Цели:
- познакомить учащихся с новыми буквами К, к;
- научить выделять звуки [к], [к'] в словах;
- учить читать слова с изученными буквами;
- закрепить понятие о гласных и согласных звуках - звонких и глухих;
- развивать фонематический слух, внимание, речь;
- развивать познавательные способности, умение слушать, наблюдать, сравнивать;
- воспитывать интерес к чтению.
Оборудование:
- "Русская азбука" - авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская;
- иллюстрация к сказке "Колобок";
- схема для чтения слогов с буквой к;
- "Прописи" к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
Вам хочется, чтобы на уроке вам было интересно? Для этого вы должны быть веселыми, дружными, внимательными.
Вы мне подскажите, с героями, какой сказки мы встретимся. А чтобы речь наша была правильная и красивая, проведем:
II. Артикуляционная разминка
"Губы".
"Щечки".
Работа над дикцией.
- чистоговорки:
Жи-жи-жи - здесь живут ежи.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.
Же-же-же - дождь прошел уже.
За-за-за - уходи домой, коза.
Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу.
Ра-ра-ра - Кате спать пора.
Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.
Ры-ры-ры - летают комары.
Ри-ри-ри - на ветке снегири.
Ор-ор-ор - подмели мы двор.
Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шо-шо-шо - учусь я хорошо.
- скороговорки:
Коля колет колья.
У Кондрата куртка коротковата.
Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.
Кошка Крошка на окошке кашу кушала по крошке.
Язычки готовы к работе, давайте вспомним то, что вы изучали на предыдущих уроках.
III. Повторение
Сыграем в игру "Найди букве пару". Надо правильно соединить буквы левой и правой части.
АН - уын
СО - асои
ИУ - осаы
На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)
Как отличить гласный звук от согласного? (гласные поются, произносятся с голосом, при произношении не встречают преграду)
На какие группы можно разделить согласные звуки? (твердые - мягкие, звонкие - глухие)
IV. Сообщение цели и постановка темы урока
Прослушав отрывок из сказки, вы узнаете, кто придет к нам в гости и поможет узнать о новой букве.
Зачитывается отрывок из сказки "Колобок".
- Как называется сказка?
- Кто ее автор?
- Кто главный герой сказки?
- У кого появился колобок?
- От кого убежал колобок?
- Какую песенку любил петь колобок?
Анализ предложения:
КОЛОБОК ПЕЛ ПЕСЕНКИ
V. Работа над новым материалом:
1. Найдите в предложении букву к, обозначающую звуки [к], [к'].
2. Артикуляция.
Ни-ки-та, ко-са, ко-сит, но-сик, ки-но, сы-нок
Вывод: согласный, глухой, может быть мягким и твердым. Звуки [к], [к'] обозначаются одной буквой к.
3. Слого-звуковой анализ:
Рак - ра-ки, сок - соки
VI. Новый материал (стр.53).
Знакомство с буквами К, к.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой К на нас глядит.
Где спрятались звуки [к] и [к']?
булка коньки кит
клетка пеньки кот
ветка деньки ток
С какими гласными дружит буква К?
К-к-к - у нас речка глубока.
Ке-ке-ке - плывут рыбки в ручейке.
Ки-ки-ки - на полянке есть грибки.
Ко-ко-ко - летят птички высоко.
Ку-ку-ку - сидит ворон на суку.
VII. Физкультминутка
Я буду называть слово, если в слове есть твердый звук [к] - присесть, если мягкий звук [к'] - хлопнуть в ладоши.
Книга, кошка, лавка, эскимо, волки, гуси, город, кино.
VIII. Продолжение изучения нового материала
Письмо слогов на стр. 18 "Прописи".
Работа с учебником (стр. 52-53).
- Составление рассказа по иллюстрации стр. 52-53 к сказке "Кот в сапогах".
- Анализ предложения:
"Косари удивились, увидев кота."
- Чтение пословиц на стр. 52. Подчеркнуть букву К.
- Чтение диалога на стр. 53 (закрепление знания о диалоге).
- Работа по стр. 54-55.
- Чтение индивидуально, парами, хором.
IX. Знакомство с буквой К
Написание заглавной буквы К.
Написание слогов с заглавной буквой.
Кто больше назовет слов с буквой К.
Загадка. Какой звук мы слышим в начале слова - отгадки?
- Без языка, без голоса, а все расскажет:.(книга)
- Через море океан
Плывет чудо-великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту:.(кит)
- Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он не знает:.(крот)
- На соломинке дом, сто ребяток в нем:(колосок)
Пословицы:
- Книга - лучший друг.
- Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
Буква заблудилась. Назовите звук.
Если дети заболели
Дружно им врачи велели
Думать только об одном:
"Цапли выпить перед сном".
Сом в стакане - очень вкусно,
И полезно детям всем!
Выручает от болезней
И больших и малышей!
X. Подведение итогов урока
- В какой сказке мы сегодня были? Кто помог познакомиться с новой буквой?
- Что из нового материала запомнили легко?
- Что вызвало затруднения?
- Какие задания понравилось выполнять?
- какие звуки обозначает буква К?
XI. Домашнее задание.
Нарисуйте своего любимого сказочного героя.