Урок по сказкам М.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и Л.Петрушевской "За стеной"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX - конца XX века;
  • Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать;
  • Заставить учащихся задуматься над жизненными целями, которые определяют поведение героев
  • Формирование ответственного отношения к тому, кого любишь.

Подготовка к уроку:

Учащиеся делятся на пять групп, собирают материалы по теме:

  • должны знать содержание произведений М. Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть"; Л. Петрушевской "За стеной";
  • выписать пословицы, поговорки, крылатые выражения о совести;
  • провести опрос среди учащихся и учителей "Что такое совесть?"
  • обзор периодической печати "Аргументы и факты", "Комсомольская правда", "Известия" и др. - стать, затрагивающие проблему совести.
  • Работа со словарями (выписать значение слова "совесть")
  • Нарисовать совесть

Учитель

  • Продумать оформление доски
  • Написать высказывания
  • Разбить учащихся на группы
  • Подготовить раздаточный материал

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это тонкое врожденное чувство называется совестью.

"Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках", - написано в книге Романа Янушкявисюса "Основы нравственности"

Объясните своими словами, что такое совесть?

Трудный вопрос. Кто-то считает, что это незримый судья, с мнением которого нельзя не считаться, а для кого-то совесть - это десятки безмолвных свидетелей, в чьей памяти живут все наши поступки.

Испытывали ли вы когда-нибудь чувство, которое можно назвать угрызением совести?

Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть?

Непросто заслужить оценку, чтобы о тебе сказали, что ты честный, совестливый, порядочный человек. Но ясно одно! Если человек не научится стыдится своих плохих поступков, он никогда не станнит ни честным ни совестливым, ни порядочным. К сожалению, далеко не каждому знакомо чувство стыда.

Выберите одну наиболее понравившуюся пословицу и своими словами поясните смысл.

Как вы думаете, является ли совесть природным свойством человека или плодом воспитания? Почему?

Итак, целью урока является выявление степени актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX - конца XX века. За основу мы взяли сказки М. Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и Л. Петрушевской "За стеной"

Эпиграф

Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце; совесть - незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый; эта ведьма:
А. С. Пушкин. "Скупой рыцарь"

Какое слово здесь является ключевым? Оно сегодня и будет в центре нашего разговора на уроке (в центре доски пишу "Совесть")

"Жалок тот, в ком совесть нечиста"
(А. С. Пушкин "Борис Годунов")

"Совесть - это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал", "Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом" (Л. Н. Толстой)

"Легче зажечь одну маленькую свечку, чем клясть темноту" (Конфуций)

"Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей совести" (Д. С. Мережковский).

О каком вечном споре идет речь? (о добре и зле, любви и ненависти, жизни и смерти)

Сегодня мы увидим, с какими нравственными категориями связанна совесть

(На доске записано "Добро")

Выберите высказывания, связанные с темой нашего урока. Объясните выбор.

(ребята используют изречения, подобранные дома)

Учащиеся провели блиц-опрос среди учителей и учащихся школы, к которым обращались с вопросом: "Что такое совесть?" (учащиеся комментируют результаты опроса)

Посмотрим, как часто эта тема затрагивается в периодической печати. (Выступления учащихся, которые работали по этому блоку)

Какой вывод можно сделать?

Тяга к материальным ценностям настолько сильна, что духовное, нравственное начало ушло на задний план.

Попытайтесь раскрыть этимологию слова "совесть", подберите однокоренные слова.

Совесть - весть, вестник, ведать, ведение.

Эти слова близки по смысловой основе к слову "знание", а "вестник" с греческого языка - "ангел".

Что же у нас получилось?

Со-знание, со-весть

Соотносим со словами Д. Мережковского.

Во многих литературных произведениях героя мучила совесть.

(Пушкин "Маленькие трагедии", Достоевский "Преступление и наказание",

Л. Толстой "Война и мир", Паустовский "Телеграмма", Астафьев, Распутин и т.д.)

Давайте представим, что пропала совесть (читается I абзац сказки)

Какие слова в I абзаце часто повторяет автор? Почему?

("По-старому", "ничто")

"С кем и с чем" Салтыков-Щедрин сравнивает совесть? Какие слова для неё подбирает?

("Надоедливая приживалка", "последнее иго", "негодная ветошь", "вопиющее безобразие", "бедная изгнанница", "несчастная находка"). О чем это говорит?

Как чувствуют себя люди, к которым попала совесть? Проследите, как изменяется человек под её влиянием.

Электрическая струя / освобождение от винных паров / Горькое сознание действительности / Страх / воображение, память / Суд /.

Человек чувствует подавленность, осознавая степень нравственного падения, и ощущает, что "процесс самоосуждения бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд".

Когда это произошло? Соотнесите с названием произведения.

Почему люди не захотели жить с совестью? Найдите ответы в тексте.

"И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными приведениями; и прежде на руках звенели тяжелые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он (пропойца) понял, что это за цепи; "с ней (совестью) пропадешь, как собака!""

Как отвечает писатель на вопрос нашего урока? Современна ли совесть?

(Читается выразительно последующий абзац сказки)

Что же исчезнет, когда появится совесть?

Обратимся к сказке Людмилы Петрушевской "За стеной".

Чем объясняется выбор жанра писательницы, тоже говорящей о совести?

Чем эта сказка отличается от сказки Салтыкова-Щедрина?

Почему писательница дала такое название своему произведению?

(Сначала люди, живущие за стеной, потом двери палаты открываются, распахнувшись, и герой попадает под влияние совести, ощущает необходимость жить ради других, руководствоваться вечными законами.)

Почему у героев в начале сказки нет имен?

Какие слова часто встречаются на I странице и почему? Ответ аргументируйте.

(Больше всего отрицательных местоимений, наречий: "кто-то", "ни днем, ни ночью", "никто, никогда", и т.д.)

Почему действие происходит в больнице? Понаблюдайте за глаголами, характеризующими пока ещё безымянного героя. Что вы заметили? Прокомментируйте наблюдение.

Что вы узнали о прежней жизни героя? Какими словами передается душевное состояние героя?

("Летал", "чувствовал ещё себя плоховато", "мешал спать разговор за стеной", "выходил из палаты", "сидел, читал газеты", "думал, что сходит с ума, слыша разговор соседей", "плохо со сном", "дома никто не ждал", "родители умерли", "разошелся с женой", "выздоравливал медленно", "жил с заложенными ушами", "пошаливают нервы", "вдруг ожил", "разговор за стеной прекратился", "вышел, не в силах больше лежать", "дверь распахнута настежь".)

Когда у героя началась настоящая, новая жизнь и появилось имя?

С каким понятием ассоциируется слово "совесть", когда герой меняется?

(красота внутренняя на доске пишу "Красота")

Что почувствовал герой, когда увидел женщину на носилках?

(До этого он только слыша её голос, а теперь увидел самое обычное, безобразное тело, "как будто ударил в самое сердце").

На доске пишу Сердце.

Чем было прекрасно лицо женщины?

("Печальное, белое, простое, и безнадежно спокойное:")

Зачем писательница вводит диалог двух санитарок?

(реакция окружающих на чужое несчастье, то, чем живет большинство)

Что вызвало у них негодование?

("К ним в палату и заходит было тяжело. Я все думала, что это она так радуется, сама в положении, муж у нее помирает, а она как на именинах сидит

- Она все отдала и думала, что это поможет. Ничего себе не оставила.")

Чему же радовалась женщина?

В чем, по-вашему, заканчивается цель её жизни?

Что болело у героя? Случайно ли это?

Как изменилось самочувствие Александра после того, как он отдал деньги?

Почему герой сказал - состоятельный человек? О чем это говорит?

(Труднее обрести ни в чем не нуждающемуся человеку. Таких людей в нашем обществе всё больше.)

В чем причина его болезни?

(пересказ эпиграфа встречи с беспризорным, замерзшим мальчиком, соотнесенность с рассказом Л. Толстого "Где любовь, там и бог".)

Что же незримо передается от женщины к Александру?

(Записываем на доске: Вера, бескорыстие, готовность жить для других, чувство самопожертвования)

Как изменилась жизнь героя после того, когда он отдал все, что у него было? Что он почувствовал?

("Какое-то счастливое спокойствие наступило для Александра. Началась прекрасная, теплая весна, по небу шли белые маленькие тучки, дул теплый ветер, зацвели одуванчики на большом газоне").

Но это была запоздалая щедрость. Настоящего счастья пришлось добиваться долго.

Только ли Александр перерождается под воздействием спокойствия и тихого счастья женщины?

(Совесть не щадит и санитарку, укравшую деньги: "Он видел, что санитарка, узнав его, густо покраснела, резко опустила голову и, пробормотав что-то вроде Я побежала, дальше нам нельзя", быстренько пошла обратно.)

Когда же наступает настоящее прозрение для героя сказки?

("Защемило сердце", "он не обратил внимания на боль", "и он понял, что с этого момента отдаст все, всю свою жизнь за эту бледную, худенькую женщину и за её маленького ребенка, который лежал, замерев, в застиранном казенном одеяле с лиловой больничной печатью на боку")

Какой образ незримо присутствует в сказке? Почему? С чем это связанно? В чем идея сказки?

Образ Христа, связанный с темой предательства: "Врачу в больнице он пытается что-то сказать о том, что встретил Иисуса Христа и опять его предал:". Это говорит о важности проблемы в современном обществе, о грехе и искуплении, о падении и исцелении, прозрении человека, живущего в нравственной темноте.

"Жизнь без нравственного усилия есть сон" (Л. Толстой).

Какое из произведений вы можете назвать более оптимистичным? Докажите.

Сказка Петрушевской вселяет в читателя большую надежду, ведь там есть такие слова "Понимаешь, ей было предсказано, что она должна отдать все, и она отдала все". Такой редкий случай. Мы ведь никогда не отдаем все. Мы ставим себе кое-что? Ты согласен? Она не оставила себе ничего. Но это должно кончится хорошо, понял?

А ещё сказка заканчивается улыбающимся мальчиком и котом, мурчавшим от удовольствия и сознания того, что хорошо жить для других. Этот кот так похож на нашего героя.

Вернемся к нашему вопросу: "Современна ли совесть?"

Да, совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу, но не все это ещё понимают. Сколько людей продолжает жить в темноте, боясь сделать усилие и приоткрыть дверь. А нам помогли задуматься над этом вопросам сказки.

Мы увидели, что совесть объединяет в человеке добро, сознание, духовную красоту, сердечность, веру и надежду, самопожертвование и приводит к очищению.

Заполнение рабочих карт:

Домашнее задание

- составить азбуку нравственных понятий. (I группа)

- систематизировать пословицы, поговорки, по теме. (II группа)

- обработать данные опроса и составить диаграммы (III группа)

- написать сочинение-размышление по теме: "Современна ли совесть?" для школьной газеты (группы IV, V)

Совесть - это важнейший показатель душевной чистоты. Чтобы сохранить её, нужно постоянно работать над собой, преодолевая душевную боль, причиняемую стыдом. Поэтому совестливый человек отличается мужеством и внутренней силой и никогда не станет слепым исполнителем чужой воли.

Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет прятаться, уходит в себя, скрывать свои мысли и поступки.

Совесть - это твой взгляд, твоя оценка самого себя, своих поступков, отношения к окружающим. В совести правда жизни, смысл жизни.

Людмила Петрушевская - признанный мастер современной прозы, её перу подвластно все - остросовременная повесть, тонкая психологическая новелла и : сказки, любимый жанр, по словам самой писательницы. Настоящая сказка может быть веселой или немного грустной, но непременно с хорошим концом. Чтобы каждый, кто её почитает, почувствовал себя счастливее и добрее. Настоящие сказки Петрушевской - о счастье, которого так не хватает нам всем. И значит, читать их могут все: и самые маленькие, и умудренные жизнью. К тому же все герои этих сказок - принцессы и волшебники, пенсионеры и работники телевидения, а тонкие куклы Барби - наши соседи и современники.