Цели:
- Обобщить знание обучающихся по теме "Сказка".
- Учить определять лексическое значение слова, в зависимости от контекста; исправлять лексические неточности в высказываниях разного типа.
- Учить правильному грамматическому оформлению предложений;
- Обогащать и активизировать словарный запас обучающихся;
- Развивать интонационную выразительность речи, учить различать стилистические оттенки слов;
- Развивать коммуникабельность и умение формулировать свою мысль;
- Воспитывать интерес к чтению и любовь к книге.
Оборудование: грамзапись, иллюстрации персонажей сказок, костюмы, "сказочные" предметы (горошина, скорлупа грецкого ореха, синий воздушный шарик, туфелька), разрезные фразы цитаты А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!"; плакат со словами; поощрительные медали "Лучшему сказочнику", колпак "Главный сказочник"
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
(грамзапись "Сказки гуляют по свету")
2. Вступление.
Учитель:
- Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски!
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки!
- Друзья! Мы начинаем увлекательное путешествие по дорогам сказки. Все люди любят сказки. Волшебные, весёлые и даже страшные - они всегда интересны!
Логопед: - Но не только интерес есть в сказках. Если мы сложим из разрезных фраз предложение, мы сумеем узнать ещё одну особенность сказки.
(Дети составляют : "Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!" А.С.Пушкин)
Логопед: - Как можно объяснить слова А.С.Пушкина? (Дети отвечают)
Логопед: - Действительно, в сказке всегда есть урок, но он очень мягкий, добрый, чаще это - совет.
Учитель: - Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Написать её может настоящий поэт и мастер . Вечные сказки - народные сказки. В них спрятана волшебная сила.
3. Работа со сказочными персонажами.
Учитель: - Посмотри на эту дорогу сказок (иллюстрации персонажей). Угадайте из каких сказок пришли к нам гости? (Дети определяют героев и отвечают, самому активному участнику вручается медаль).
Следующий конкурс проводят дети из логопедической группы:
Дети: - Мы будем задавать вопросы, а вы постарайтесь грамотно отвечать на них:
- чем угощала лиса журавля? (кашей)
- чем подавился петушок? (бобовым зёрнышком)
- что обещали купить родители дочке в сказке "Гуси-лебеди"? (платочек)
- из чего варил кашу солдат? (из топора)
- кого заморозил Мороз-Синий нос? (купца)
(правильно ответившему вручается медаль)
Учитель: - Узнайте сказку по предмету:
- горошина ("Принцесса на горошине")
- скорлупа грецкого ореха ("Дюймовочка")
- синий воздушный шарик ("Вини Пух и его друзья")
- туфелька ("Золушка")
- золотой ключик ("Приключения Буратино")
(активному участнику вручается медаль)
4. Сценка.
Логопед: - Мы решили пригласить героев из этой сказки (Дети из логопедической группы в костюмах Мальвины и Буратино). Буратино представляет:
Буратино: - А вот и мы! Здесь Марвина! Ой! :
Логопед: - Дети, помогите Буратино, поправьте его. (Мальвина).
Буратино: - А я- Булатино! Ой!... (Буратино)
Мальвина: - Опять ты звуки перепутал, Буратино! Как ты будешь выполнять задание? Дети , придётся вам контролировать его ответы. (Из написанных слов на плакате надо составить название сказки, учитывая род, число и падеж слов. Буратино называет неправильные варианты, а ученики его исправляют):
два | поросёнка |
жадная | орёл |
деревянный | кольцо |
волшебное | старуха |
три | мороза |
Мальвина: - Вы отлично справились, ребята , молодцы! Самый грамотный получает медаль!
5. Физминутка. - Чтобы вы немного отдохнули, мы предлагаем сделать небольшую зарядку, которую так любит Буратино:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать!
- А теперь мы вас покинем, до свидания! (Звучит музыка "Буратино").
Конкурс "Звуки сказки"
Учитель: - Назовите сказку, музыку из которой вы услышите. (звучат мелодии: песня почтальона Печкина, "Улыбка", "Бременские музыканты").
- По мелодии вы хорошо определяете сказку, а сможете ли вы звукам их угадать?
Дети из логопедической группы: - На занятиях мы делаем такие упражнения "лллллллллл::" - упражнение называется "Гудит самолёт", а сказка? ("Ковёр-самолёт")
- "шшшшш:" - "Гусь шипит" (сказка "Гуси-лебеди")
- щёлкать языком - "Лошадка" (сказка"Сивка-бурка")
- "ррррррр:" - "Волк рычит" (сказки"Иван-царевич и серый волк" или "Волк и семеро козлят").
(вручение медалей)
6. Конкурс "Умники и Умницы".
Учитель: - Какие вы молодцы! Как много знаете о сказках! Настоящие умники и умницы. И я предлагаю провести конкурс, который так и называется "Умники и Умницы".
Вопросы команде "Умники":
- жилище Бабы-Яги?
- кто смастерил Буратино?
- кто из обитателей болота стал женой Ивана-царевича?
- как начинается сказка К.И.Чуковского "Федорино горе"? ("Скачет сито по полям , а корыто по лугам:")
- сколько лет рыбачил старик?
- какими словами начинается русская народная сказка?
Вопросы команде "Умницы":
- кого вынул старик неводом?
- что потеряла Золушка?
- имя главного героя сказки ""По щучьему велению"?
- как начинается сказка К.И.Чуковского "Тараканище"? ("Ехали медведи на велосипеде:")
- сколько голов у Горыныча?
- какими словами заканчивается русская народная сказка?
Учитель: - Наш конкурс тоже закончился, и победители получают медали.
7. Конкурс "Подумай и ответь".
Логопед: - Следующее задание для того, кто умеет правильно высказывать свою мысль. (Составление предложений по опорным словам).
- Выбежал, заяц, сундук, из.
- Подкрался , конь, к, Иванушка, и, накинул, петля.
- Козлята, отпереть, дверь, и, впустить, мать.
(вручение медалей)
Учитель: - Назови правильно сказку:
- "Сестрица Алёнушка и братец Ивашечка"
- "Царевна-Подушка"
- "Змей- Равниныч"
- "Василиса-Преумная"
- "Сивка-Мурка"
- "Лапша из топора"
- "Иван-царевич и белый волк"
8. Итог.
- Подсчёт медалей
- Вручение колпака "Главный сказочник"
- До свидания! До новых встреч!
"СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ - УРОК!"
Используемая литература:
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение: книга для родителей, учителей и милых детей/ Автор-составитель В.В.Волина - М.: Просвещение, 1994.- 400 с.
- КобзареваЛ.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. - Воронеж: ЧП. Лакоценин С.С.., 2006. - 217 с.
- Лопухина, И.С. Логопедия. Звуки, буквы, слова./ Лопухина, И.С - С-Пб.:Дельта,2003.
- Поваляева, М.А.Справочник логопеда/ Поваляева, М.А. - Рос.-на-Д.: Феникс,2001.
- Табенкина А.Л., Боголюбская М.К.под ред. Зубаревой Е.Е. - М.: Просвещение, 1988 - 462 с.