Цели:
- познакомить детей с причинами возникновения пожара и их последствиями;
- изучить правила пожарной безопасности;
- познакомить детей со средствами пожаротушения;
- дать представление о профессии пожарных;
- повторить темы "Берегись автомобиля" и "Домашние опасности".
Оборудование: учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 2-й класс, "Рабочая тетрадь", мультимедийный проектор, ноутбук, телевизор, диск "Уроки осторожности", карточки для индивидуальной работы, огнетушитель, телефон.
Ход урока
1. Организационный момент.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5"!
2. Повторение.
-Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела "Здоровье и безопасность".
Все знают, что для человека главное - здоровье. Давайте вспомним из предыдущих уроков, что может угрожать безопасности нашего здоровья?
-Правильно, не соблюдение правил дорожного движения и правил безопасности дома может угрожать безопасности нашего здоровья.
-Вспомните, какие правила дорожного движения вы должны соблюдать?
-Отгадайте загадку и назовите нужный дорожный знак.
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко,
Что, здесь свалка кирпича? (по щелчку)Я в кругу с обводом красным,
Это значит - тут опасно.
Тут, поймите запрещенье
Пешеходного движения. (по щелчку)Шли из школы мы домой,
Видим, знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет. (по щелчку)
- А рисунки на этом слайде относятся к символам домашней безопасности. (по щелчку)
-Что обозначают эти символы? Как вы думаете?
-Кто нарисовал свои рисунки, отображающие символы домашней безопасности? (обсуждение)
3. Сообщение темы.
-Обратите внимание еще раз на эти символы.
- Мы с вами говорили о пользе электроэнергии, что она дает тепло, свет, пищу, но оказывается при неумелом обращении с ней, электроэнергия может принести вред.
-Какой? (::.)
-Неправильное обращение с электроприборами может быть причиной и другой беды.
-А о чем я говорю, вы узнаете, если отгадаете ребус (по щелчку).
-Правильно, Сегодня мы поговорим о причинах, последствиях пожара и соблюдения Правил пожарной безопасности.
4. Новая тема.
-Огонь не всегда был добрым другом и помощником человека, В древности, когда люди и огонь еще не подружились, он приносил не мало бед. Каких? (сгорал урожай, жилища, погибали люди.)
-Миллионы лет назад люди научились добывать огонь, И огонь стал служить человеку. Как? (обогревает дом, помогает в приготовлении пищи, а также помогает на заводах и фабриках).
-Огонь подчиняется только умелым рукам, если с огнем обращаться не осторожно, он опять станет не управляемым, Справиться с ним будет очень трудно.
Причины пожаров бывают разными, Но пожар всегда начинается с того, что огонь остается без присмотра.
Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам сказанное не относится. Но пожаров с каждым днем все больше и больше.
Пожар - это страшное зрелище.
Так почему же происходит пожар?
Внимательно прочитайте и назовите тот пункт в следствии чего может возникнуть пожар.
-Подумайте, что еще может быть причиной пожара.
Воспламенение от искры (костер, печь, камин);
Взрывоопасные вещества и жидкости (керосин, порох, лак для волос);
Петарды;
Небрежно брошенный окурок, непотушенный костер.
5. Физкультминутка
6. Закрепление.
Работа с учебником - чтение правила на с.30.
7. О необходимых действиях по ликвидации пожара.
-Что же нужно делать если вдруг начался пожар?
Сначала, если только начался пожар, попытайтесь потушить его (вода, песок, огнетушитель)
Позвонить в пожарную охрану по тел.01. Сообщить характер возгорания, свой адрес.
Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключить электричество, газ.
-Но при пожаре опасен не только огонь, но и дым. От дыма нельзя спрятаться. Он забирается во все щели, А человеку, порой хватает сделать несколько глотков, чтобы потерять сознание или даже умереть.
Помни. Защититься от дыма - главное!
- Надо дышать через мокрую тряпку, плотную материю
- Выбраться из дыма лучше на четвереньках или ползком, внизу дыма меньше
- Если никого нет в комнате, быстро уходи на улицу, закрыв за собой дверь
- Если ты не можешь выйти на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма
- После этого выходи на балкон или открой окно- зови на помощь
8. Правила безопасности в нашей школе.
Изучение плана эвакуации детей в случае возникновения пожара в школе.
9. Знакомство с профессией пожарного.
Наглядно продемонстрировать устройство огнетушителя.
10. Закрепление пройденного материала. Блиц-опрос.
Девочка почувствовала запах дыма и спряталась под кровать
Петя увидел, что из квартиры соседей идет дым. Прибежал домой и набрав номер "01" сообщил о пожаре
Дети играли во дворе со спичками, когда загорелась сухая трава, они испугались и убежали.
Самостоятельная работа. Тест по пожарной безопасности.
1. Соедини стрелочками номера телефонов и название аварийных служб.
- 01 газовая служба
- 03 Пожарная служба (Служба спасения)
- 04 Скорая помощь
2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не сможешь потушить самостоятельно? Выбери правильный ответ:
- убежать;
- закричать, позвать на помощь
- вызвать пожарных по телефону 01
3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать? Выбери правильный ответ:
- нужно выйти посмотреть, где и что горит;
- закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
- не обращать внимание, ведь горит не в твоей квартире.
4. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа? Выбери правильный ответ:
- открыть окно;
- сразу из квартиры позвонить в газовую аварийную службу 04;
- зажечь спичку.
5. Что при пожаре главное? Выбери правильный ответ:
- защита от дыма;
- звать на помощь в открытое окно;
- залить водой место возгорания.
11. Игра "Позвони в пожарную часть"
12. Просмотр мультфильма "Уроки осторожности"
13. Итог урока.
-О чем говорили на уроке?
-Какие правила нужно соблюдать, чтобы не было пожара?
-Как вызывать пожарную команду?
14. Оценивание учащихся.
15. Домашнее задание: Учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 2-й кл. стр.29-31, "Рабочая тетрадь".