Цели урока: развивать умения находить и образовывать неопределенную форму глагола, правильно употреблять их в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка темы и целей урока.
У. Сегодня мы продолжим разговор о неопределенной форме глагола, научимся распознавать буквы гласных перед -ть. Вы старайтесь писать красиво, грамотно в своих тетрадях.
III. Чистописание
На первой рабочей строке тетради дети пишут сочетания: - ть, -чь, -ти.
На второй рабочей строке тетради дети пишут слова: готовить, клеить, ставить, печь, нести.
У. Какие сочетания вы записали? Почему мы их записали? Какой частью речи являются записанные слова? Что обозначает глагол? Как называется начальная форма глагола?
Д. Неопределенная форма глагола оканчивается на -ть, -чь, -ти.
Учитель показывает кадр №1 презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).
Рисунок 1
У. Молодцы, ребята! Эти знания необходимы для выполнения следующего задания:
Учитель показывает кадр №2 «Образуй глаголы» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).
обед
чёрный
беседа
свобода
У. Какой частью речи являются данные слова?
Д. Имена существительные: обед, беседа, свобода, чёрный – имя прилагательное.
У. Подберите к ним однокоренные глаголы, поставив их в неопределенную форму глагола. Запишите.
У. Подчеркните сочетания, которыми они оканчиваются. Укажите буквы гласных перед -ть.
У. Как отличить глагол неопределенной формы от других частей речи?
Д. Нужно задать вопрос «Что делать?» или «Что сделать?»
Учитель показывает кадр №3 «Неопределенная форма глагола» данной презентации (Приложение №1).
У. Выпишите глаголы неопределенной формы.
|
|
|
лодка |
|
|
|
нырять |
|
|
|
плавать |
|
|
|
загорать |
|
|
|
душистый |
У. Прочитайте, какие глаголы вы выписали? Докажите, что это глаголы неопределенной формы.
Д. Копать, сажать, поливать, расти, нырять, плавать, загорать. (Дети ставят вопросы «Что делать?», «Что сделать?»)
Учитель показывает кадр №4 «Найти антонимы» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).
У. Найдите антонимы, соединив слова линиями.
Учитель показывает кадр №5 «Самопроверка» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).
У. Какие это глаголы по смыслу? Что они означают?
Д. Это глаголы противоположного значения.
Фикультминутка.
Учитель показывает кадр №6 «Закончи фразу» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).
Дети делятся на две группы. Первая группа списывает данный столбик слов в рабочую тетрадь, а вторая группа заканчивает фразу, записывая её в тетрадь.
У. Закончите фразу.
- водить за нос - …
- прикусить язык - …
- унести ноги - …
- надуть губы - …
- болеть душой - …
Учитель показывает кадр №7 «Самопроверка» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).
- водить за нос - обманывать
- прикусить язык - замолчать
- унести ноги - убежать
- надуть губы - обидеться
- болеть душой - переживать
У. Укажите в данных глаголах сочетания неопределенной формы и буквы гласных перед ними, выделите корень и основу.
IV. Самостоятельная работа.
(Предлагаются задания разного уровня на доске. Дети сами выбирают задание в соответствии со своими «силами».)
У. Спишите текст. Подчеркните глаголы неопределенной формы, указав сочетания -ть, -ти, чь и буквы гласных перед ними.
- Сладкая мечта.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго- долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!
- Спишите предложения, вставив пропущенные слова.
Покупать … в мешке.
Писать как … лапой.
Пустить … в огород.
У. Как вы понимаете эти выражения?
У. Молодцы! Вы хорошо работали. На уроке может сбыться ваша сладкая мечта.
Каждый из вас получает рецепт необычного десерта «Апельсиновые корзиночки».
У. Ознакомьтесь с рецептом1, укажите глаголы неопределенной формы, сочетания -ть, -чь, -ти, суффиксы перед ними.
(Дети делятся на две группы. Девочки «готовят» угощение, мальчики «работают» с начинкой.)
Угощение.
Апельсиновые корзиночки
- Вымыть 2-3 апельсина (лучше с толстой кожурой)
- Разрезать пополам, удалить мякоть.
- Края половинок вырезать зубчиками – получились корзиночки.
- Начинить их.
Начинка
- Мякоть апельсина нарезать на мелкие кусочки.
- Смешать с сахарным песком (по вкусу), взбитыми сливками или сметаной.
- Наполнить этой смесью половинки.
- Посыпать жареными измельченными орехами и тертым шоколадом.
Взаимопроверка.
У. Этот необычный десерт может украсить любой праздничный стол. Попробуйте дома с родителями приготовить угощение, и вы не пожалеете!
Рисунок № 2
V. Итог урока
Что же мы знаем о начальной форме глагола?
VI. Домашнее задание
Повторить все о глаголах неопределенной формы, записать рецепт приготовления открытого бутерброда или другого блюда, с указанием глаголов неопределенной формы.
1 М.М. Кузьмина «Первоклассная повариха», издательство «ЭКСМО» 1996г.