. Мы общались людьми старшего поколения, старожилами, изучали быт и уклады казаков. В спектакле было много песен, для их исполнения пригласили жительниц нашей станицы. Так и родился наш театр «Во светлице»).
- Почему выбрали такое название «Во светлице»? (Светлицей у казаков считалась самая светлая, лучшая комната. И мы своим творчеством несем людям светлое хорошее настроение).
- Какая самая первая песня, которую вы исполнили? (Первая песня была «Ой орел, мой орел»).
- А какие песни вы больше всего любите петь? (Мы исполняем песни линейных казаков. Эти песни в основном медленные, протяжные, лирические)
- В каких уголках нашего края вы побывали с концертами? Что вам запомнилось больше всего? (Мы побывали в г. Славянске на международном фестивале искусства, получили звание «Народного театра», были на открытии музея под открытым небом «Атамань»)
- Мы знаем, что ваш коллектив бережно хранит и воспевает традиции и обряды наших предков. Какой из них вы можете нам показать? (Мы вам покажем обряд сватания невесты)
- Возрождая традиции, вы работаете не только с людьми старшего возраста, но и с детьми. Расскажите об этом.
Учитель. Ребята нашего класса на уроках кубановедения, внеклассных мероприятиях знакомятся с обычаями и традициями наших предков-казаков. О некоторых мы сейчас расскажем.
Уч-ся. Традиционным был и остается на Кубани Праздник Урожая. (7 слайд)
Уч-ся. Казаки широко праздновали окончание уборки урожая. В станице на главной площади устраивался обед, проводились игры, скачки. По завершении жатвы на поле оставляли несжатым небольшой участок пшеницы, иногда колосья на нем завивали. Это называлось «Николе на бородку», «Илье на бородку». Это символизировало благодарность земле, святым покровителям за урожай.
Песня: Ой, да Краснодарский край. (8-9 слайды)
Уч-ся.
Осень – славная пора.
Любит очень детвора.
Груши, сливы, виноград –
Все поспело для ребят.
Уч-ся.
Сливы сладкие, как мед,
Будет на зиму компот,
И варенье, и желе
В каждом доме на столе.
Уч-ся. За окном осень. Чудесное время года у нас на Кубани. Летом люди хорошо потрудились, собрали хороший урожай. Традицией стало в такие вот осенние дни проводить по кубанским городам и станицам веселые казачьи ярмарки. Едут люди на ярмарку продать лишнее, себя показать, на других посмотреть. (10 слайд)
Инсценировка «На ярмарку»
1-й мальчик.
Здравствуйте, девчата!
Чьи же вы будете?
1-я девочка.
Мы мамкины
Мы не теткины,
А мы на улице росли
И нас курицы снесли!
2-й мальчик.
Ой и девчата!
Хороша, мила та,
Хороша и эта,
Да и эта, и вот та
Не хуже, чем вот эта!
2-я девочка.
А у нас в станице
все красавицы девицы!
3-й мальчик. А куда же вы, девчата, идете?
3-я девочка. Та на ярмарку! А вы куда?
Мальчик. Тоже на ярмарку. Покупать – торговать…
Девочка. А чем же торговать будете?
Мальчик.
Прялку продам,
Веретенышко продам,
Гармонь куплю,
Плясать пойду!
Мальчик.
Плясать пойдем,
Головой тряхнем,
Своими серыми глазами
Завлекать начнем!
Девочка.
Ой, ребята, вы ребята,
Чем вы завлекаете?
Иль глазами, иль бровями
Сердце вынимаете!
Мальчик. Может, вместе пойдем? Веселей будет!
Девочка. А что, и пойдем! Мы веселых хлопцев любим!
(идут по классу)
Мальчик. Кто же это там спит? (Смотрит из-под руки)
Мальчик. Да это же дед!
Мальчик. А ему видать сто лет!
Девочки. Т-с-с-с… Давайте его разбудим.
Инсценировка песни «Про деда»
Уч-ся. Внимание! Внимание! Слушайте все! Ярмарка открывается! (11 слайд)
Уч-ся. Приходите, приезжайте, все что нужно покупайте!
Уч-ся. Народ собирается, наша ярмарка открывается!
1-й. Дыни, баклажаны синие, груши золотые!
2-й. Тыквы толстопузые, сладкие арбузы!
3-й. Прянички, коврижки медовые, конфеты, петушки леденцовые.
(Дети «гуляют» по ярмарке)
Уч-ся.
Базар большой, народу много.
Кубанская девушка идет, дайте дорогу!
Уч-ся.
Базар большой,
Народ прибывает,
Казак молодой товар выбирает.
Уч-ся. Базар большой, торгуются шумно.
4-й. Продай дыню за пятак!
5-й. Ишь какой умный!
Уч-ся. Все товары хороши! Что угодно для души.
Дети садятся на места.
Ведущий. А как можно представить наших кубанцев без веселых частушек.
Девочка.
Эй, девчушки – хохотушки,
Заведите-ка частушки,
запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Дети начинают, гости продолжают.
Учитель. К сожалению, наша встреча подходит к концу. Мы благодарим наших гостей за то, что они помогли нам ещё раз прикоснуться к прекрасному творчеству кубанского народа. И твердо знаем, что должны бережно хранить и помнить традиции наших предков.
В заключении нам хотелось бы сделать вам небольшой подарок. Глобус – модель земного шара, пусть станет символом вашей популярности, успеха. Мы желаем Вам творческих успехов, вдохновения, благодарных зрителей. Чтобы вы со своими концертами побывали во всех уголках не только нашей страны, но и мира.