Контрольно-измерительные материалы для проверки уровня сформированности химической компетентности в теме "Металлы". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Приоритетным направлением новой модели школьного образования является ее компетентностный подход, то есть "ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты" (из государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012г.г.").

Не смотря на это, в школьном курсе химии традиционным остается проверка знаний и умений, а не компетентностей.

Познакомившись с точкой зрения О.С.Габриеляна на сущность химической компетентности (Габриелян О.С. Компетентностный подход как дидактическое условие предпрофильной и профильной подготовки учащихся. him.1sept.ru/topic.php?TopicID=10&Page=4), я разработала контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить уровень сформированости химической компетентности на содержании темы "Металлы" в 9 классе, которые и предлагаю вашему вниманию.

Спецификация проверочной работы

1. Назначение проверочной работы

Контрольные измерительные материалы позволяют оценить уровень сформированности химической компетентности.

2. Документы, определяющие содержание проверочной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

1. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

2.Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

3. Структура проверочной работы

Проверочная работа состоит из трех частей и включает 20 заданий. Одинаковые по форме представления задания сгруппированы в определенной части работы.

Часть 1 содержит 12 заданий с выбором ответа. Их обозначение в работе: А1; А2; А3; А4 : А12.

Часть 2 содержит 5 заданий с кратким ответом. Их обозначение в работе: В1; В2; В3; В4; В5.

Часть 3 содержит 3 заданий с развернутым ответом. Их обозначение в работе: С1; С2; С3.

4. Распределение заданий проверочной работы по содержательным блокам курса химии

Код Содержательный блок Число заданий %
1 Химический элемент 3 15%
2 Строение вещества 1 5%
3 Неорганическая химия (тема "Металлы") 7 35%
4 Химическая реакция 5 25%
5 Экспериментальные основы химии 1 5%
6 Общие способы получения веществ 1 5%
7 Расчеты по химическим формулам и уравнениям 2 10%
    20  

4. Распределение заданий проверочной работы по видам проверяемых компетентностей (по О.С.Габриеляну)

Код Компетентность Число заданий %
1 Понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественно-научной картины мира. Химия - центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими естественными науками. 2 10%
2 Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям. Существует связь между структурой, свойствами и применением веществ. 4 20%
3 Химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке. 4 20%
4 Понимание роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической, оборонной и др. 6 30%
5 Навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности, а также умение управлять химическими процессами. 4 20%
    20  

4. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности

Уровень сложности Число заданий/% Макс.балл/%
Базовый 12/60% 12/39%
Повышенный 5/25% 10/32%
Высокий 3/15% 9/29%
  20 31

5. Проверочная работа

Задание Код элемента содержания Код компетентности Уровень сложности Макс. балл
А1 Самый распространенный в земной коре металл 1)Na 2)Ca 2)Al 4)Fe 1 1 Б 1
А2 Наименее токсичными являются ионы 1)Pb2+ 2)Hg2+ 3)Na+ 4)Zn2+ 1 4 Б 1
А3 Какой из продуктов служит источником железа, необходимого для профилактики малокровия? 1)хлеб 2)гречневая каша 3)сливочное масло 4)картофель 1 4 Б 1
А4 Для веществ с металлической кристаллической решеткой не характерно свойство

1) электропроводность

2) теплопроводность

3) металлический блеск

4) низкие температуры плавления и кипения

2 2 Б 1
А5 В сосудах из какого металла можно хранить концентрированную азотную кислоту? 1)Mg 2)Zn 3)Cu 4)Fe 3 5 Б 1
А6 Какой газ выделяется, когда домашние хозяйки, готовя пироги, "гасят" соду уксусом? 1)углекислый 2)водород 3)кислород 4)аммиак 3 4 П 2
А7 Какая из реакций протекает при добавлении в воду соды для уменьшения жесткости воды?

1) Ca2+ + CO32+ = CaCO3

2) Ba2+ + SO42+ = BaSO4

3) H+ + OH- = H2O

4) 2H+ + CO32+ = H2O + CO2

3 5 П 2
А8 Для удаления пятен ржавчины, в состав которой входит гидроксид железа3, из веществ, находящихся дома, лучше использовать

1) поваренную соль

2) пищевую соду

3) уксусную кислоту

4) подсолнечное масло

3 4 Б 1
А9 Какой коэффициент перед кислородом в уравнении реакции алюминия с кислородом?

1) 2

2) 3

3) 4

4) 6

4 2 П 2
А10 Реакция натрия с водой относится к реакциям

1) соединения

2) замещения

3) разложения

4) обмена

4 2 П 2
А11 Для получения нержавеющей стали в ее состав вводят

1) P

2) Cr

3) Si

4) C

6 5 Б 1
А12 Массовая доля магния в оксиде магния

1) 40%

2) 20%

3) 60%

4) 50%

7 3 П 2
В1 Чтобы получить вещество, используемое в строительстве, гасят водой оксид металла : 3 4 Б 1
В2 Для распознавания сульфат-аниона используют раствор, содержащий катион : 5 3 Б 1
В3 В состав таких драгоценных камней, как красный рубин и синий сапфир, входит оксид металла : 3 1 Б 1
В4 Установите соответствие между названием вещества и формулой химического соединения, входящего в его состав

1) поваренная соль            а)CaCO3

2) сода                                  б)CaSO4

3) мрамор                             в)Na2CO3

4) гипс                                  г)NaCl

3 4 Б 1
В5 Чтобы увеличить скорость реакции между железом и водой, реагирующие вещества нужно : 4 5 Б 1
С1 Напишите уравнение реакции между железом и хлором, составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель 4 2 В 3
С2 В чем причина быстрого разрушения в последние десятилетия мраморных сооружений под открытым небом? Ответ проиллюстрируйте уравнениями реакций. 4 3 В 3
С3 Какая масса алюминия необходима для получения 4 моль железа из оксида железа3? 7 3 В 3
          31

6. Время выполнения работы - 40 минут.

7. Перевод баллов в отметку.

баллы 8-18 19-25 26-31
% 26-58% 60-80% 84-100%
отметка "3" "4" "5"