Урок обучения грамоте в 1-м классе "Буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с новыми буквами К, к;
  • научить выделять звуки [к], [к'] в словах;
  • учить читать слова с изученными буквами;
  • закрепить понятие о гласных и согласных звуках - звонких и глухих;
  • развивать фонематический слух, внимание, речь;
  • развивать познавательные способности, умение слушать, наблюдать, сравнивать;
  • воспитывать интерес к чтению.

Оборудование:

  • "Русская азбука" - авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская;
  • иллюстрация к сказке "Колобок";
  • схема для чтения слогов с буквой к;
  • "Прописи" к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

Вам хочется, чтобы на уроке вам было интересно? Для этого вы должны быть веселыми, дружными, внимательными.

Вы мне подскажите, с героями, какой сказки мы встретимся. А чтобы речь наша была правильная и красивая, проведем:

II. Артикуляционная разминка

"Губы".

"Щечки".

Работа над дикцией.

- чистоговорки:

Жи-жи-жи - здесь живут ежи.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.
Же-же-же - дождь прошел уже.
За-за-за - уходи домой, коза.
Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу.
Ра-ра-ра - Кате спать пора.
Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.
Ры-ры-ры - летают комары.
Ри-ри-ри - на ветке снегири.
Ор-ор-ор - подмели мы двор.
Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шо-шо-шо - учусь я хорошо.

- скороговорки:

Коля колет колья.
У Кондрата куртка коротковата.
Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.
Кошка Крошка на окошке кашу кушала по крошке.
Язычки готовы к работе, давайте вспомним то, что вы изучали на предыдущих уроках.

III. Повторение

Сыграем в игру "Найди букве пару". Надо правильно соединить буквы левой и правой части.

АН - уын

СО - асои

ИУ - осаы

На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)

Как отличить гласный звук от согласного? (гласные поются, произносятся с голосом, при произношении не встречают преграду)

На какие группы можно разделить согласные звуки? (твердые - мягкие, звонкие - глухие)

IV. Сообщение цели и постановка темы урока

Прослушав отрывок из сказки, вы узнаете, кто придет к нам в гости и поможет узнать о новой букве.

Зачитывается отрывок из сказки "Колобок".

- Как называется сказка?

- Кто ее автор?

- Кто главный герой сказки?

- У кого появился колобок?

- От кого убежал колобок?

- Какую песенку любил петь колобок?

Анализ предложения:

КОЛОБОК ПЕЛ ПЕСЕНКИ

V. Работа над новым материалом:

1. Найдите в предложении букву к, обозначающую звуки [к], [к'].

2. Артикуляция.

Ни-ки-та, ко-са, ко-сит, но-сик, ки-но, сы-нок

Вывод: согласный, глухой, может быть мягким и твердым. Звуки [к], [к'] обозначаются одной буквой к.

3. Слого-звуковой анализ:

Рак - ра-ки, сок - соки

VI. Новый материал (стр.53).

Знакомство с буквами К, к.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой К на нас глядит.
Где спрятались звуки [к] и [к']?

булка коньки кит

клетка пеньки кот

ветка деньки ток

С какими гласными дружит буква К?

К-к-к - у нас речка глубока.

Ке-ке-ке - плывут рыбки в ручейке.

Ки-ки-ки - на полянке есть грибки.

Ко-ко-ко - летят птички высоко.

Ку-ку-ку - сидит ворон на суку.

VII. Физкультминутка

Я буду называть слово, если в слове есть твердый звук [к] - присесть, если мягкий звук [к'] - хлопнуть в ладоши.

Книга, кошка, лавка, эскимо, волки, гуси, город, кино.

VIII. Продолжение изучения нового материала

Письмо слогов на стр. 18 "Прописи".

Работа с учебником (стр. 52-53).

- Составление рассказа по иллюстрации стр. 52-53 к сказке "Кот в сапогах".

- Анализ предложения:

"Косари удивились, увидев кота."

- Чтение пословиц на стр. 52. Подчеркнуть букву К.

- Чтение диалога на стр. 53 (закрепление знания о диалоге).

- Работа по стр. 54-55.

- Чтение индивидуально, парами, хором.

IX. Знакомство с буквой К

Написание заглавной буквы К.

Написание слогов с заглавной буквой.

Кто больше назовет слов с буквой К.

Загадка. Какой звук мы слышим в начале слова - отгадки?

- Без языка, без голоса, а все расскажет:.(книга)

- Через море океан
Плывет чудо-великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту:.(кит)

- Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он не знает:.(крот)

- На соломинке дом, сто ребяток в нем:(колосок)

Пословицы:

- Книга - лучший друг.

- Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

Буква заблудилась. Назовите звук.

Если дети заболели
Дружно им врачи велели
Думать только об одном:
"Цапли выпить перед сном".
Сом в стакане - очень вкусно,
И полезно детям всем!
Выручает от болезней
И больших и малышей!

X. Подведение итогов урока

- В какой сказке мы сегодня были? Кто помог познакомиться с новой буквой?

- Что из нового материала запомнили легко?

- Что вызвало затруднения?

- Какие задания понравилось выполнять?

- какие звуки обозначает буква К?

XI. Домашнее задание.

Нарисуйте своего любимого сказочного героя.