Пояснительная записка
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений написание сочинений разных видов. Обучение сочинению это актуальный вопрос современности.
Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, развивает интерес к языку и литературному творчеству. Сочинение – это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом.
Данный урок проводится в 3-м классе.
Подготовительная работа включает экскурсию в парк или лес. Во время экскурсии обратить внимание на изменения растений весной. На уроках ИЗО можно предложить детям выполнить рисунки « В лесу», « Лес весной».
На уроках литературного чтения или самостоятельного чтения прочитать произведения русских классиков созвучные с темой сочинения и выписать в творческие тетради языковые обороты (эпитеты, метафоры, сравнения и др.)
В конспекте указано очень подробно, каким образом пользоваться презентацией к уроку.
Смена слайдов осуществляется по щелчку.
Слайд № 21 содержит триггер, щёлкнув по одной из табличек, вы узнаете, в какой последовательности располагаются названия весенний месяцев.
“Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией одаренных”. (В. А. Сухомлинский. «Сердце отдаю детям»), поэтому задача каждого учителя помочь детям овладеть богатствами русского языка, сделать для учащихся родной язык тонким и гибким инструментом общения, выражения своих мыслей, чувств, побуждений, намерений.
Тема: «Салют весне!» сочинение по наблюдениям.
Цель урока: Формировать умения выражать свои мысли и чувства об увиденном в письменной речи.
Задачи:
- Продолжить формирование умения составлять связный текст в нужной последовательности в соответствии с планом;
- Развивать творческие способности учащихся, творческое воображение; речь, память, внимание,
- Воспитывать любовь к природе, видеть и ценить красоту природы весной.
Оборудование: Компьютерная презентация к уроку (приложение).
Подготовительная работа:
- Провести экскурсию в парк или лес. Во время экскурсии обратить внимание на изменение весеннего убранства леса. Результаты наблюдения занести в творческие тетради.
- На уроках литературного чтения или самостоятельного чтения прочитать произведения русских классиков созвучные с темой сочинения и выписать в творческие тетради языковые обороты (эпитеты, метафоры, сравнения и др.)
- На уроках ИЗО можно предложить детям выполнить рисунки на темы «В лесу», «Лес весной», «Весна идёт».
Ход урока
I. Организационный момент
- С каким настроением вы пришли сегодня в школу? (высказывания детей)
II. Постановка учебной задачи.
1. Работа с пословицей (слайд № 2)
На экране написана пословица “Наблюдай, да примечай”
- Какая фраза записана на доске?
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Отгадывание загадки (слайд № 3)
III. Актуализация опорных знаний.
- По каким признакам можно определить, что наступила весна? (слайд № 4)
- Произнесите слово весна торжественно, ласково. Какие слова, чувства, эмоции вызывает у вас это слово? Я предлагаю вам полюбоваться весенними пейзажами. (слайд № 5)
- А ещё можно узнать о наступлении весны по прилёту птиц. (слайды № 6 -7)
В народе говорят : Грача увидел- весну встречай! Любят люди этих птиц и поэтому готовят им весенние квартиры- скворечники.
- С каждым днем все живое больше и больше радуется приходу весны и солнышку. От весеннего тепла всем становится очень хорошо.
Весна – удивительное время года и самое быстрое время года. Новый день – новые события. И мартовские деньки совсем не похожи на апрельские, а апрельские - не будут похожи на майские. Это время года воспето в народных песнях, в музыке композиторов, на полотнах художников изображены картины родной природы, весенние пейзажи. Весне посвящено много стихотворений и рассказов.
И. Токмакова посвятила весне замечательные строки. (слайд № 8)
(Учитель читает отрывок).
- Чему будем учиться на уроке? (слайд № 9)
- Сегодня и нам с вами предстоит выразить свое отношение, свои чувства к этому удивительному времени года, попробовать себя в роли поэта или писателя. Главное чтобы ваши слова шли от самого сердца, от вашей души. Вы готовы к такой работе? Я думаю, что у вас сегодня всё получится.
IV. Физ. Минутка
- Сейчас немного отдохнем. Каждый из вас представит себя березкой.
Вверх руки подняли и покачали — это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем — руки согнули назад.
V. Подготовка к написанию сочинения.
- С чего начинаем наблюдать за природой? (слайд № 10)
- За чем ещё мы ведём наблюдения? (слайды № 11-12)
- Ещё, ребята, весной можно наблюдать ледоход. (слайды № 13-14)
- Гуляя в парке, бывая на прогулке, мы с вами наблюдали за деревьями. На какие деревья мы обращали внимание? Что можно сказать о растениях весной?
- Посмотрите на красоту и наряд деревьев весной. (слайды № 15 –17)
- Обратите внимание на удивительные цветы мать - и -мачеха , медуница. (слайды № 18-19)
- Весной ребятишки любят пускать по ручейкам кораблики. (слайд № 20)
VI. Словарная (лексическая) работа (слайд № 21)
А). - В народе каждый месяц называли по-своему: снегогон, протальник, травень.
- Подумайте и объясните, как правильно нужно расположить таблички?
ПРОТАЛЬНИК (Весна прилетела на крыльях, делает проталины, солнце начинает одолевать зиму).
СНЕГОГОН (С гор вода, освобождение из-подо льда воды, тайное движение сока в деревьях, первоцветы).
ТРАВЕНЬ (Весна начинает надевать лес, все поет, играет).
Солнце играет и улыбается в лужах.
- Как вы понимаете смысл этого предложения? Для чего многие авторы используют такие выражения?
(Чтобы оживить природу, природа становится похожа на живое существо; солнышко вместе с воробышками радуется весне.)
- Такие образные выражения называются олицетворением.
Б). Орфографическая работа (повторение изученных орфограмм).
VII. Составление плана сочинения (слайды № 22 - 23)
- О чём мы напишем в первой части?
- О чем, будем писать в основной части сочинения?
- Дайте название основной части сочинения.
- Мы должны представить себе весну так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем.
Передать, как меняется природа весной.
- Какое чудо мы можем наблюдать с приходом весны?
- В заключении мы напишем о том, чем мне нравится это время года .
VIII. Написание сочинения.
IХ. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд № 24)
- Ребята, мы с вами сегодня побывали в роли писателей.
- Что на уроке вам показалось трудным?
- Что было интересным на уроке?
Литература
- Т.Г. Рамазаева Русский язык: Учебник для 3 класса М.: Дрофа, 2007.
- Т.Г. Рамзаева Русский язык. 3 кл.: Книга для учителя. М.: Дрофа, 1999.
- Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985.
- Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах. (Пособие для учителя) М., 1976.
- Т.А. Ладыженская Речь. Речь. Речь. М.: 1990.
- Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9. 1998. с. 50-53.
- В.И. Воробьёва, С.К. Тивикова Сочинения по картинам в начальных классах. Тула: ООО « Издательство Родничок»; М.: 2004.
- Купров В. Д. Образно эмоциональное описание предмета // Начальная школа. - № 2. 1989. с. 2023.