Обучение нахождению неопределенной формы глагола и правописанию суффиксов перед -ть

Разделы: Начальная школа


Цели урока: развивать умения находить и образовывать неопределенную форму глагола, правильно употреблять их в речи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока.

У. Сегодня мы продолжим разговор о неопределенной форме глагола, научимся распознавать буквы гласных перед -ть. Вы старайтесь писать красиво, грамотно в своих тетрадях.

III. Чистописание

На первой рабочей строке тетради дети пишут сочетания: - ть, -чь, -ти.

На второй рабочей строке тетради дети пишут слова: готовить, клеить, ставить, печь, нести.

У. Какие сочетания вы записали? Почему мы их записали? Какой частью речи являются записанные слова? Что обозначает глагол? Как называется начальная форма глагола?

Д. Неопределенная форма глагола оканчивается на -ть, -чь, -ти.

Учитель показывает кадр №1 презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).

Рисунок 1

У. Молодцы, ребята! Эти знания необходимы для выполнения следующего задания:

Учитель показывает кадр №2 «Образуй глаголы» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).

обед

чёрный

беседа

свобода

У. Какой частью речи являются данные слова?

Д. Имена существительные: обед, беседа, свобода, чёрный – имя прилагательное.

У. Подберите к ним однокоренные глаголы, поставив их в неопределенную форму глагола. Запишите.

У. Подчеркните сочетания, которыми они оканчиваются. Укажите буквы гласных перед -ть.

У. Как отличить глагол неопределенной формы от других частей речи?

Д. Нужно задать вопрос «Что делать?» или «Что сделать?»

Учитель показывает кадр №3 «Неопределенная форма глагола» данной презентации (Приложение №1).

У. Выпишите глаголы неопределенной формы.

  • копать

 

 

лодка

  • сажать

 

 

нырять

  • поливать

 

 

плавать

  • расти

 

 

загорать

  • лопата

 

 

душистый

У. Прочитайте, какие глаголы вы выписали? Докажите, что это глаголы неопределенной формы.

Д. Копать, сажать, поливать, расти, нырять, плавать, загорать. (Дети ставят вопросы «Что делать?», «Что сделать?»)

Учитель показывает кадр №4 «Найти антонимы» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).

У. Найдите антонимы, соединив слова линиями.

Учитель показывает кадр №5 «Самопроверка» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).

У. Какие это глаголы по смыслу? Что они означают?

Д. Это глаголы противоположного значения.

Фикультминутка.

Учитель показывает кадр №6 «Закончи фразу» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).

Дети делятся на две группы. Первая группа списывает данный столбик слов в рабочую тетрадь, а вторая группа заканчивает фразу, записывая её в тетрадь.

У. Закончите фразу.

  • водить за нос - …
  • прикусить язык - …
  • унести ноги - …
  • надуть губы - …
  • болеть душой - …

Учитель показывает кадр №7 «Самопроверка» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).

  • водить за нос - обманывать
  • прикусить язык - замолчать
  • унести ноги - убежать
  • надуть губы - обидеться
  • болеть душой - переживать

У. Укажите в данных глаголах сочетания неопределенной формы и буквы гласных перед ними, выделите корень и основу.

IV. Самостоятельная работа.

(Предлагаются задания разного уровня на доске. Дети сами выбирают задание в соответствии со своими «силами».)

У. Спишите текст. Подчеркните глаголы неопределенной формы, указав сочетания -ть, -ти, чь и буквы гласных перед ними.

  • Сладкая мечта.

Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго- долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!

  • Спишите предложения, вставив пропущенные слова.

Покупать … в мешке.
Писать как … лапой.
Пустить … в огород.

У. Как вы понимаете эти выражения?

У. Молодцы! Вы хорошо работали. На уроке может сбыться ваша сладкая мечта.

Каждый из вас получает рецепт необычного десерта «Апельсиновые корзиночки».

У. Ознакомьтесь с рецептом1, укажите глаголы неопределенной формы, сочетания -ть, -чь, -ти, суффиксы перед ними.

(Дети делятся на две группы. Девочки «готовят» угощение, мальчики «работают» с начинкой.)

Угощение.

Апельсиновые корзиночки

  • Вымыть 2-3 апельсина (лучше с толстой кожурой)
  • Разрезать пополам, удалить мякоть.
  • Края половинок вырезать зубчиками – получились корзиночки.
  • Начинить их.

Начинка

  • Мякоть апельсина нарезать на мелкие кусочки.
  • Смешать с сахарным песком (по вкусу), взбитыми сливками или сметаной.
  • Наполнить этой смесью половинки.
  • Посыпать жареными измельченными орехами и тертым шоколадом.

Взаимопроверка.

У. Этот необычный десерт может украсить любой праздничный стол. Попробуйте дома с родителями приготовить угощение, и вы не пожалеете!

Рисунок № 2

V. Итог урока

Что же мы знаем о начальной форме глагола?

VI. Домашнее задание

Повторить все о глаголах неопределенной формы, записать рецепт приготовления открытого бутерброда или другого блюда, с указанием глаголов неопределенной формы.

1 М.М. Кузьмина «Первоклассная повариха», издательство «ЭКСМО» 1996г.