"Гидролиз". Практикум

Разделы: Химия


Тема: Методика изучения трудноусваимовых учащимся тем из курса химии. «Гидролиз»

Тип урока: Урок совершенствование знаний, умений и навыков.

Цель урока: Развивать у школьников логическое мышление, глубже изучать учебный материал по данной теме, углублять и закреплять знания, полученные при изучении других разделов школьного курса химии, а также из вузовской программы, основываясь на реальных примерах из области гидролиза солей, проанализировать общие принципы решения и оформления гидролитических задач, готовить учащихся к вступительным экзаменам в вузы (к ЕГЭ).

Методы урока: Фронтальный опрос, работа у доски (письменно), работа у мультимидейного экрана (устно), самостоятельная работа при составлении синквейна, групповая работа, работа в парах.

Средства обучения: Таблицы элементов Д.И.Менделеева, таблицы растворимости солей, кислот, оснований в воде, таблица по среде (индикаторов), таблица электролитов и неэлектролитов, карточки с дифференцированными заданиями из ЕГЭ в компьютере, индикаторы и соли для практической работы, презентация на тему «Гидролиз».

Ход урока

I. В начале урока перед решением задач надо вспомнить законы и закономерности гидролиза.

  1. Сильные электролиты:
    а) Почти все соли
    б) H₂SO₄, HNO₃, HCI, HBr, HJ, HMnO₄, HCIO₃,HCIO₄
    в) Основания щелочных и щелочноземельных металлов.
  2. Слабые электролиты:
    а) Все органические кислоты (НСООН, СН₃СООН)
    б) H₃PO₄, H₂CO₃, H₂SO₃, H₂S, HNO₂, HCIO, H₂SiO₃.
    в) Основания металлов:Mg(OH)₂,Be(OH)₂,NH₄OH. г) Н₂О.
  3. Неэлектролиты: Оксиды, гидроксиды, сахар, спирты.

Синквейн - Это стихотворение, которое требует изложение большого объема информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу.

Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Значит синквейн стихотворение, состоящее из пяти строк. 1-я строка – название синквейна. 2-я строка – два прилагательных. 3-я строка – три глагола. 4-я строка – фраза на тему синквейна. 5-я строка – существительное

Синквейн №1(Составляется самостоятельно учениками)

1. Гидролиз.

2. Ионная, обратимая.

3. Гидролизуется, протекает, сообщает.

4. Идет между солью и водой.

5. Обмен.

II. В начале урока перед решением задач надо вспомнить законы и закономерности гидролиза.

III. Решение задач:

Задачи по катиону:

232. Укажите вещество, которое гидролизуется по катиону:

1. Ва(NO₃)₂

2. KCI

3. Na₂S

4. FeCI₃

FeCI ₃+H₂O↔Fe OHCI₂+HCI

Fe³++3CI+HOH↔FeOH²++2CI+H++CI

Fe³++HOH↔FeOH²++H+

(Ответ: 4)

242. Укажите, в водном растворе какой соли концентрация ионов водорода больше концентрации гидроксид-ионов:

  1. К₂СО₃
  2. Na₂SO₄
  3. NH₄CI
  4. NaCI

Концентрация Н+ больше концентрации ионов ОН в кислой среде. Кислую среду в результате гидролиза имеют соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой. В задании это NH₄CI, потому что– NH₄CI=NH₄⁺+CI; NH₄⁺+HOH=NH₄OH+H⁺; NH₄CI+H₂O=NH₄OH+HCI

(Ответ:3)

Синквейн №2

1. Гидролиз.

2. Кислый, положительный.

3. Образует, гидролизует, протекает.

4. Между слабым основанием и сильной кислотой.

5. По катиону.

Задачи по аниону:

233. Укажите вещество, которое гидролизует по аниону:

  1. KCN
  2. NaNО₃
  3. Cr₂(SO₄)₃
  4. CaCI₂

KСN+H₂O↔KOH+HCN;

CN+HOH↔OH+HCN;

CN+HOH↔OH+HCN

(Ответ: 1)

Синквейн №3

1. Гидролиз.

2. Щелочной, отрицательный.

3. Образует, гидролизует, протекает.

4. Между сильным основанием и слабой кислотой.

5. По аниону.

Не подвергается:

234.Укажите, какая соль не подвергается гидролизу в водных растворах:

  1. FeCI₃
  2. KCIO₄
  3. K₂CO₃
  4. Ca(NO₂)₂

KCIO₄+H₂O↔KOH+HCIO₄;

K++CIO₄⁻+HOH↔KOH+HCIO₄

(Ответ: 2)

Синквейн №4

1. Гидролиз.

2. Нейтральный, также (как у воды).

3. Не образует, не участвует, не нарушается.

4. Между сильным основанием и сильной кислотой.

5. Не подвергается

Задачи по катиону и по аниону:

7-Г. И по катиону и по аниону гидролизуется:

  1. Бромид калия
  2. Ацетат натрия
  3. Хлорид аммония
  4. Сульфид аммония

1. KBr – не подвергается

2. CH₃COONa – по аниону

3. NH₄CI – по катиону

4. (NH₄)₂S–по катиону по аниону

(Ответ: 4)

Синквейн №5

1. Гидролиз.

2. Нейтральная, слабощелочная.

3. Связывают, смешивают, образуют (слабощелочную).

4. Между слабым основанием и слабой кислотой.

5. По катиону и по аниону.

По среде:

235. Укажите раствор, который имеет, кислую среду:

  1. Нитрата бария
  2. Сульфата калия
  3. Карбоната натрия
  4. Хлорида аммония

1. Ba(NO₃)₂-нейтр.

2. K₂SO₄-нейтр.

3. Na₂CO₃-щел.

4. AICI₃-кислая

(Ответ:4)

В3(4)

Название соли

 

 

Среда раствора

1. Метилат натрия

 

 

А) Кислая

2. Хлорид бария

 

 

Б) Нейтральная

3. Нитрит калия

 

 

В) Щелочная

4. Нитрат ртути(ΙΙ)

 

 

 

1. HCOONa-щел.

2. BaCI₂-нейтр.

3. KNO₂-щел.

4. Hg(NO₃)₂-кисл.

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

В

 

 

Б

 

 

В

 

 

А

Синквейн №6

1. Гидролиз.

2. Кислая, щелочная.

3. Сообщает, распределяет, приобретает.

4. Между основанием и кислотой.

5. Среда.

Индикатор:

А25(3) Лакмус окрасится в синий цвет в растворе:

  1. С₂Н₅ОН - неэлектролит
  2. ZnCI₂ -щелочная
  3. Na₃PO₄-кислая
  4. Na₂SO₄-нейтральная

(Ответ: 3. Так как лакмус окрасится в синий цвет в щелочной среде).

241.Укажите, в каком растворе фенофталин приобретает малиновую окраску:

  1. Zn(NO₃)₂-к
  2. (NH₄)₂SO₄ - к
  3. Na₂CO₃-щ
  4. BaCI₂-нейт

(Ответ: 3, так как фенофталин приобретает малиновую окраску в щелочной среде).

А(37). Лакмус изменяет окраску на красную в растворах:

А)Хлорида натрия

 

 

Г)Сульфата аммония

Б)Хлороводородная кислота

 

 

Д)Гидроксида натрия

В)Карбоната натрия

 

 

Е)Хлорида цинка

А.NaCI-нейтр.

 

Б.HCI-кис

 

B.Na₂CO₃-щел

Г.AI₂(SO₄)₃-кис

 

Д.NaOH-щел

 

E.ZnCI₂-кис

(Ответ: Б.Г.Е. так как лакмус изменяет окраску на красный в кислой среде).

Способность к гидролизу:

238. Какой ион способен участвовать в реакции гидролиза солей?

  1. Na+
  2. SO₄²¯
  3. Cu²+
  4. CI

(Ответ: 3, так как здесь только Cu⁺является ионом слабого электролита. Он способен образовывать с ионами воды слабые (малодиссоцирированные) электролиты.)

В3(9)

Формула соли

 

 

Способность к гидролизу

1. ВаSO₄

 

 

А) По катиону

2. Na₂CO₃

 

 

Б) По аниону

3. CuSO₄

 

 

В) По катиону по аниону

4. Cr(NO₃)₃

 

 

Г) Не подвергается

240. Укажите формулу пропущенного вещества в уравнениях реакции гидролиза: FeCI₃+H₂O↔…+HCI (Пропущенным веществом является: FeOHCI₂.)

239. Укажите формулу пропущенного вещества в уравнениях реакции гидролиза: Na₂CO₃+H₂O↔… +NaOH (Пропущенным веществом является: NaHCO₃)

В3(2)

Формула соли:

 

 

Уравнение гидролиза:

1. Na₂SiO₃

 

 

A) Na++H₂O↔NaOH+H+

2. AI (NO₃)₃

 

 

Б) AI³++H₂O↔AIOH²++H+

3. CH₃COONa

 

 

B) NH₄⁺+H₂O↔NH₃+H₃O+

4. NH₄NO₃

 

 

Г) CH₃COO+H₂O↔CH₃COOH+H⁺↑

 

 

 

Д) CH₃COO+H₂O↔CH₃COOH+OH

 

 

 

E) CH₃COONa+H₂O↔CH₃COOH+Na++OH

 

 

 

Ж) NO₃⁻+H₂O↔HNO₃+OH

 

 

 

З)SiO₃²+H₂O↔HSiO₃⁻+OH

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

З

 

 

Б

 

 

Д

 

 

В

243. Отметьте соли, которые необратимо гидролизуются:

  1. ZnCI₂ и KNO₃
  2. Cr₂(CO₃)₃ и NaH
  3. CaCO₃ и MgCO₃
  4. Na₂CO₃ и NaCI

(Из предложенных солей только Cr₂(CO₃)₃ и NaH гидролизуется необратимо. Соль Cr₂(CO₃)₃ образована слабым основанием и слабой кислотой. Гидролиз идет по катиону по аниону, сопровождается выделением осадка и газа. Вывод из зоны реакции продуктов приводит к полному гидролизу соли. Ответ:2

IV.Подводим итоги урока.

V. Домашнее задание:

Найти задания из материалов ЕГЭ 2006-2009 на тему «Гидролиз» и выполнить в тетрадях. (Подготовка к ЕГЭ).

Приложение.