Цель: Формировать умение принимать участие в анализе развития действия, художественных образов, в проблемном и стилистическом анализе.
Задачи:
- Образовательные: учить детей понимать, находить и выделять главную мысль, уметь устанавливать причинно-следственные связи в природе, подвести учащихся к мысли о том, что каким бы «хорошеньким» не был лесной зверь, его не стоит держать в домашних условиях.
- Развивающие: развивать речь, внимание, наблюдательность и любознательность к окружающему миру, логику, артистизм.
- Воспитательные: воспитывать любовь ко всему живому и чувство ответственности.
Сверхзадача: вызвать потребность узнать что-то новое, пробудить интерес стать читателем художественного произведения, умеющим понять и оценить по возможности художественное произведение.
Оборудование: портрет автора – Приложение, музыкальное сопровождение – Ф. Шопен. Ноктюрн № 2; рисунки главных героев и героев помощников; альбом и краски; мягкая игрушка медвежонок.
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация).
Создать эмоционально-психологический настрой, воздействовать на ум, сердце, чувства ребенка.
– Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим о красоте и жизни «странного народа».
Как много в мире красоты,
Которой часто мы не замечаем.
Все потому, что каждый день встречаем
Её давно забытые черты.
Мы знаем, что красивы облака,
Река, цветы, лицо любимой мамы.
И Пушкина летящая строка,
И то, что человек красив делами.
Но есть ещё другая красота,
Которая не кажется красивой:
К примеру, красота крота. Крота? Да, да!
Или пчелы трудолюбивой.
Или змеи, лягушки и жука,
Или другого «странного народа».
Вглядись в лицо любого существа,
И ты увидишь, как оно прекрасно!
(Ф.Шопен, ноктюрн № 2 – музыкальное сопровождение.)
II. Воспроизведение знаний.
Повторение пройденного материала.
– И сейчас мы заслушаем сочинения о ваших любимых животных, которые вы написали дома. (2 ученика)
- Ребята, в своих сочинениях вы описали своих животных, как их любите. А когда вам приходиться уехать надолго, как вы поступите? Почему?
Вывод: наши животные не просто игрушка, которой можно поиграть и бросить. Мы отвечаем за них, должны заботиться о тех, кого приручили.
III. Погружение в урок.
Выведение ключевого понятия, работа над идеей произведения.
1. – Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова французского писателя философа Антуана де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».
– Как вы понимаете слово «приручили»?
– От какого слова оно происходит? (сделать ручным, воспитать, навязать свою манеру поведения – обратиться к толковому словарю.)
– Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашему произведению? Почему?
2. – Почему это произведение относится к жанру рассказа?
3. – Где происходит событие, описанное в рассказе? (на Урале)
Биография:
– Это не случайно, т.к. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в небольшом заводском поселке Пермской области на Урале. Его отец был учителем в поселковой школе.
В доме была прекрасная библиотека, и поэтому к ним в дом приходило много людей: рабочих, охотников. Его еще в раннем детстве потрясала величавая природа Урала. И это все отложило свой отпечаток в его дальнейшей судьбе. Он начал печатать познавательные рассказы, сказки для детей о природе и животных. (1 ученик у доски)
– Какое животное является героем нашего рассказа? (Медведко – игрушка медведя)
4. Словарная работа. (Сопровождается рисунками на доске)
– Как вы понимаете, кто такой барин, кучер, кухарка, гимназисты.
Вывод: давно на Руси богатых и образованных людей называли баринами. У них на службе находился кучер, кухарка.
5. Выявление главных героев и героев помощников.
Главные герои | Помощники |
Барин Медведко |
Кучер Гимназисты Кухарка |
На доске:
План описания героев:
- внешний вид
- черты характера, манеры поведения
- отношение героев к нему.
– Какой прием использует автор при описании Медведко? (сравнение)
– С кем сравнивает? (с маленьким ребенком)
– А какой бывает маленький ребенок? (забавный, шаловливый)
– Что мы можем сказать об авторе? (заботливый, добрый, ласковый, любит животных)
Вывод: Медведко предстает перед нами как маленький ребенок, и автор за это его полюбил.
– Почему же барин и гимназисты решили его оставить дома?
– Найдите слова, как они говорят о Медведко. (Квартира большая, отчего не взять, он такой маленький и ничего не может сделать, забавный как маленький ребенок)
– Передайте с помощью красок на листе бумаги настроение героев в этот момент. (Ликование, радость от общения с «забавной игрушкой»)
6. Выборочное чтение. (2, 3, 4 части)
– С какими проблемами столкнулся барин? (Медведко рассердился как хищник, пытался укусить.)
– Почему же Медведко повел себя так?
– Удалось ли приручить лесного зверя? Почему?
Вывод. Это лесной зверь, у него свои повадки: бегать, грызть, драться, точить когти. Он не у себя дома, и это вряд ли станет его настоящим домом. В комнате невозможно создать привычных для Медведко условий жизни, ему нужна свобода и проявление своих инстинктов.
– Как меняется образ Медведко, как теперь его называют? Почему? (Поганый зверь, разбойник, зверюга)
– Передайте теперь настроение героев красками, оттенки каких цветов у вас преобладают? Почему?
7. Творческая работа.
а) Ролевое инсценирование.
– Вспомним вопрос, который задал автор кучеру, когда брал Медведко? (Ролевые сцены из 1 и 4 частей с игрушкой, 2 ученика)
– Нашел ли барин ответ на свой вопрос?
– Что вы почувствовали, прослушав диалог?
– С какой интонацией произнес слово «милый»? Почему? (Он осознал, что у животного иная манера поведения, отличная от человеческой)
– Правильно ли поступают люди, которые лишают свободы диких животных?
Итоговый вывод:
– Передавая Медведко из рук в руки, все любовались и восторгались им как игрушкой, но не осознавали всей важности приручения и ответственности за тех, кого приручили. А «мы в ответе за тех, кого приручили».
б) Минисочинение.
– Ребята, представьте и напишите продолжение этой истории, как сложилась дальнейшая жизнь Медведко. (Индивидуальная работа с музыкальным иллюстрированием)
IV. Эмоционально-логический итог урока.
– Ребята, что вы теперь сможете посоветовать своим друзьям, если они решат взять в дом какое-нибудь животное?