Цель: закрепить навыки чтения диаграмм, построения диаграмм в тетради и на компьютере.
Задачи:
Общеобразовательные:
- повторить типы диаграмм;
- закрепить навыки чтения диаграмм (интерпретирования количественной информации, представленной в форме диаграмм);
- закрепить навыки построения диаграмм.
Воспитательные:
- обучать эстетическому оформлению работ;
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
- воспитывать чувство коллективизма.
Развивающие:
- развивать внимание;
- совершенствовать навыки работы с компьютерной техникой и повышать интерес к современным компьютерным технологиям;
- развивать познавательный интерес к математике;
- развивать межпредметные связи;
- учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний по данной теме
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
(Приветствие; проверка готовности к уроку, объявление целей и задач урока)
2. Актуализация знаний
Фронтальный опрос, чтение диаграмм:
1. Что означает слово «диаграмма» и что такое диаграмма? (Приложение 1. Слайд 2)
(Ответ: Диаграмма (от греческого diagramma, что значит «рисунок, чертёж») – графическое изображение, наглядно показывающее соотношение между различными величинами; один из способов представления информации. Диаграмма – это еще один вид математической модели)
2. В каких случаях используются диаграммы? (Приложение1.Слайд 3)
(Ответ: Диаграммы удобно использовать в тех случаях, когда нужно сравнить полученные данные (например, результаты опроса общественного мнения), показать, как меняется со временем интересующее нас явление, и т.д.
3. Отвечаем на вопросы по диаграмме «Самые известные проливы Планеты» (Приложение 1. Слайд 4)
Вопросы:
- Каков тип диаграммы?
- Каково название диаграммы?
- Какой пролив имеет наименьшую длину?
- Какой пролив имеет наибольшую длину?
- На сколько километров длина пролива Ла-Манш больше длины пролива Лаперуза?
4. Отвечаем на вопросы по диаграмме «Самые высокие действующие вулканы мира»
(Приложение1. Слайд 5)
Вопросы:
- Каков тип диаграммы?
- Каково название диаграммы?
- Какой вулкан имеет наименьшую высоту?
- Какой вулкан имеет наибольшую высоту?
5. Отвечаем на вопросы по диаграмме «Любимый жанр телепередач» (Приложение 1. Слайд 6)
К какому жанру телепередач отдают предпочтение опрошенные учащиеся?
6. Ответить на вопрос: «Вспомните, какое событие называется невозможным, достоверным, случайным?»
7. Отвечаем на вопросы по диаграмме «Существует ли «Лохнесское чудовище»?» (Приложение1. Слайд 7)
Вопросы:
- Каков тип диаграммы?
- Как французы называют такую диаграмму?
- Сколько процентов учащихся считают существование «Лохнесского чудовища» достоверным, невозможным, возможным?
3. Закрепление (самостоятельная работа с проверкой в классе)
I вариант (Приложение1. Слайд 8): За контрольную работу по математике школьники получили 6 оценок «отлично», 10 оценок «хорошо», 5 оценок «удовлетворительно» и 3 оценки «неудовлетворительно». Постройте круговую диаграмму по этим данным.
II вариант (Приложение1. Слайд 9): Персонаж сказки «Чиполлино» кум Тыква с детства мечтал построить свой дом и покупал каждый год несколько кирпичей. В таблице приведены данные о его покупках за пять лет.
Год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Число кирпичей | 1 | 2 | 3 | 8 | 5 |
Постройте столбчатую диаграмму, показывающую число кирпичей, купленных за каждый год.
В это время двое учащихся работают по карточкам, решают задачи на процентное сравнение.
Задача №1 (Приложение1. Слайд 10)
На сколько процентов 5 меньше 8?
Решение:
8 – 100%
5 – ? %
- 8 : 100 = 0,08 – 1%
- 5 : 0,08 = 500 : 8 = 62,5 (%)
- 100 – 62,5 = 37,5 (%) на столько % 5 меньше, чем 8.
Ответ: на 37,5%
На какой вопрос к диаграмме II-го варианта вы ответили?
Задача №2 (Приложение1. Слайд 11)
На сколько процентов 8 больше 5?
Решение:
5 – 100%
8 – ? %
- 5 : 100 = 0,05 – 1%
- 8 : 0,05 = 800 : 5 = 160 (%)
- 160 – 100 = 60 (%) на столько % 8 больше, чем 5.
Ответ: на 60%
На какой вопрос к диаграмме II-го варианта вы ответили?
4. Физкультминутка
5. Построение диаграмм на компьютере
1. Построить круговую диаграмму «Площади крупнейших стран Азии» по следующим данным:
Площадь (млн. кв. км.) | |
Россия | 17,08 |
Китай | 9,60 |
Индия | 3,30 |
Казахстан | 2,72 |
Прочие | 10,71 |
2. На станции обслуживания ведут учет неисправностей всех поступающих автомобилей. Данные о поломках за последние три месяца свели в таблицу. Постройте столбчатую диаграмму по данным таблицы.
Объект поломки | Месяц | ||
Октябрь | Ноябрь | Декабрь | |
Двигатель | 9 | 9 | 18 |
Подвеска | 25 | 26 | 15 |
Кузов | 24 | 50 | 35 |
Тормозная система | 12 | 15 | 22 |
Всего |
Дополнительное задание № 1 (для тех, кто быстро сделает):
Подсчитайте общее число неисправностей поступивших автомобилей в каждом из трёх месяцев и впишите результаты в таблицу.
Какая из диаграмм соответствует последней строке? (третья)
Дополнительное задание № 2 (для тех учащихся, которые справились с доп. заданием № 1)
Постройте круговую объёмную диаграмму распределения людей по группам крови, если людей с группой крови О(I) в мире около 46%, с группой крови А(II) около 34%, группой крови В(III)≈17%, а людей с самой редкой группой крови АВ(IV) ≈ 3%.
6. Подведение итогов
- Работу ученика, построившего диаграммы первым, показать на большом экране
- Ответить на вопрос: «Какие виды диаграмм мы знаем и умеем строить?»
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
Создать презентацию из различных типов диаграмм.
Литература:
- «Работа в электронных таблицах», А.В. Васильев, О.Б. Богомолова, издательство Бином, 2007
- «Теория вероятностей и статистика», Ю.Н. Тюрин, издательство МЦНМО «Московский учебник», Москва, 2004
- «Математика. 6 класс», И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, издательство «Мнемозина», Москва, 2007
- http://www.1sept.ru