Цели урока:
Русский язык:
Дидактические:
Минимум: знать определение корня, правило чередования гласных в корнях слов;
Общий уровень:
- развивать навык правописания гласных в корнях слов;
- формирование умений и навыков в различении чередования гласных в корнях слов
Информатика:
Оперативные:
- акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;
- дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.
- дать понятие таблицы и ее составляющих.
Учебные:
- научить создавать таблицу, состоящую из требуемого числа столбцов и строк.
- научить правильно вносить данные, в созданную таблицу.
- научить определять заданную ячейку, на пересечении строки и столбца.
Общепедагогические:
- привитие интереса к науке;
- развитие культуры общения.
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока:
- Сообщение темы и целей урока (мотивация) (2 мин.)
- Создание таблиц (объяснение нового материала) (10 мин.)
- Определи мое место в таблице (игровая ситуация) (4 мин.)
- Повторение по теме: «Правописание о-а в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-» (актуализация знаний + контроль знаний) (6 мин.)
- Практическая работа: «Создание таблиц», на тему: «Правописание о-а в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-» (15 мин.)
- Подведение итогов урока, выставление оценок (3 мин.)
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
II. Создание таблиц
Вопрос классу: - Какие формы представления информации вы знаете?
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной формой представления информации. Как вы думаете, с какой?
Рассмотрим пример:
«Оценки за год»
У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению оценка за год – «5». У Галкина по природоведению оценка за год – «5». У Ивановой по литературе оценка за год – «5». У Симоновой по математике оценка за год – «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год – «5». У Дроздовой по русскому языку оценка за год – «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «5». У Алексеевой по литературе оценка за год – «5». У Дроздова по математике оценка за год – «5». У Мухина по математике оценка за год – «3». У Мухина по русскому языку оценка за год – «3». У Ивановой по математике оценка за год – «5». У Ивановой по русскому языку оценка за год – «5». У Симоновой по русскому языку оценка за год – «4». У Галкина по русскому языку оценка за год – «4». У Симоновой по природоведению оценка за год- «4». У Галкина по литературе оценка за год – «4». У Симоновой по литературе оценка за год – «5». У Дроздова по литературе оценка за год- «4». У Галкина по математике оценка за год – «3». У Ивановой по природоведению оценка за год – «5». У Мухина по природоведению оценка за год – «4».
Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
- Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
- По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
- Сколько учеников имеют только отличные оценки?
- Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы вам придётся перечитать этот не самый интересный текст несколько раз.
Теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию:
Фамилия |
Предмет |
|||
Русский |
Литература |
Математика |
Природоведение |
|
Алексеева |
5 |
5 |
5 |
5 |
Галкин |
4 |
4 |
3 |
5 |
Дроздов |
4 |
4 |
5 |
5 |
Мухин |
3 |
3 |
3 |
4 |
Иванова |
5 |
5 |
5 |
5 |
Симонова |
4 |
5 |
4 |
4 |
По этой таблице на поставленные вопросы ответить можно очень быстро.
Как правило, любая таблица состоит из следующих частей:
- заголовок;
- графы (столбцы), строки.
На уроках природоведения вы заполняли таблицу – календарь погоды, где ежедневно отмечали облачность, осадки, направление ветра и т.д.Что еще можно представить в форме таблицы? (общешкольное расписание уроков, классный журнал и т.д.)
Таблица – простая и удобная форма представления однотипной информации.
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи.
Давайте посмотрим сколько столбцов и строк содержат следующие таблицы:
Таблица 1
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При разбиении таблицы на строки и столбцы мы в пересечении получаем – ячейки. Сколько ячеек содержит таблица 1, таблица 2, таблица 3.
Теперь выведем формулу:
количество ячеек = количество строк * количество столбцов
Подведем итог:
- Табличная форма представления информации очень удобна для представления и обработки однотипной информации.
- С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами.
III. Определи мое место в таблице.
Предлагается таблица и отдельные карточки, которые нужно вставить в эту таблицу. В итоге должна получиться мозаика.
Теперь мы с вами узнаем, как построить таблицу на ПК (в текстовом редакторе «Microsoft Word»)
Чтобы вставить таблицу нужно проделать следующий алгоритм:
Меню Таблица – Добавить – Таблица
Указать количество строк и количество столбцов, затем нажать кнопку ОК.
IV. Повторение по теме: «Правописание о-а в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-» (русский язык)
V. Практическая работа.
Практическая работа предлагается по 2 уровням.
Практическая работа
Создание таблиц на тему: «Правописание о-а в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-» (общий уровень)
1. Откройте текстовый редактор Microsoft Word.
2. Создайте таблицу следующим способом:
Меню Таблица – Добавить – Таблица
Укажите число столбцов и число строк – нажмите кнопку ОК.
3. Заполните таблицу
|
-лаг- |
-лож- |
-раст- |
-ращ- |
-рос- |
исключения |
существительные |
|
|
|
|
|
|
глаголы |
|
|
|
|
|
|
Занеси в таблицу слова: Растение, Ростов, выращивать, возраст, слагать, изложение, водоросли, Ростислав, выращивать, слагаемое, разложить, росток, вырос.
4. Сформулировать правило.
Создание таблиц на тему: «Правописание о-а в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-» (минимум)
1. Откройте текстовый редактор Microsoft Word.
2. Создайте таблицу следующим способом:
Меню Таблица – Добавить – Таблица
Укажите число столбцов и число строк – нажмите кнопку ОК.
3. Заполните таблицу
|
-лаг- |
-лож- |
-раст- |
-ращ- |
-рос- |
исключения |
существительные |
|
|
возраст |
|
|
Ростов |
глаголы |
слагать |
|
|
|
|
|
Занеси в таблицу слова: Растение, выращивать, изложение, водоросли, выращивать, слагаемое, разложить, вырос.
4. Сделать выводы.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок
VII. Домашнее задание
Творческая работа. Составить таблицу и оформить на отдельном листе.
Предлагаемые темы:
- «Домашняя библиотека»
- «Имя существительное» и т.д.