Пояснительная записка
Программа элективного курса, объемом 10 часов, по теме «В здоровом теле – здоровый дух» для учащихся 9 класса.
Программа включает углубление теоретического и практического материала по темам: «Опорно-двигательная система», «Сердечно – сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система».
Основой курса являются практические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса.
Цели курса:
- углубить знания, полученные на уроках биологии;
- подкрепить знания практическими навыками;
- в связи с ухудшением состояния здоровья детей в последнее время, повысить интерес учащихся к своему организму, сформировать знания о возможностях своего организма и способах сохранения здоровья.
- освоение учащимися способов и методов лабораторных исследований;
- научить делать вычисления, расчеты по формулам при обработке результатов исследования;
- учить обсуждать результаты исследования, формировать выводы;
- развивать критическое мышление;
- ориентировать учащихся на выбор профессии;
- формировать у учащихся правила здорового образа жизни.
Задачи курса:
- Сформировать знания
- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
- о влиянии физических и социальных факторов на состояние здоровья человека.
- Формирование умений и навыков
- индивидуальной работы в процессе подготовки сообщений, творческих работ, работы с рисунками и таблицами;
- работы в группе во время проведения практических работ;
- анализировать информацию, результаты наблюдений, опытов;
- обобщать, делать выводы.
Темы рефератов
- Я и моё здоровье
- Основы здорового образа жизни
- Режим дня школьника
- Профилактика стресса
- Красота и здоровье
- В чело всё должно быть прекрасно
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | Форма поведения занятия | Образовательный продукт | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. Развитие гигиены. | 1 | 1 | Беседа. | Конспект. | |
2. Опорно-двигательная система. Физическая активность и здоровье. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практические работы №1 – 5 | Конспект. Результаты практической работы. |
3. Кровеносная система. Профилактика заболеваний органов кровообращения. | 1 | 1 | Беседа. | Конспект. Тестирование. | |
4. Рациональное питание и здоровье. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практические работы № 6, 7. | Конспект. Результаты практической работы. |
5. Соблюдение гигиенических правил – одно из главных условий красоты и здоровья. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практические работы № 8, 9. | Конспект. Результаты практической работы. |
6. Как осуществляется контроль за работой различных органов человека. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
7. Вредные привычки и их последствия: курение и его вред для здоровья. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
8. Вредные привычки и их последствия: вредное воздействие алкоголя на организм. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
9. Вредные привычки и их последствия: наркотики и здоровье несовместимы. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
10. Человек и его здоровье. | 1 | 1 | Дискуссия. | ||
11. Итоговое занятие | 1 | 1 | Защита творческих работ. | Презентации и творческие работы учащихся. | |
Итого: | 11 |
Содержание курса
1. Введение. Развитие гигиены (1 ч.)
Цель: сформировать у учащихся четкое представление о том, что духовное и физическое здоровье зависит от их образа жизни; забота о здоровье – главное условие его сохранения.
Гигиена – это профилактическое направление медицины.
Отрасли гигиены: личная гигиена, гигиена труда, коммунальная гигиена, социальная гигиена, школьная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростков.
Вклад в развитие гигиены Пифагора, Гиппократа, Абу Али Ибн Сина, М.В. Ломоносова.
2. Опорно-двигательная система. Физическая активность и здоровье. (1 ч.)
Цели: вспомнить с учащимися строение опорно-двигательной системы, строение и функции ее основных частей; подвести их к выводу о различиях в строении скелета и мышц тела мужского и женского организмов и причинах этих различий; раскрыть значение двигательной активности для сохранения здоровья.
Оборудование: скелет человека, таблицы «Строение скелета и мышц человека», видеофильм «Опорно-двигательная система», диаграммы «Опорно-двигательная система».
Компоненты опорно-двигательной системы. Что такое гиподинамия и каковы её последствия? Значение двигательной активности для сохранения здоровья.
Практическая работа №1 «Определение гибкости позвоночника»
Практическая работа №2 «Выявление нарушения осанки»
Практическая работа №3 «Сохранение правильной осанки при стоянии»
Практическая работа №4 «Сохранение правильной осанки в положении сидя и при ходьбе»
Практическая работа №5 «Определение наличия плоскостопия»
3. Кровеносная система. Профилактика заболеваний органов кровообращения. (1 ч.)
Цели: углубить знания о кровеносной системе, сформировать представление о морфологических и функциональных различиях сердца тренированного и нетренированного человека; разъяснить необходимость ведения здорового образа жизни, показав вредное влияние гиподинамии, курения и алкоголя на сердце и сосуды; с помощью функциональных проб научить определять степень тренированности своей сердечно – сосудистой системы.
Оборудование: таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца; опорный конспект.
Строение кровеносной системы (просмотр видеофильма, работы с опорным конспектом). Определение уровня физиологического состояния человека методом регрессии. Причины, способствующие развитию заболеваний сердечно – сосудистой системы.
4. Рациональное питание и здоровье. (1 ч.)
Цели: Сформировать четкое представление у учащихся о том, что работоспособность и настроение зависят от состояния здоровья, важным фактором которого является рациональное питание.
Оборудование: таблицы с изображением пищеварительной системы; схема строения зубов и расположения слюнных желез.
Энергетическая ценность питательных веществ. Причины вызывающие заболевание органов пищеварения.
Практическая работа №6 «Определение качества коровьего молока»
Практическая работа №7 «Определение доброкачественности мяса»
5. Соблюдение гигиенических правил – одно из главных условий красоты и здоровья. (1 ч.)
Цели: сформировать у учащихся представления о том, что красота и здоровье – неразделимые, взаимосвязанные понятия; соблюдение гигиенических правил и мер по уходу за кожей, ногтями, волосами, зубами является основой здоровья и красоты.
Строение кожи. Причины нарушений кожных покровов и повреждений кожи.
Практическая работа №8 «Изучение сальных и потовых желез кожи, моющих свойств мыла»
Практическая работа №9 «Определение типов кожи на разных участках лица»
6. Как осуществляется контроль за работой различных органов человека. (1 ч.)
Цели: сформировать у учащихся четкие представления о механизме регуляции и контроля со стороны нервной и гормональной систем за работой органов различных систем.
Оборудование: Таблицы «Строение нервной системы», опорный конспект, видеофильм «Нервная система человека».
Строение нервной системы. Режим труда и отдыха – меры профилактики нервных заболеваний.
7-9. Вредные привычки и их последствия. Курение и его вред для здоровья. Вредное воздействие алкоголя на организм. Наркотики и здоровье несовместимы. (3 ч.)
Цели: сформировать у учащихся четкие представления о последствиях вредных привычек, на здоровье человека, семьи, нации.
Оборудование: таблицы, иллюстрирующие влияние табака, алкоголя, наркотиков на состояние различных органов человека; фрагменты видеофильма о вреде этих веществ. Употребления веществ вызывающих зависимость у человека; таблицы, фрагменты фильма, где показано положительное влияние на здоровье регулярных физических упражнений, занятий спортом.
«Вредные привычки» - это широкое понятие, которым обозначают действие человека, связанное с нарушением этических норм, поведения, а так же разрушением здоровья человека. Многочисленные медицинские исследования показали, что употребление разнообразных токсических веществ может привести к приобретению вредных для здоровья привычек. К веществам, пагубно действующим на организм человека и вызывающим привыкание к ним, относят: табак, алкоголь, средства бытовой химии, медицинские препараты, средства наркотического действия.
10. Человек и его здоровье. (1 ч.)
Цели: обобщить и углубить санитарно-гигиенические знания учащихся на основе анатомического и физиологического материала курса; способствовать развитию гражданской ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей; расширить представление учащихся о медицинских профессиях.
Оборудование: плакаты для оформления кабинета («Ангина и кашель бывают у тех, кто смотрит со страхом на лыжи и снег», «Жизнь прожить – не поле перейти. Здоровье – верный друг на жизненном пути», «Улыбка дарит нам продленье века, а злоба старит человека. Улыбайтесь чаще!»); таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека; белые халаты с эмблемами для участников игры.
Урок – игра, который способствует повышению устойчивости учащихся к вредным привычкам и позволит осмысленно соблюдать правила гигиены.
Полный вариант элективного курса содержится в Приложение 1 и Приложение 2.
Приложение 3 – презентация к элективному курсу.
Литература
- Сонин Н. И., Сапин М. Р. «Биология» / Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005
- Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983
- Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989
- Лисицын Ю. П., Сахио А. В. Здоровье человека – социальная ценность. – М.: Мысль, 1989
- Анастарова Л. П., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. – М.: Вентана-Граф, 2004
- Энциклопедия для детей, АВАНТА +, Человек, 2003