Урок "Диаграммы"

Разделы: Математика


Цель:  закрепить навыки чтения диаграмм, построения диаграмм в тетради и на компьютере.

Задачи:

Общеобразовательные:

  • повторить типы диаграмм;
  • закрепить навыки чтения диаграмм (интерпретирования количественной информации, представленной в форме диаграмм);
  • закрепить навыки построения диаграмм.

Воспитательные:

  • обучать эстетическому оформлению работ;
  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
  • воспитывать чувство коллективизма.

Развивающие:

  • развивать внимание;
  • совершенствовать навыки работы с компьютерной техникой и повышать интерес к современным компьютерным технологиям;
  • развивать познавательный интерес к математике;
  • развивать межпредметные связи;
  • учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний по данной теме

 

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

(Приветствие; проверка готовности к уроку, объявление целей и задач урока)

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос, чтение диаграмм:

1. Что означает слово «диаграмма» и что такое диаграмма? (Приложение 1. Слайд 2)

(Ответ: Диаграмма (от греческого diagramma, что значит «рисунок, чертёж») – графическое изображение, наглядно показывающее соотношение между различными величинами; один из способов представления информации.  Диаграмма – это еще один вид математической модели)

2. В каких случаях используются диаграммы? (Приложение1.Слайд 3)

(Ответ: Диаграммы удобно использовать в тех случаях, когда нужно сравнить полученные данные (например, результаты опроса общественного мнения), показать, как меняется со временем интересующее нас явление, и т.д.

3. Отвечаем на вопросы по диаграмме «Самые известные проливы Планеты» (Приложение 1. Слайд 4)

Вопросы:

  • Каков тип диаграммы?
  • Каково название диаграммы?
  • Какой пролив имеет наименьшую длину?
  • Какой пролив имеет наибольшую длину?
  • На сколько километров длина пролива Ла-Манш больше длины пролива Лаперуза?

4.  Отвечаем на вопросы по диаграмме «Самые высокие действующие вулканы мира»

(Приложение1. Слайд 5)

Вопросы:

  • Каков тип диаграммы?
  • Каково название диаграммы?
  • Какой вулкан имеет наименьшую высоту?
  • Какой вулкан имеет наибольшую высоту?

5. Отвечаем на вопросы по диаграмме «Любимый жанр телепередач» (Приложение 1. Слайд 6)

К какому жанру телепередач отдают предпочтение опрошенные учащиеся?

6. Ответить на вопрос: «Вспомните, какое событие называется невозможным, достоверным, случайным?»

7. Отвечаем на вопросы по диаграмме «Существует ли «Лохнесское чудовище»?» (Приложение1. Слайд 7)

Вопросы:

  • Каков тип диаграммы?
  • Как французы называют такую диаграмму?
  • Сколько процентов учащихся считают существование «Лохнесского чудовища» достоверным, невозможным, возможным?

3. Закрепление (самостоятельная работа с проверкой в классе)

I вариант (Приложение1. Слайд 8): За контрольную работу по математике школьники получили 6 оценок «отлично», 10 оценок «хорошо», 5 оценок «удовлетворительно» и 3 оценки «неудовлетворительно». Постройте круговую диаграмму по этим данным.

II вариант (Приложение1. Слайд 9): Персонаж сказки «Чиполлино» кум Тыква с детства мечтал построить свой дом и покупал каждый год несколько кирпичей. В таблице приведены данные о его покупках за пять лет.

Год 1 2 3 4 5
Число кирпичей     1 2 3 8 5

Постройте столбчатую диаграмму, показывающую число кирпичей, купленных за каждый год.

В это время двое учащихся работают по карточкам, решают задачи на процентное сравнение.

Задача №1 (Приложение1. Слайд 10)

На сколько процентов 5 меньше 8?

Решение:

8 – 100%
5 – ? %

  1. 8 : 100 = 0,08 – 1%
  2. 5 : 0,08 = 500 : 8 = 62,5 (%)
  3. 100 – 62,5 = 37,5 (%) на столько % 5 меньше, чем 8.

Ответ: на 37,5%

На какой вопрос к диаграмме II-го варианта вы ответили?

Задача №2 (Приложение1. Слайд 11)

На сколько процентов 8 больше 5?

Решение:

5 – 100%
8 – ? %

  1. 5 : 100 = 0,05 – 1%
  2. 8 : 0,05 = 800 : 5 = 160 (%)
  3. 160 – 100 = 60 (%) на столько % 8 больше, чем 5.

Ответ: на 60%

На какой вопрос к диаграмме II-го варианта вы ответили?

4. Физкультминутка

5. Построение диаграмм на компьютере

1. Построить круговую диаграмму «Площади крупнейших стран Азии» по следующим данным:

  Площадь (млн. кв. км.)
Россия 17,08
Китай 9,60
Индия 3,30
Казахстан 2,72
Прочие 10,71

2. На станции обслуживания ведут учет неисправностей всех поступающих автомобилей. Данные о поломках за последние три месяца свели в таблицу. Постройте столбчатую диаграмму по данным таблицы.

Объект поломки Месяц
Октябрь Ноябрь Декабрь
Двигатель 9 9 18
Подвеска 25 26 15
Кузов 24 50 35
Тормозная система 12 15 22
Всего      

Дополнительное задание № 1 (для тех, кто быстро сделает):

Подсчитайте общее число неисправностей поступивших автомобилей в каждом из трёх месяцев и впишите результаты в таблицу.

Какая из диаграмм соответствует последней строке? (третья)

   

Дополнительное задание № 2 (для тех учащихся, которые справились с доп. заданием № 1)

Постройте круговую объёмную диаграмму распределения людей по группам крови, если людей с группой крови О(I) в мире около 46%, с группой крови А(II) около 34%, группой крови В(III)≈17%, а людей с самой редкой группой крови АВ(IV) ≈ 3%.

6. Подведение итогов

  1. Работу ученика, построившего диаграммы первым, показать на большом экране
  2. Ответить на вопрос: «Какие виды диаграмм мы знаем и умеем строить?»

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

Создать презентацию из различных типов диаграмм.

Литература:

  1. «Работа в электронных таблицах», А.В. Васильев, О.Б. Богомолова, издательство Бином, 2007
  2. «Теория вероятностей и статистика», Ю.Н. Тюрин, издательство МЦНМО «Московский учебник», Москва, 2004
  3. «Математика. 6 класс», И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, издательство «Мнемозина», Москва, 2007
  4. http://www.1sept.ru

Презентация.