Организация работы с родителями с целью объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка-дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель: способствовать овладению родителями практическими умениями по проведению с ребёнком игр, способствующих развитию памяти.

План:

1. Вступительное слово.

2. Практические задания родителям.

3. Рекомендации педагогов.

1. Вступительное слово:

- Уважаемые родители, вы знаете, что не все люди обладают хорошей памятью, это проявляется в неспособности в большом объёме и долго помнить информацию разного рода. На самом деле, хорошую память можно развивать, используя разные упражнения. Существует много методик для развития памяти, которыми можно пользоваться даже людям пожилого возраста. Мы поговорим сегодня о детях дошкольного возраста, потому, что именно в дошкольном возрасте уже необходимо развивать память, так как им предстоит учиться в школе, а успешное усвоение учебного материала во многом зависит от хорошей памяти учащегося.

- Сегодня мы вам продемонстрируем несколько простых игр, по развитию памяти, в которые вы сможете поиграть с вашим детьми дома, в дороге, в выходной и в будний день.

2. Практические задания родителям: [3], [4].

1 игра называется "Запомни слова и назови"

Взрослый предлагает ребёнку: - Давай поиграем. Я назову слова, а ты их запомнишь и повторишь. Собака, муха, стол, машинка. Ваза, шуба, мяч, стул.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и предлагает по ролям в точности повторить игру.

2 игра называется "Запомни числа и назови"

Взрослый предлагает ребёнку: - Давай поиграем. Я назову числа, а ты их запомнишь и повторишь. Три, семь, пять. Три, два, шесть. - Молодец, ты хорошо играешь, запоминаешь.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и предлагает по ролям в точности повторить игру.

3 игра называется "Чего не стало?"

Взрослый предлагает ребёнку: - Давай поиграем. Посмотри на игрушки (и называет 5 игрушек, стоящих перед ребёнком), запомни их. Отвернись. (Убрать одну) Повернись, посмотри, какая игрушка исчезла? - Молодец, ты хорошо играешь, запоминаешь.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и предлагает по ролям в точности повторить игру.

4 игра называется "Найди пару"

Взрослый: - Давай поиграем. Посмотри, игрушки стоят парами (3 пары), расскажи, кто с кем стоит? Запомни - кто с кем стоит. Отвернись. ( Поставить игрушки врассыпную). Повернись. Ох, игрушки разбежались, поставь игрушки парами, как раньше.

- Молодец, ты хорошо играешь, запоминаешь.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и предлагает по ролям в точности повторить игру.

3. Рекомендации: - Развитию памяти ребёнка способствует так же заучивание стихов, загадок, потешек. При этом взрослому необходимо прочитать стих вслух и задать вопросы по содержанию, чтобы ребёнку был понятен смысл всех слов. Затем даётся установка: - Послушай и запомни! Повторно прочитать, а затем предложить ребёнку повторить стих наизусть.

Во время игр вместо игрушек можно использовать картинки с изображением нескольких предметов. На запоминание даётся 10-15 сек. Процесс запоминания пройдёт легче, если малыш вслух назовёт каждую картинку. Если ребёнок легко справляется с заданиями количество слов нужно увеличить. Все игры с ребёнком проводятся в доброжелательной лёгкой психологической атмосфере, не забывайте поощрять ребёнка похвалой, одобрением за его старания.

Мастер - класс для родителей воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста.

"Игры для обогащения и активизации словарного запаса ребёнка - дошкольника 3-5 лет".

Цель: способствовать овладению родителями практическими умениями по проведению с ребёнком игр, способствующих обогащению и активизации словарного запаса.

План:

Вступительное слово.

Практические задания для родителей

1.Вступительное слово:

- Уважаемые родители, обратите внимание на речь детей, с одной стороны, большинство детей много разговаривают, порой даже, болтают без умолку. Но речь зачастую бедна словарным запасом, в основном преобладают существительные и местоимения, набор прилагательных и глаголов очень ограниченный. Одним из основных факторов формирования красивой, содержательно богатой и правильной речи ребёнка - обогащение и активизация его словарного запаса. Уважаемые родители, даже при постоянной занятости, вы можете легко использовать с детьми игры, которые мы сегодня представим вашему вниманию.

2. Практические задания для родителей: [5]

"На птичьем дворе"

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить, как кричат гуси, куры, утки, петушок. А как воркует голубь? Как чирикают воробьи? Как кричит ворона?

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и предлагает по ролям в точности повторить игру.

"Чего не хватает на столе?"

Накрыв стол, нарочно забудьте положить столовые приборы. Предложите ребёнку: - Расскажи, что на столе. А чего не хватает?

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и предлагает по ролям в точности повторить игру.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек можно положить знакомые ребёнку небольшие предметы, игрушки, природный материал. Предложите ребёнку: - Опусти руку в мешочек, возьми что-нибудь, не доставая руки, расскажи о той вещи, какая она. Назови эту вещь. Достань руку с этим предметом, посмотрим, правильно ли ты про него рассказывал.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и предлагает по ролям в точности повторить игру.

"Узнай на вкус"

Предложите ребёнку: - Закрой глаза, попробуй кусочек еды (овощ или фрукт) расскажи, какое это на вкус и назови, что ты съел.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и предлагает по ролям в точности повторить игру.

"Найди предмет по описанию"

Поставьте игрушки перед ребёнком, рассмотрите их вместе и скажите: - Отвернись и закрой глаза. Быстро расставьте игрушки недалеко по разным местам. - Открой глаза, послушай, о какой игрушке я расскажу, ту и пойдёшь ты искать. При описании расскажите о форме, цвете игрушки, из чего она сделана, как с ней играют.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и предлагает по ролям в точности повторить игру.

"Когда это бывает?"

Вы рассказываете о времени года или о части суток, а затем задаёте вопрос ребёнку: - Когда это бывает?

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и предлагает по ролям в точности повторить игру.

"Угадай, что я делаю"

- Угадает кто из вас, что я делаю сейчас? Эмитируете движения: расчесываюсь, застёгиваю пуговицы, пью чай, чищу зубы, надеваю сапоги и т.д. Ребёнок называет все действия.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и предлагает по ролям в точности повторить игру.

"Доскажи словечко"

Читаете стишок или знакомую сказку, ребёнок говорит последнее слово каждой, например, второй строчки.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и предлагает по ролям в точности повторить игру.

"А наоборот"

Вы называете прилагательное, ребёнок антоним к нему. Горячий, а наоборот?....., Белый:., Весёлый:., Тихий:.., Добрый:.., Светлый:.., Высокий:..и т.д.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и предлагает по ролям в точности повторить игру.

Проект "Энциклопедия моих знаний"

Проблема: у детей второй младшей группы, к концу учебного года, уже накоплен небольшой круг знаний и представлений об окружающем мире, но знания отрывочны, не систематичны. Дети испытывают трудности в классификации объектов окружающего мира и не используют обобщающие слова. Родители ошибочно считают, что их ребёнок имеет широкий круг знаний об окружающем мире.

Цель: уточнить и обобщить имеющиеся знания детей с помощью приобщения родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Задачи:

  • Способствовать привлечению родителей к активной позиции в вопросах развития детей, поиску необходимой информации.
  • Развивать умение младших дошкольников объединять в группы объекты окружающего мира.
  • Воспитывать у детей стремление к приобретению новых знаний, чувство гордости за свои достижения в области познания окружающего мира.
  • Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Участники: воспитатели, родители и дети второй младшей группы.

Тип проекта: среднесрочный, групповой, продуктивный.

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный. Воспитатели вносят в календарный план познавательные минутки по темам всех страниц проекта, вывешивают в приёмной объявление для родителей о начале проекта и руководством по его реализации для родителей.

2 этап. Основной. В понедельник воспитатели на шкафчик ребёнка приклеивают скотчем лист бумаги с названием темы текущей странички будущей энциклопедии. Родители с ребёнком, в течение двух дней, подыскивают и приклеивают соответствующие картинки, беседуют. На неделе - две темы. Воспитатели собирают и подписывают карандашом (чтобы не перепутать) готовые листы и обновляют их на новые со следующей темой.

Темы:

Я знаю деревья

Я знаю птиц

Я знаю профессии

Я знаю времена года

Я знаю героев сказок

Я знаю полезные продукты

Я знаю домашних животных

Я знаю детёнышей животных

Я знаю насекомых

Я знаю транспорт

3 этап. Заключительный. Воспитатели с детьми оформляют обложки, брошюрируют энциклопедии. Каждый ребёнок в группе рассказывает о своей энциклопедии.

Родителям предлагается написать отзывы по проекту.

Ожидаемые результаты: у детей повышается познавательная активность, дети получают навык классифицировать объекты окружающего мира, обогащается их словарный запас, знания прочные и устойчивые, дети гордятся своими достижениями. Родители осознают важность своего участия в образовании ребёнка, адекватно оценивают уровень познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Используемая литература:

  1. Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.:ТЦ Сфера.
  2. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. - М.: АРКТИ, 2004.
  3. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка 3 лет. - М.: Изд-во Эксимо, 2004.
  4. Гаврилова С.Е. и др. Большая книга тестов. Для детей 3-4 лет. - М.: ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2006.
  5. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. СПб., "ДЕТСТВО ПРЕСС", 2007.