Цель:
- развивать у учащихся познавательный интерес, желание интеллектуальной деятельности;
- воспитывать умение работать сообща, согласовывать свои действия.
Предварительная подготовка:
- Украсить класс воздушными шарами и цифрами, формулами, цитатами из художественных произведений.
- Разделить учащихся на три команды. Команды выбирают себе название и девиз, а также готовят приветствия команд.
Ход марафона
I. Вступление.
1-й ученик:
Сегодня мы проводим марафон,
Проверит наши знанья он.
2-й ученик:
Как это интересно – много знать!
Всем друзьям свои уменья показать!
3-й ученик:
К интеллектуальным конкурсам готовы!
Вперед, друзья! К победам новым!
II. Приветствие команд.
III. Разминка.
а) Сколько это будет? (Отвечать быстро.)
Уроки математики мы начинаем с устного счета, вот и сейчас посчитаем немного.
- Часы показывают без 15 минут 12. Меняем часовую и минутные стрелки местами. Который час?
- Сколько ног, хвостов и рогов у одной коровы?
- Сколько букв в названии самого длинношеего животного?
- Сколько месяцев в году? Порядковый номер июля?
- Какое число будет в следующую среду?
- Наименьшее двузначное число?
- Роман Ильфа и Петрова «…. стульев».
- Сколько козлят пытался съесть злой волк?
- Сколько ножек у двух стульев?
- За сколькими зайцами не надо гнаться?
- Сколько линий надо провести, чтобы разделить квадрат на 4 равные части?
- Сколько будет 7+7:7?
б) Проанализировать взаимосвязи между имеющимися элементами I и II столбиков и по аналогии выстроить недостающую цепочку (ответ каждая команда записывает и показывает на табличке).
Утро |
|
|
З (завтрак) |
День |
|
|
О (обед) |
Вечер |
|
|
? (У – ужин) |
в) Из литературы:
Красная |
|
|
? (Ш – Шапочка) |
Серая |
|
|
Ш (Шейка) |
Белый |
|
|
П (пудель) |
Из русского языка:
Округа |
|
|
1 |
Порода |
|
|
? (2 –количество букв в приставке) |
Приход |
|
|
3 |
г) Дать оригинальный ответ на вопросы, проявить остроумие (30 секунд).
- Когда рак на горе свиснет?
- За кокой промежуток времени можно съесть пуд соли?
- Что будет после дождичка в четверг?
- Что ест Васька, когда слушает?
- Какой язык до Киева доведет?
- На чем все-таки свет стоит?
д) Выделить правильный ответ (написать номер на табличках).
- Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного искусства?
- графика
- скульптура
- кино
- живопись
- Сколько цветов можно выделить у радуги?
- 5
- 7
- 9
- 12
- О ком идет речь: «А сама-то величава, выступает, будто пава; а как речь-то говорит, словно реченька журчит»?
- Царевна Лягушка
- Царевна Лебедь
- Спящая Красавица
- Красная Шапочка
- Какое множество состоит из семи элементов?
- времена года
- дни недели
- месяцы года
- летние месяцы
- Сколько метров в одном километре?
- 1000 м
- 100 м
- 10 000 м
- 100 000 м
- Какая часть речи указывает на предмет, не называя его?
- глагол
- прилагательное
- местоимение
- существительное
IV. Математика.
Марафонцы вперед идут,
Математику с собой ведут.
Без нее никак нельзя!
Открывайте, конверт, друзья!
Вопросы командам. На обдумывание по 30 секунд.
- Двое играли в шахматы четыре часа. Сколько играл каждый из них?
- У родителей 5 сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье?
- На двух руках 10 пальцев, Сколько пальцев на 10 руках?
- Портной имеет кусок ткани в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. Через сколько дней портной отрежет последний кусок ткани?
- Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной в пять метров?
- Два отца и два сына поймали три зайца. Сколько зайцев досталось каждому из них?
V. Русский язык.
- В каких словах по сто согласных?
- Кто говорит на всех языках?
- Какие два местоимения мешают транспорту?
- Какое окончание пишется у прилагательного в словосочетании весен… утро?
- Ребята пришли на площадь.
Определите падеж существительного площадь. - В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только в январе.
- Какую форму имеет глагол стояла?
VI. Природоведение.
Мы – жители Земли,
Природу любим мы.
- Что делает Мертвое море мертвым?
- На каком континенте нет рек?
- Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов появляются красные ягоды. Но их есть нельзя: они ядовитые. Что это за растение?
VII. Изобразительное искусство.
- Как называются произведения изобразительного искусства, выполненные любыми красками?
- Как называется внутреннее убранство помещения?
- Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий живую природу.
VIII. Музыка.
- Назовите три музыкальных основы, «три кита» музыки.
- Назовите имя композитора, который известен своими вальсами, мазурками, полонезами.
- Лирическая песня, исполняемая обычно вечером или ночью под окнами возлюбленной.
IX. Итоги марафона.
Наш марафон пришел к финалу.
Мы потрудились все на славу.
Пора итоги подводить,
Не грех команды наградить.
Жюри подводит итоги и объявляет результаты интеллектуального марафона. Команда-победительница получает кубок интеллектуалов. Каждый участник команды получает диплом, а каждая команда получает сладкий приз.