Форма урока: урок-тренинг.
Цель урока: применение навыков и умений работы в программах в MS PowerPoint, Paint в ходе выполнения задания по теме: «Вычисления площади параллелограмма».
Задачи урока для учителя:
- Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Вычисление площади параллелограмма».
- Развить творческие способности учащихся при работе в MS PowerPoint, Paint.
- Воспитать культуру общения учащихся при работе в группах:
- формирование грамотной речи учащихся;
- развитие аналитического и критического мышлений;
- совершенствование коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи урока для учащихся:
- Обобщить изученный материал по теме «Вычисление площади параллелограмма».
- Применить знания и умения работы на ПК для достижения поставленной цели:
- обосновать и представлять выполненный материал;
- умение адекватной оценки и самооценки;
- Трансляция имеющихся знаний и умения групповой формы работы в MS PowerPoint, Paint на других учебных предметах.
Актуальность урока:
В связи с низкой мотивацией, дети не усваивают учебный материал. От учителя требуются продуктивные методы активизации внимания к изучаемому материалу: неординарная форма проведения урока, нестандартные задания и творческий подход к их выполнению.
Наиболее важными условиями в организации таких уроков являются наглядность, развитие творчества, выбор метода решения задачи каждым учеником индивидуально, представление выполненной работы сообществу, самооценка, которая является одним из условий для решения воспитательных задач.
Место урока в содержании учебного материала:
Учебный предмет:
- математика: учащиеся знают основные свойства площадей, формулу вычисления площади квадрата, прямоугольника, умеют доказывать теорему о площади параллелограмма.
- информатика: учащиеся умеют работать в графическом редакторе Paint, знают принцип работы грамотного оформления документов в MS Word и электронных презентаций PowerPoint.
Материалы и оборудование к уроку для учителя:
- мультимедийная презентация к уроку;
- электронная поддержка;
- ПК;
- мультимедийный проектор,
- бланк для выполнения работы,
- лист оценивания.
Материалы и оборудование к уроку для учащихся:
- электронная поддержка;
- задания и рекомендации в электронном виде;
- стандартные и прикладные программы PowerPoint, Paint;
- ПК;
- мультимедийный проектор.
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Время | Форма работы | Электронная поддержка | Оборудование |
1. | Орг. момент (приветствие). | 1 мин | Мультимедийная презентация в виде слайдов по данной теме. | ПК, мультимедийный проектор с экраном. | |
2. | Актуализация знаний по математике. | 2 мин | Фронтальный опрос | ||
3. | Постановка темы и цели урока. План урока. | 1 мин | Беседа. Планируемый результат в виде бланка ответов. |
||
4. | Актуализация знаний по ИТ. | 5 мин | Фронтальный опрос. Планируемый результат в виде слайда. |
||
5. | Практическая работа по индивидуальным заданиям. | 20 мин | Самостоятельная индивидуальная работа и заполнение бланков ответов. | Задание в виде мультимедийной презентации, прикладные программы PowerPoint, Paint. | ПК |
6. | Оформление результатов работ в виде мультимедийных презентаций. | 10 мин | Самостоятельная индивидуальная работа. | Прикладные программы PowerPoint, Paint. | ПК |
7. | Перемена. | Индивидуальная проверка работ учащихся учителем | |||
8. | Представление, защита, самооценка и оценивание выполненной работы. | 12 мин | Отчет по решению задач №1, 2, 3, 465 и оценивание устного ответа каждого из учащихся. | Мультимедийная презентация в виде слайдов по данной теме. | ПК, мультимедийный проектор с экраном. |
9. | Заполнение листа оценивания учащимися | 5 мин | Лист оценивания. | Занесение результатов работы в электронный журнал. | |
10. | Решение задачи № 502 (Геометрия 7-9. Атанасян и др.) | 10 мин | Беседа. Фронтальныйопрос. Работа учителя информатики по созданию слайда. |
Постепенное возникновение решения задачи на доске и решения на слайде с использованием анимационных эффектов. | ПК, мультимедийный проектор с экраном. Доска. |
11. | Представление решения задачи № 503 учеником, подготовленное заранее (Геометрия 7-9. Атанасян и др.). | 5 мин | Обсуждение. Ответы на вопросы. |
Оценка эффективности использования ПК. | ПК, мультимедийный проектор с экраном. Доска. |
12. | Для домашней работы может быть предложена задача № 504. | 3 мин | Обсуждение. Ответы на вопросы. |
Постепенное возникновение условия задачи на слайде с использованием анимационных эффектов. | ПК |
13. | Подведение итогов с выходом на рефлексию. | 5 мин | Творческая работа учащихся. | Оформление «шпаргалки» по решению задач на вычисление площади параллелограмма. Может быть буклет, брошюра и т. п. | ПК, мультимедийный проектор с экраном. Принтер. |
ХОД УРОКА
Урок ведут два учителя: учитель математики и учитель информатики.
ОРГ. МОМЕНТ
УМ: В практической деятельности человека часто возникает вопрос о нахождении площадей различных геометрических фигур, в том числе и параллелограмма.
УМ: Расскажите, что у вас получилось? Как найти площадь параллелограмма?
УМ: Ключевой вопрос при решении задач в данной теме нахождение высоты и основания параллелограмма. Верно ли найдена площадь параллелограмма на следующих рисунках?
УМ: Вам предстоит по заданной программе решить несколько задач на вычисление площади параллелограмма и оформить их решение в бланке ответов. За каждую задачу вы набираете определенное количество баллов, которые в конце нашего занятия превратятся в отметку. А оценить свою работу вы сможете в листах оценивания (каждому ученику выдается на руки лист оценивания и бланк ответов).
УИ: В современном обществе очень часто приходится отстаивать в диалоге собственное мнение, ярко аргументировать приводимые доводы. Почему бы это не сделать языком ПК? Решение одной из предложенных задач вы должны оформить к концу урока в программе PowerPoint, чертежи к задаче или воспользовавшись встроенными графическими возможностями программы PowerPoint, или в графическом редакторе Paint. Вспомним интерфейс программы. Сравним слайды №5 , №6, № 7 и № 8. Какие моменты программы вы использовали? Давайте обсудим значимость каждого шага.
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Слайд № 8
УИ: Оцениваться будет не только правильность выполненных заданий по математике, но и грамотность применения информационных технологий в ходе решения и его оформления.
Поэтому вспомним основные требования к презентации и к защите работы:
УИ: Итак, от вас требуется: выполнить задание на бланке ответов, оформить одну из задач на слайде, подготовить защиту работы. Время работы 20 минут.
УМ: Не забудьте письменные принадлежности, черновики для расчетов.
Помните, что грамотность будет помогать оценивать учитель русского языка и литературы.
УИ: Вы готовы перейти к выполнению заданий? Желаем удачи!!!
Учащиеся выполняют задания и к концу первого урока сдают учителю математики бланки ответов, а учитель информатики на перемене проверяет грамотность оформления презентаций и выбирает слайды некоторых учащихся для обсуждения при проверке.
После перемены учащиеся представляют, защищают свои решения, идет самооценка и оценивание выполненной работы. Учащиеся заполняют лист оценивания.
УМ: Какова тема нашего сегодняшнего урока?
Предлагаю вам составить алгоритм для решения задач по теме сегодняшнего урока. Запишете его в тетрадь (учитель выводит учащихся на следующий алгоритм:
- знание формулы;
- нахождение основания;
- нахождение высоты.)
Применим алгоритм решения задачи № 502 (Геометрия 7-9 Атанасян и др.). Учитель вызывает ученика к доске записать условие задачи…
УМ: на чертеже мы видим, что площадь данного параллелограмма можно найти двумя способами, выделяя разные основания, но ни одно из оснований неизвестно. вопрос: «как решать, каким способом?».
Учащиеся решают задачу с помощью уравнения, используя свойства площадей – равные многоугольники имеют равные площади.
УИ: учитель информатики параллельно с выполнением чертежа учеником у доски выполняет этот чертеж на слайде и выводит его с помощью мультимедийного проектора на экран, выделяя основные компоненты формулы.
УМ: вызывает к доске учащегося, который заранее дома разобрал решение задачи № 503 (Геометрия 7-9 Атанасян и др.) и готов предоставить его в виде электронной презентации с помощью мультимедийного проектора на обсуждение класса.
УМ: Оцениваете ответ выступающего (у каждого на парте лежит файл с листами для оценивания)! Будьте объективны и готовы аргументировать свои оценки.
Обсуждая решение данной задачи, учащиеся могут найти не один способ решения, а несколько. Ответы на вопросы позволят ученикам класса определить качество знаний выступающего по данной теме и самостоятельно выставить ему отметку по критериям листа оценивания.
УМ: Для домашней работы предложена задача № 504 (Геометрия 7-9 Атанасян и др.).
УИ: На экране через мультимедийный проектор учитель информатики вместе с детьми строит чертеж к задаче, условия которой читает вслух один из учащихся, другие выполняют чертеж в тетради.
4. Рефлексия
(музыкальная заставка): оставьте нам на память ваше отношение к уроку, пожелания и рекомендации на фигуре, с которой вы работали в начале урока.