Воспитание гуманных чувств и нравственного сознания в младшем школьном возрасте является существенной стороной становления личности. В гуманных чувствах проявляется эмоциональное отношение ребёнка к окружающему. Первоначальные представления о нравственных отношениях у умственно отсталых воспитанников достаточно примитивны, а навыки нравственного поведения часто и вовсе отсутствуют. Наряду с повышенной внушаемостью педагоги часто сталкиваются с грубостью, упрямством, негативизмом, эмоциональной незрелостью. Это требует тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вот почему наибольшие трудности испытывают воспитатели при определении методов, способствующих наиболее эффективному усвоению школьниками принципов морали.
В системе традиционных и нетрадиционных методов педагогического коррекционного воздействия на развитие личности всё больше места занимает «сказкотерапия».
Сказкотерапия является самым древним методом воспитания и учения. И сегодня, говоря о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.
Притягательность сказки не только в чудесах, волшебных превращениях, но и в том, что добро побеждает зло, слабый становится сильным, вознаграждается верность, отзывчивость, мужество. Сказки развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат сопереживанию. Сказка учит правильной, нравственной модели поведения. Огромная роль принадлежит драматизации сказок. Ведь наглядно наблюдая за игрой на сцене, умственно отсталый ребёнок как бы включается в игру, переживает эту ситуацию вместе с героем сказки. Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть – сказка даёт возможность учиться на чужих ошибках!
Цели:
- научить детей понимать главную мысль сказки;
- развивать внимание, речь, актёрское мастерство;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, навыки культурного поведения.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята, уважаемые взрослые.
Сегодня я приглашаю вас в гости к сказкам. Сказки
бывают разные: весёлые, грустные, длинные, совсем
коротенькие, бытовые, волшебные… Но все они нас
чему-то учат.
Как вы думаете, чему нас учат сказки? (Ответы
детей)
Сейчас для вас откроем мы сказочную дверь
Там, добрые герои – ты только в это верь.
Чудес на свете много, и в наших сказках есть,
Ну что ж, друзья, в дорогу, войдём в волшебный лес.
Здесь встретится старое с новым, –
Так было и будет впредь.
Вы скажете: «Что здесь такого?»
Так давайте же вместе смотреть!
И наша первая сказка «Волк-ябедник». Смотрите сказку внимательно. И постарайтесь ответить на вопрос: «Чему учит эта сказка?» (Инсценировка сказки «Волк-ябедник)
– Как называется эта сказка?
– Чему учит эта сказка?
Ребята, хочу загадать вам загадку.
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
(Ответы детей)
Верно, ребята. Я предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки «Золотой ключик или приключение Буратино» и ответить на вопрос: «Какой по характеру был Буратино?» (Инсценировка отрывка из сказки)
Я повторю вам вопрос: «Какой по характеру был
Буратино?» Слышите, к нам идёт следующая сказка. И
эта сказка «Репка». (Кукольный спектакль).
Сидите тихо, смотрите внимательно и ответьте на
вопрос: «Чему учит эта сказка?»
– Понравилась вам сказка?
– Чему учит эта сказка? (Только всем вместе
можно справиться с любой работой)
– Ребята, отгадайте, как называется следующая
сказка?
Не пей, Иванушка, если устанешь…
А братец всё выпил до донышка.
Не пей, Иванушка! Козлёночком станешь
Плачет сестрица Алёнушка.
(Ответы детей)
Верно, ребята. Предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и ответить на вопрос: «Почему Иванушка превратился в козлёночка?»
(Инсценировка отрывка из сказки)
– Почему Иванушка превратился в козлёночка?
– А сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из
сказки, а посмотрев, вы должны будете ответить,
как она называется? (Инсценировка отрывка из
сказки «Золушка»; пантомима – танец Золушки
на балу).
– Как называется эта сказка?
– Назовите героев сказки?
– Ребята, послушайте сказку. Жила-была девочка
Женя. И вот однажды одна добрая старушка подарила
Жене цветок, но не простой, а волшебный. Стоило
только оторвать лепесток, произнести
волшебные слова и загадать желание, оно тут же
исполнялось. Лепестков было семь. Шесть желаний
Женя уже загадала. И остался у неё один, последний
лепесток. (Инсценировка отрывка из сказки
«Цветик-Семицветик»)
– Как называется сказка?
– На что потратила Женя последний лепесток?
– А сейчас я расскажу вам сказку «Аленький
цветочек».
Жил-был богатый купец, и у него было три дочери.
Однажды, отправился купец за товаром и пообещал
дочерям привезти подарки: старшей – золотой
венец с каменьями самоцветными.
Средней – зеркальце хрустальное
Младшей – цветочек аленький.
Только не знал купец, что цветочек тот
принадлежит чудищу страшному. Пришлось купцу
отправить к чудищу свою младшую дочь. Покорила
своей красотой и добротой младшая дочка чудище, и
разрешил он ей вернуться домой, попроведать отца
с сёстрами. (Смотрят отрывок из сказки
«Аленький цветочек»)
Вернулась она на остров, ищет друга любимого… (смотрят
отрывок из сказки)
Вот мы и побывали в гостях у сказок. Мы их собрали
целый хоровод. Давайте их позовём своими
дружными аплодисментами. (Песня-хоровод)
Примечание: В празднике использована сказка «Волк-ябедник» (журнал «Педсовет» №2 2007 год), русская народная сказка «Репка», отрывки из русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», из сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», В.П. Катаева «Цветик-семицветик», С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».