Урок математики в 1-м классе "Знакомство с углом. Вершина и стороны угла"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: знакомство с новыми понятиями "угол", "вершина угла", "сторона угла".

ЗАДАЧИ:

  • закрепить умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний;
  • развивать логическое мышление, математическую речь;
  • мотивировать учащихся к учебной деятельности через игру;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать мыслительные операции сравнения, анализа, классификации;
  • развивать познавательный интерес и творческие способности;
  • прививать любовь к предмету;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

ОБОРУДОВАНИЕ. Учебник "Математика. 1 класс" (часть 3) (авт. И. Аргинская, Е. Бененсон, Л. Итина); магнитофон, таблица с шифром, сигнальные карточки, магнитная доска, геометрические фигуры, плакаты со словами пословицы, модели точки, прямой линии, угла, костюмы к сказке "Колобок".

ХОД УРОКА

Психологический настрой

(Звучит медленная музыка)

Дети, представьте себе, что каждый из вас маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к каждому семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей). С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются зеленые листочки. (Дети поднимают руки, тянутся вверх). Растет стебелек. (Дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок. (Дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет. (Дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу. (Заканчивается музыка).

Ребята, как цветы тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного. Ведь мир освещается солнцем, а человек - знанием.

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни).

А где получают знания? (В школе, колледже, в институте, читая книги).

Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть новыми знаниями?

Мы все успеем сделать и покажем хорошие знания. А урок у нас сегодня необычный. Много гостей пришло к нам (давайте молча поприветствуем их). Но это еще не все гости. Мы ожидаем героев из всеми известной и любимой сказки. А из какой узнайте сами.

Арифметический диктант.

(Все дети пишут диктант в тетрадях, а двое детей работают у доски).

На доске шифр. Каждой цифре соответствует определенная буква. Название сказки получится лишь в том случае, если все ответы арифметического диктанта будут верными.

3 2 9 4 7 5 6 1 8

Л М К А И О С Б Т

Во время работы помните, что "Ум имей хоть маленький, но свой".

И не забывайте еще одну пословицу "Семь раз отмерь, один раз отрежь"

У одного мужчины спросили, сколько у него детей? Он ответил: "У меня 4 сына, и у каждого из них есть родная сестра. (5)

Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один сзади двух. Сколько всего бежало поросят? (3)

Определить количество треугольников на данном чертеже.

Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо его знакомых. Сколько человек шло в город? (1)

Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 5 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги? (5 кг)

Три гуся летят над нами, три других за облаками, три спустились за ручей. Сколько было всех гусей? (9)

На доске запись 9 5 3 5 1 5 9

Самопроверка.

Поднимите руку, кто справился с этим заданием. Кто допустил ошибки?

Настало время расшифровать название сказки. "К о л о б о к "

- Герои сказки "Колобок"
Пришли сегодня на урок.
Каждый задание принес,
И вместо ответа поставил вопрос.

А вопросов мы вовсе и не боимся, особенно тех, которые связаны с математикой, ведь

"Математику уже за тем учить следует, что она ум в порядок приводит." (М. В. Ломоносов)

"Наука математика - царица всех наук" (Гаусс)

"Математика - гимнастика ума. (А.В. Суворов)

Отвечая правильно на вопросы каждого героя, мы узнаем замечательную пословицу.

Минутка чистописания.

- Я - Колобок, сбежал с окошка,
Деда с бабой огорчил.
Покатился по дорожке,
В лапы к Зайцу угодил.
Заяц съесть меня хотел.
- Колобочек наш запел.
- Хорошо поешь, дружок!
Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь - дорожку снаряжу
И на волю отпущу.
- Надо быстро Колобочка спасать,
Помочь от Зайчишки ему убежать!

"Один за всех и все за одного"

Пользуясь только данными цифрами (3,6, 9), запишите:

мальчики - 3 суммы,

девочки - 3 разности

Как называются полученные математические записи? (выражения)

Запишите три неравенства девочки со знаком <

мальчики со знаком >

Взаимопроверка

Какое наибольшее двузначное число можно записать при помощи данных цифр? (цифры повторять нельзя) (96)

Наименьшее двузначное? (16)

Выполнив это задание, мы узнали первые два слова из пословицы:

БЫТЬ СИЛЬНЫМ

Решение выражений.

-Вот навстречу серый Волк,
В Колобках он знает толк.
Чтобы Волк его не съел,
Колобочек наш запел.
- С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше ты заданье мне реши.
Если ты примеры решишь,
Дальше смело побежишь.

"Усердие-мать удачи"

7+2 2+2 4+2 6+2
5 -1 5 - 4 5 -3 5 -2

1 группа

Найдите значение выражений при помощи натурального ряда чисел.

2 группа

Запишите суммы в порядке возрастания их значений.

Запишите разности в порядке убывания их значений.

3 группа

Расшифруйте загадочные записи и запишите по четыре равенства, подходящих к данным записям

А+О=М К-М=А
М=5 А=1

В каждой группе работают консультанты.

Как называются получившиеся записи? (равенства)

Вторые слагаемые подчеркните синим карандашом, а уменьшаемые - красным.

Ещё одно слово из пословицы становится известным нам. Это слово:

ХОРОШО

Знакомство с углом. Вершина и стороны угла. Построение угла с заданной вершиной.

Не попал он Волку в лапы,
Вдруг навстречу Косолапый.
Колобочек испугался,
На пенек скорей забрался.
Только начал песню петь,
Как Медведь давай реветь.
- Ты не пой мне, Колобок,
Лучше разбери, дружок,
Геометрические задания
И получи скорее новые знания.
- Мы поможем тебе, Колобок,
Ведь Геометрия - это наш конек.

"Не имей сто рублей, а имей сто друзей"

А вот и наша старая знакомая - Точка. Она такие чудеса умеет творить.

Поставьте точку, проведите через нее прямую линию.

Сколько прямых линий можно провести через одну точку?

А теперь поставьте две точки и соедините их. Какая геометрическая фигура у вас получилась?

Чем отличается отрезок от прямой линии? А от луча?

Начертите прямую и кривую линии так, чтобы у них было 4 точки пересечения. Синим карандашом поставьте точку, которая не принадлежит ни одной из линий, а зеленым - принадлежащую одной из линий.

Без конца и края
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней идти,
Не найти конца пути.

Начертите прямую линию. Поставьте на ней точку. Какое превращение сделала точка с прямой?

Начертите угол с вершиной в точке О, выделите цветным карандашом стороны.

(Возникновение проблемной ситуации).

Вы смогли справиться с заданием?

(Побуждение к осознанию противоречия).

Почему? В чем причина?

(Осознание противоречия)

Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).

Что такое угол, как правильно обозначать вершину и стороны угла.

(Учебная проблема как вопрос).

Надо вам сказать, что эта маленькая Точка большая проказница. И вот, что однажды произошло. Как-то Точка подкралась к спящей Прямой линии, взобралась на нее и начала подпрыгивать. Сначала проказница подпрыгивала так, чтобы не разбудить и не сломать Прямую. И это ей удавалось. Но затем забыла малышка - Точка об осторожности, да так подпрыгнула, что Прямая не выдержала и сломалась. Прямая линия исчезла. Вместо Прямой остались два ее обломка, две части. Эти две части не разлетелись в разные стороны только потому, что Точка успела схватить их. И тогда появилась на свет новая геометрическая фигура, которую назвали Углом. Место, где Точка держит части развалившейся Прямой называется вершиной угла. А сами части Прямой называются сторонами угла.

Постройте угол из двух карандашей. Найдите и покажите углы вокруг себя.

Назовите геометрические фигуры. Разделите их на две группы.

Начертите те из них, которые имеют отношение к новому знанию.

Сколько у угла вершин? Сторон?

Работа с учебником.

Начертите углы с вершинами в точках М, О, К, Е.(№34)

Дорисуйте, чтобы получился предмет.

Ещё два слова найдены. Эти слова:

БЫТЬ УМНЫМ

Физминутка.

Колобок наш утомился,
На пенечке развалился.
Вмиг поднимем дух ему,
Вам зарядка по уму.

Можно открыть ещё одно слово. Это слово:

ЛУЧШЕ

Работа по пройденному материалу.

Вот и Лисонька идет
И такую речь ведет.
-Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за пять минут
Все решить, что есть вот тут.
Получай ты мой билет
И готовь скорей ответ.
- Мы, Лиса, тебя проучим,
Колобочка не получишь,
Колобочка мы спасем,
Бабе с дедом унесем!
"Повторенье-мать ученья"

Давайте вновь вернемся к числам шифра. Расположите числа:

Мальчики - в порядке возрастания,

Девочки - в порядке убывания.

У кого получился отрезок натурального ряда чисел? Назовите признаки отрезка натурального ряда. Запишите другие отрезки натурального ряда, используя не все числа данного отрезка.

Как переместить кубики, чтобы желтый стал крайним, не перемещая его.

Выполнение заданий учебника № 36,40.

И заключительным словом является слово:

ВДВОЕ

Итог урока.

Сегодня на уроке вы были самыми активными, сплоченными, благодаря своему упорству смогли быстро все сделать. Наш урок подошел к концу. У нас получилась замечательная пословица. Она вам нравится? Почему? Кому вы пришли на помощь сегодня? Вы как палочки - выручалочки приходили на помощь нашему гостю. Вы смогли помочь Колобку благодаря уму и прочным знаниям. Ум - добро, ум - сила. Помните об этом.

- Колобок повеселел,
Напоследок песню спел.
- Заяц, Волк, Медведь, Лиса
Все хотели съесть меня.
Но не вышло ничего,
Ведь быть сильным хорошо,
Но быть умным вдвое лучше.
Этому мы всех научим.
Математику учите,
Каждый день свой ум точите.
Ничего не забывайте и почаще повторяйте:
Что "Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое".

p align="center">

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.