Цели:
- сформировать понятие сложение и вычитание смешанных чисел;
- построить алгоритм сложения и вычитания;
- развивать математическую речь, творческие способности;
- создать ситуацию успеха при выполнении заданий.
Ход урока
Самоопределение к деятельности.
Здравствуйте, дети! Начинаем урок математики. Читаем девиз нашего урока.
- С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.
Как вы понимаете эти слова? Какие знания мы добыли на последних уроках математики? С какими числами работали? Какие числа называем смешанные? Что за задания выполняли с этими числами?
Актуализация и фиксация затруднения в деятельности.
На какие группы можно разбить следующие числа?
3/5; 68/10; 12/5; 52/9
Какие дроби правильные? Почему так называются?
Какие дроби можно представить в виде смешанного числа? Как это сделать? Каким алгоритмом пользовались? (проговаривание алгоритма, образование смешанных чисел)
Назовите числа в порядке убывания. Почему дробь 3/5 самая маленькая?
Какие еще задания с дробями выполняем? Проведем математический диктант. Выполните действия и запишите только ответы.
15/8 - 7/8 5/11 + 4/11 3 3/6 + 2 2/6
9/9 - 4/9 7/13 + 6/13 3 3/6 - 2 2/6
Прочитайте ответы. Какое значение в последних примерах? Кто не справился с заданием? Почему?
Постановка учебной задачи.
Почему мы не умеем складывать и вычитать смешанные числа? (не знаем алгоритма)
Какова цель урока? (построить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел)
Какова тема урока? (записываем тему в тетрадь)
Построение проекта выхода из затруднения.
Чем предлагаете воспользоваться? Что можно взять в виде моделей? Как показать 3 целых? Как показать 3/6? Как предлагаете находить сумму?
Как записать? Какой алгоритм получили?
На доске открывается пошаговый алгоритм
Сложи целые части
Сложи дробные части
Запиши ответ
Ребята, а как предлагаете вычитать смешанные числа? Как записать? Какой алгоритм вы получили?
Вычти целые части
Вычти дробные части
Вернемся к примерам, которые мы решали. Кто был прав? Проверим свой вывод по учебнику. (работа с правилом в учебнике "Математика" 4 класс стр.32) Совпадает ли наш вывод с правилом?
Физкультминутка
Первичное закрепление во внешней речи
Работа с учебником стр.32 (а, б) - фронтальная работа (в, г) - работа в парах. Какой алгоритм использовали?
Самостоятельная работа с самопроверкой
Списать и решить только те примеры, в которых новый прием вычисления
1 вариант | 2 вариант |
а - 4/6 + 1/6 | п - 17/21 - 3/21 |
с - 8 3/9 + 1 4/9 | л - 7 6/9 - 2 3/9 |
я - 12/20 - 4/20 | я - 10 4/15 - 1 1/15 |
т - 5 1/7 + 5 5/7 | к - 19/43 + 12/43 |
ё - 9 3/7 - 2 2/7 | е - 5 3/10 + 1 5/10 |
л - 10 4/5 - 4 1/5 | т - 5 2/7 + 2 3/7 |
к - 8 2/15 + 4 6/15 - 7 7/15 | д - 7 6/11 - 4 4/11 + 8 7/11 |
Проверка по образцу.
Записать ответы: 1 вариант - в порядке возрастания;
2 вариант - в порядке убывания;
Какие слова получили? (клёст, дятел)
Эти птицы живут в подмосковных лесах. Что вы о них знаете? (рассказы детей, показ картинок с изображением птиц.) Приложение 1.
Включение в систему знаний и повторений
Решая задачи мы расширим знания о родном крае.
В московской области 120 птиц, а виды рыб составляют 1/10 часть птиц. Сколько видов рыб насчитывается в московской области?
В московской области 300 видов жуков, что составляет 2/5 видов насекомых. Сколько видов насекомых?
Пока решали задачи, перепутался весь алгоритм. Восстановите его. (2 ученика у доски восстанавливают алгоритм)
Рефлексия.
Какова была тема нашего урока? Какую цель ставили? Достигли ли мы ее?
Каков был девиз урока? Чем мы можем гордиться сегодня?
Оцените работу класса. Оцените свою работу.
Д/З Стр. 33 № 2 (а), № 3.
*№ 2 (б) - по желанию.