Цель: закрепить знания учащихся о гласной букве ю, закрепить умение читать слова с буквой ю в разной позиции.
Задачи:
- обеспечить усвоение знаний о букве ю как особой букве.
- совершенствовать нравственное воспитание учащихся.
- развивать у школьников умение выделять главное, формулировать ответы, решать проблемные задачи.
Оборудование: Русская Азбука: учебник для 1 класса./В. Г. Горецкий и другие/, слоговые карточки, картинки с изображением Кляксичей, мышонка, Чеширского кота, гриба-боровика, сейфа, тетради для печатания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Проверим готовность к уроку. Проверим свою осанку. Готовы? Начинаем.
II. Сообщение целей и задач урока.
Учитель. Сегодня нам с вами предстоит стать детективами. А что делают детективы?
Дети. Расследуют и разыскивают.
Учитель. Дело в том, что я составила на доске слово. Но Кляксичи это слово украли, и теперь нам предстоит это слово найти и составить снова. Поможете?
III. Закрепление.
Учитель. Чтобы стать настоящими детективами, нам необходимо произнести заклинание:
Ю-ю-ю, очень кашу я люблю.
(Дети повторяют хором сначала с учителем, потом самостоятельно).
1. Учитель. Кляксич просит, чтобы мы чётко и правильно прочитали слоги, тогда он нам отдаст первую букву.
рю тю сю дю лю ню
Какая буква повторяется в этих словах?
Дети. Повторяется буква Ю.
Учитель. Какая схема подойдет к этим слогам?
Дети. Слог-слияние с мягким согласным звуком.
Учитель. Кляксич отдаёт нам букву К.
2. Учитель. Кляксич просит, чтобы вы чётко и правильно прочитали эти слоги, тогда он отдаст вам ещё одну букву.
ру ту су ду лу ну
Какая буква повторяется в этих слогах?
Дети. Повторяется буква У.
Учитель. Какая схема подойдёт к этим слогам?
Дети. Слог-слияние с твёрдым согласным звуком.
Учитель. Кляксич отдаёт нам букву Л.
Прочитайте данные слоги парами.
3. Учитель. Чтобы узнать следующую букву, которую спрятали Кляксичи, надо прочитать рассказ, который мы с вами читали вчера. Читать будем по предложениям, поэтому будьте внимательны. А помогать нам будет мышонок – к кому он подойдёт, тот и будет читать.
(Чтение рассказа детьми, «Русская Азбука», с. 172.).
Учитель. Правильно ли поступил Юра?
Почему надо делиться, не быть жадным?
Какие вежливые слова сказала Юля?
Какие вежливые слова мы с вами используем в своей речи?
Мышонок подсказывает, что следующая букву – последняя в алфавите. Какую букву отдаст нам Кляксич?
Дети. Он отдаст нам букву Я.
Проведение физкультурной минутки.
Мыши тихонько прокрались по полу, (дети на цыпочках шагают на месте)
Мыши тихонько пролезли в подвал, (пригнуться, продолжать шагать на цыпочках)
Сыр увидали – ах! (подняться на носочки, развести руки в стороны)
Но за сыром надо прыгать. (прыжки на месте в высоту)
Сыр достали – дружно съели, Из подвала мы пошли. (положить руки на живот, вперевалку шагать на месте)
А в подвале котик сладко спал. Он проснулся, зевнул, потянулся, (зевнуть, потянуться)
Мышей увидал, да как прыгнет. (присесть, подпрыгнуть на месте)
Толстые мыши бегом из подвала (бег на месте)
Да в норку скорей. (садимся на свои места).
4. Учитель. Следующую букву Кляксичи спрятали в сейфе у Чеширского кота. Просто так он нам её не отдаст, но готов подсказать код. Если правильно запомним, то сможем открыть сейф и буква наша. Слушайте внимательно – К Л Ю Б Р.
А теперь запишите этот код в свои тетради.
Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте, правильно ли он запомнил и записал код. Назовите мне код. Оцените друг друга.
Сейф открыт и мы видим букву?
Дети. Мы видим букву К.
5. Учитель. Следующую букву нам подскажет гриб-боровик. Он просит помочь прочитать ему стихотворение «Загадка-шутка». («Русская Азбука», с. 172).
(дети читают стихотворение).
Учитель. Что же это за зверь?
Можем ли мы сейчас ответить на вопрос загадки?
Какие животные встречаются нам в рассказе?
Дети. Бегемот, петух, крокодил, кабан, утконос.
Учитель. Скажите мне, а все эти животные будут отвечать на вопрос кто? или на вопрос что?
Дети. Эти слова будут отвечать на вопрос кто?
Учитель. Почему?
Где мы можем увидеть всех этих животных?
Дети. Этих животных можно увидеть в зоопарке.
Учитель. Боровичок подсказывает, что спрятанная буква стоит в начале слов: собака, сурок, суслик, сова.
Дети. Это буква С.
6. «Буква потерялась».
Учитель. Из этих слов Кляксичи украли букву Ю. Надо прочитать эти слова.
*ла, *ля, *нга, *ный, л*к, сал*т.
(Дети читают слова).
Учитель. Напечатайте получившиеся слова в ваши тетради. Какие из этих слов вы должны писать с большой буквы?
Дети. С большой буквы надо писать слово Юля, потому что это имя девочки, а имена мы всегда пишем с большой буквы.
Учитель. Прочитайте мне слова, где буква ю стоит в начале слова.
Дети. Юла, Юля, юнга, юный.
Учитель. Кляксичи отдают нам букву И.
Проведение физкультурной минутки.
Ехал Грека через реку, (маршируем на месте)
Видит Грека – в речке рак. (подносим руку ко лбу, вглядываемся вдаль)
Сунул Грека руку в реку, (наклоняемся, опускаем руку)
Рак за руку Греку цап! (хлопаем в ладоши)
(Повторяется три раза, каждый раз всё быстрее).
7. Учитель. В последнем задании Кляксичи приготовились и скрыли своё преступление. Какие слова напечатаны на доске?
Дети. Клёв, шляпка, нора, лук, салат, крик.
Учитель. На самом деле слова были иные. Из всех этих слов украдены буквы Ю, а чтобы мы не догадались о краже, они поставили другие буквы. Прочитайте слова, которые были сначала.
Дети. Клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.
Учитель. Кляксичи отдают букву Ч.
Какое же слово получилось?
Дети. Кляксич.
IV. Подведение итогов урока.
Учитель. Какую особую букву мы сегодня повторяли?
Дети. Мы повторяли букву Ю.
Учитель. Почему она особенная?
Дети. Когда буква Ю стоит в начале слова или после другого гласного звука, то обозначает два звука.
Учитель. Посмотрите на ленту букв. Какие ещё особые буквы мы изучили?
Дети. Мы изучили буквы Я, Ё, И, Е.
Учитель. Что эти буквы ещё делают?
Дети. Обозначают мягкость предыдущего согласного.