Тип урока: урок изучающего чтения
Цели урока:
- познакомить с новым понятием: поэма;
- познакомить с художниками-иллюстраторами книг;
- обогащать читательский опыт учащихся;
- учить выразительному чтению (выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение);
- развивать речь учащихся;
- способствовать воспитанию чувства патриотизма.
Оборудование: выставка книг, учебник, конверты со строками из произведений А.С.Пушкина, индивидуальные схемы “Жанры произведений А.С.Пушкина”, аудиозапись, репродукция картины И.Айвазовского, толковые словари, карточки для словарной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Выявление и обобщение читательского опыта (знания произведений А.С. Пушкина).
а) Работа с выставкой книг.
Учитель: На перемене вы познакомились с новой выставкой книг, заметили много интересного.
- Что вы можете сказать о книгах, представленных на этой выставке? (Все они принадлежат одному автору, есть книги-сборники и книги с одинаковыми произведениями.)
- Как вы узнали об этом? (по толщине и по содержанию)
- Какая из представленных книг “лишняя”? Почему?
- Что вы можете сказать об “оставшихся” книгах? (Это книги с произведениями А.С.Пушкина)
б) Выразительное чтение стихов и сказок А.С. Пушкина. Работа в парах.
Учитель: Давайте вспомним произведения А.С.Пушкина, которые вы слушали и читали самостоятельно во 2 классе.
У каждого из вас на парте конверт, в котором находятся строки из произведений великого поэта и писателя. Сначала прочитайте эти строки и с соседом по парте восстановите правильную последовательность этих строк. Подготовьтесь к выразительному чтению. Вспомните название и жанр данного произведения.
Опрос учащихся. (На доске открывается соответствующая запись. Например, “Сказка о рыбаке и рыбке”)
У кого из вас отрывок из этого же произведения? Прочитайте
В конвертах следующие строки из произведений А.С. Пушкина:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.
“…Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут”.В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
“Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась…”Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
в) Самостоятельная работа: заполнить схему. Приложение 1
3.Проверка, подтверждение ответа названием произведения.
Учитель: Почему остался пустым прямоугольник?
Есть ли на выставке книги с одинаковым названием? Как вы это узнали? Назовите это произведение.
Прочитайте определение поэмы. (На карточках текст: “Поэма это большое стихотворное произведение на историческую, героическую, возвышенную лирическую тему”
Дополните схему новым жанром.
г) Сообщение цели урока.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила” - “У Лукоморья дуб зеленый…” (открывается запись на доске)
4. Первичное восприятие произведения.
а) Слушание первой строфы из отрывка “У Лукоморья дуб зеленый…”, беседа.
Учитель: Сейчас вы прослушаете этот отрывок в исполнении актера.
Постарайтесь представить себе услышанное и поделитесь своими впечатлениями с классом. (Звучит аудиозапись)
Кто читал или слышал ранее это произведение?
б) Слушание отрывка в исполнении учителя.
в) Беседа – выявление первичного восприятия.
Учитель: Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?
Каким вы представили себе Лукоморье?
Давайте сравним ваши представления о Лукоморье с тем, как его представляет художник.
- Так как поэма представлена в разных книгах, она по-разному проиллюстрирована.
- Кто может сказать, какую роль выполняет в книге иллюстрация? (делает книгу красочной, позволяет понять содержание, представить героев, узнать отношение к ним писателя)
г) Словарная работа (работа с толковыми словарями) – выясняется значение слова “Лукоморье”. Двое учащихся объясняют, каково толкование этих слов в разных источниках. На доске репродукция картины И.Айвазовского.
“Толковый словарь живого великорусского языка”. Владимир Даль
Лукоморье – это морской берег или морская лука.
Лука – это изгиб, кривизна, излучина, дуга.
“Толковый словарь русского языка”. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова
Лукоморье – морской залив.
Лукоморье – местность, прилегающая к изогнутому, “излучистому” морскому берегу.
4. Физкультминутка.
5. Работа с текстом произведения.
а) Самостоятельное чтение отрывка из поэмы.
Учитель: Перечитайте отрывок молча, выделяя каждую картину паузой.
б) Беседа по вопросам.
Учитель: Описание какого чуда занимает центральное место в отрывке? Прочитайте.
Кого в Древней Руси называли витязем? (отважного, доблестного, храброго воина)
Поясните, как они выходят на берег? (чредой, т.е. по очереди)
Из какой сказки это чудо? (“Сказка о царе Салтане…”)
Какие ещё русские народные сказки упоминает А.С.Пушкин? Докажите словами из текста (“Бой на Калиновом мосту”, “Молодильные яблоки”, “Мачеха и падчерица”, “Иван-царевич и серый волк”)
в) Словарная работа:
- подбор синонимов и составление синонимического ряда
Учитель: Подберите синонимы к словам “чахнет”, “тужит”. (Учитель помещает карточки с этими словами)
На доске появляется запись:
ТУЖИТ – горюет, тоскует, печалится
ЧАХНЕТ – слабеет, умирает
- работа с толковым словарем учебника
Учитель: Толкование каких слов дается в словаре учебника?
Найдите в тексте и прочитайте предложение с этим словом. Как вы это понимаете?
- объяснение слов словами из текста
Учитель: Описание какого чуда не нашло отражение в иллюстрации нашего” художника?
От каких слов образовались слова “неведомых”, “невиданных”?
Объясните значение словосочетаний “на неведомых дорожках”, “следы невиданных зверей”.
г) Упражнение в выразительном чтении отрывка.
На доске текст с пометами (первая строфа).
Учитель: Как обозначаем логическое ударение, паузу, длительную паузу?
(Хоровое и индивидуальное чтение учащимися данного отрывка.)
д) Подготовка к выразительному чтению.
Учитель: Выберите понравившийся отрывок и подготовьтесь к выразительному чтению.
Опрос 2-3 учащихся.
6. Обобщение
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Что понравилось?
7. Дифференцированные задания для самостоятельной работы дома (запись на доске).
- 1 вариант: научитесь читать выразительно отрывок из поэмы и выполните задания в рабочей тетради;
- 2 вариант: выучите наизусть половину отрывка из поэмы;
- 3 вариант: выучите отрывок из поэмы наизусть