Урок русского языка во 2-м классе по теме "Разделительный Ь и Ъ знаки. Обобщение"

Разделы: Начальная школа


Цель: Отработка умения правильно писать разделительные Ь и Ъ знаки.

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания о правописании разделительных Ь и Ъ знаков.
  2. Дать возможность оценить свои достижения по изучаемой теме русского языка, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
  3. Развивать коммуникативные навыки: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, умение обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью.

Оборудование: игровое поле с изображенной на нем траекторией полета на Луну от старта до финиша с пронумерованными этапами, фигурки пилотов, кубик; листы с заданиями для каждого учащегося (Приложение 1); презентация урока, выполненная в PowerPoint (Приложение 2); мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!
У нас необычный сегодня урок.
Выяснить надо, кто в классе знаток.

2. Формулирование темы и цели

Сегодня мы завершаем изучение темы «Разделительные Ь и Ъ знаки». На уроке вы покажите свои знания, умение работать в группе. Вспомним правила работы в группе.

  1. Выслушать мнение каждого участника.
  2. Постараться прийти к общему мнению.
  3. Представить одного выступающего.

Работать сегодня будем на специальных листах с заданиями. Лист есть у каждого учащегося.

3. Словарная работа

Вставьте пропущенные буквы в словарных словах.

Кла… Л…пата
обл…ко     уч…ник
с…бака        н…род
м…локо …рбуз
…кно  
с...рень  

Проверьте с экраном.

У кого все правильно? Поднимите руку.

Чья группа не ошиблась?

Подчеркните первые буквы. Прочитайте, что получилось. (Космос, Луна)

Предлагаю вам совершить «Полет на Луну» [1]. Для этого у нас есть игровое поле. На старте установлены фишки каждой команды. Выполнив правильно задание, вы получаете право бросить кубик и сделать такое количество шагов по игровому полю, которое указывает вам брошенный кубик. Но чтобы получить право сделать очередной ход, необходимо правильно выполнить задание. Если задание не выполнено, то команда остается на прежней орбите. Чтобы первым добраться до Луны, необходима дружная работа в команде. И в итоге мы узнаем, какая команда самая дружная, знающая, грамотная.

Капитаны команд правильно выполнивших словарную работу бросают кубик и делают ход.

4. Теоретическая минутка

Каждой команде по четыре вопроса. Если вы правильно отвечаете на все вопросы, то получаете право на следующий ход. (Вопросы задаются по очереди.)

  1. Какие знаки мы называем разделительными? (Ъ и Ь разделительные знаки)
  2. Какие буквы разделяют Ъ и Ь разделительные знаки? (Согласные и гласные буквы)
  3. Где пишется разделительный мягкий знак в словах? (В корне слова или после корня)
  4. После какой части слова пишется разделительный твердый знак? (Сразу после приставки)
  5. После каких приставок пишется разделительный твердый знак? (После приставок, которые оканчиваются на согласную букву)
  6. Перед какой частью слова пишется разделительный твердый знак? (Перед корнем)
  7. Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (Перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И)
  8. Перед какими буквами пишется разделительный твердый знак? (Перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я)
  9. Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я которые идут за разделительным мягким или твердым знаками? (Два звука, один из которых [й'])
  10. В чем сходство написания разделительных знаков? (Они пишутся перед буквами Е, Ё, Ю, Я и показывают, что следом за ними идет буква, обозначающая два звука: звук [й'] и звуки [э], [о], [у], [а])
  11. В чем различие написания разделительных знаков? (Они пишутся в разных местах слова: Ь – в корне или после корня, а Ъ – после приставок, оканчивающихся на букву согласного. Разделительный мягкий знак пишется перед буквой И, а разделительный твердый знак перед буквой И не пишется)
  12. Почему, чтобы не ошибиться в написании этих знаков, нужно хорошо знать состав слова? (Потому что знаки пишутся в корне или после приставки)

Поднимите руку, кто уже хорошо знает, где надо писать разделительные Ь и Ъ знаки и не ошибается при написании?

А кто еще затрудняется?

Чья команда полностью ответила на все вопросы правильно?

Капитаны команд правильно ответивших на теоретические вопросы бросают кубик и делают ход.

5. Закрепление

Задание 1 (от Миши)

Миша составлял из букв слова, но забыл, куда поставить разделительные Ъ и Ь знаки. Помогите ему, ребята, сделать это. Поставьте Ъ и Ь знаки на свои места!

С…езд, счаст…е, л…ется, пере…ехал, обез…яна, от…езд.

Каждая команда объясняет орфограммы, по два слова.

Чья команда правильно выбрала разделительные знаки во всех словах?

Капитаны команд правильно вставивших разделительные знаки бросают кубик и делают ход.

Задание 2 (от Маши)

Устраните в каждой цепочке лишнее слово. Ответ обоснуйте. Для этого вставьте пропущенные буквы.

  1. под…езд, на…езд, об…езд, раз…езд;
  2. руч…и, в…юга, сер…ги, друз…я;
  3. в…ёт, в…ехал, с…ел, с…ехал.

Чья команда ответила правильно?

Капитаны команд бросают кубик и делают очередной ход.

Задание 3 (от Маши и Миши)

Отгадайте пропущенные слова в пословицах. Объясните их смысл.

  • Ученье - путь к … . (Ученье – путь к уменью.)
  • Хочется рыбку …, да не хочется в воду лезть. (Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.)
  • Птица сильна …, а человек дружбой. (Птица сильна крыльями, а человек дружбой.)

Какая орфограмма в пропущенных словах? (Разделительные Ь и Ъ знаки)

Запишите пропущенные слова. Подчеркните орфограмму.

Проверьте по экрану.

Чья команда полностью написала правильно?

Капитаны команд бросают кубик и делают ход.

Физкультминутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

Задание 4 (от Анишит Йокоповны)

Прочитайте.

Лесник илья подехал клесу. Грачи вют гнёзда на диревях. под елью ожывают мурави.

Что заметили?

Исправьте допущенные ошибки.

Спишите без допущенных ошибок.

Проверяем по цепочке с экраном.

Чья команда полностью написала правильно?

Капитаны команд бросают кубик и делают ход.

Задание 5 (от Анишит Йокоповны)

  • 1 команда. Фонетический разбор слова «Илья».
  • 2 команда. Разбор по составу слов «лесник, муравьи, грачи». Подобрать родственные слова.
  • 3 команда. Выделить основу второго предложения. Найти командиров, показать словосочетания.

По одному человеку от каждой команды у доски. Если учащийся у доски правильно выполнит задание, то команда получает право сделать ход.

Проверка с доской.

Учащиеся, работавшие у доски и правильно выполнившие задание, бросают кубик.

Задание 6

Тест «Разделительные знаки» 

  1. Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком +
    • сразу после приставок;
    • в корне и после корня слова.
  1. Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +
    • сразу после приставок;
    • в корне и после корня слова.
  1. С каких букв должен начинаться корень? Отметь знаком +
    • с гласных;
    • с согласных.
  1. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +
    • на согласную;
    • на гласную.
  1. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы.
    А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

  2. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.
    А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

  3. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный мягкий знак
    а) жизн…
    б) счаст…е
    в) б…ет
    г) пис…мо

  4. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный твёрдый знак:
    а) у…ехал
    б) пред…явить
    в) в…ёт
    г) об…яснить

Проверка. Все учащиеся встают. Правильные ответы появляются на экране. Если у учащегося ответ правильный, то он стоит. А если неверный ответ, то садится на свое место.

Чья команда полностью выполнила тест правильно?

Капитаны команд бросают кубик и делают ход.

6. Итог урока

Какая цель была поставлена на уроке? (обобщить знания по теме «Разделительные знаки»)

Как вы считаете, она достигнута?

Кто хорошо понял тему «Разделительные знаки»?

Кто сумеет различить, где писать разделительный Ъ или Ь знак?

А кто еще затрудняется?

Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?

Какая команда смогла долететь до Луны?

Награждение команд, долетевших до Луны и всех остальных учащихся.

7. Рефлексия

За время нашего полета на небе появилось солнышко. Определите, на что похоже ваше настроение.

Мое настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку. Раскрасьте подходящий вашему настроению рисунок.

8. Домашнее задание

Подобрать и записать по 3 пословицы с разделительными Ъ и Ь знаком.

Список литературы

  1. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. [Текст]: Е.Н. Емельянова, А.Е. Соболева. – Спб.: Питер, 2009. – 96 с.
  2. Чуракова Н.А. Русский язык [Текст]: 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига / Учебник, 2008. – Ч. 3: 160 с.