Цели:
- Учить умению передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках;
- Учить понимать красоту и богатство родной природы;
- Формировать навык грамотного письма;
- Развивать фантазию и детское воображение.
Оборудование:
- фотографии зимних пейзажей;
- инструментальная музыка;
- карточка со словами и рифмами (каждому ученику);
- картины зимних пейзажей;
- фломастеры, гуашь, кисточки, баночки с водой, альбомные листы и листы цветной бумаги синего и фиолетового цвета.
- белые очки
Подготовка к уроку:
- Дома дети выписывают из учебника «Литературное чтение» О.В. Кубасовой 3 часть слова, выражения, которые им понравились, из текстов, стихов известных авторов о зиме.
- Выполняют упражнение 459 в тетради – задачнике «К тайнам нашего языка» Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. 3 класс
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
Мне хочется загадать вам загадку, а вы скажите, какому времени года мы посвятим наш урок.
Загадка.
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на елку вашу.
Запорошу все дорожки,
Разрисую все окошки.
– Конечно же, зиме!
2. Работа по теме урока.
1) Словарная работа.
Буря, небо, вихри, плачет, воет, крыша, окошко, ветрено, синица, иней, луна, свет, дорога, зима, снежок, мороз, солнце, чудесный, звезды, ковер, лес, речка, лед, блеск, янтарь, печь, треск, санки, поля, холод, деревья, путь, облако, воздух, дома, дворы, ветки, раздолье, метель, простор, серебро, книга, комната.
– Разделите мысленно лист на 2 столбика. В левой стороне нарисуйте солнышко, в столбик выпишите слова, близкие состоянию вашей души («горячие слова»).
В правой стороне нарисуйте снежный холмик и выпишите другие слова.
– Допишите свои слова в каждый столбик.
2) Знакомство с картинами о зиме.
Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застелило все вокруг. Ударят морозы, инеем, сказочными узорами раскрасят они деревья. Такую удивительную картину увидела и запечатлела на свой фотоаппарат учитель нашей школы Венгер Людмила Яковлевна. Ее поразила необычайная красота зимних пейзажей и у неё сложились такие строчки.
(Демонстрация фотографий. Приложение.)
(Чтение стихотворения и прозы.)
Хрустальные нити.
Воистину природа гениальна,
Легка, мудра и совершенна её суть.
Так незатейливо и, кажется, случайно
Её сюрпризы нас к гармонии ведут.
Венгер Л.Я.
Зима.
В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. Они убирают в алмазный наряд тонкие ветки деревьев и превращают в бриллиантовое ожерелье паутину, которую ещё осенью паук перекинул с одного дерева на другое.
Д.Кайгородов.
Физминутка.
3) Планирование творческой работы.
– Попробуйте теперь вы стать писателями и поэтами и нарисовать словесные картины зимних пейзажей.
– Как начнете свой рассказ? (Однажды … Все вокруг … Кругом … Как-то раз …)
– О чем будете рассказывать?
Подарила мне зима
Белые очки.
Вижу …
– Постарайтесь не испортить свой текст ошибками, лучше оставьте на месте орфограммы «окошки».
4) Самостоятельная работа учащихся.
– Дополните свои работы рисунками. Изобразите природу, основываясь на её литературной характеристике.
5) Анализ работ
– Есть ли замечания по работе?
– Сумел (а) ли показать в рисунке то, что написал (а) в зарисовке?
3. Итог урока
– Помогают ли в работе над словесными зарисовками ваши наблюдения?
Использованная литература:
- Леончук Г.И. Мастерская «Раз – словечко, два – словечко» // Педагогическое творчество – 2000.- №1 – с.6