Цель. Развивать речь учащихся в процессе знакомства с русским народным промыслом – Семеновской матрешкой.
Задачи:
- познакомить с русским народным промыслом – Семеновской матрешкой;
- упражнять в приемах росписи;
- формировать умение использовать языковые средства для привлечения внимания к предмету высказывания;
- обучать художественному видению окружающего мира;
- обогащать словарь учащихся новыми словами;
- развивать эстетическое восприятие действительности, творческие способности личности.
Оборудование для учителя. Сувенир – игрушка, иллюстрации, таблицы с элементами росписи, запись русской народной песни “Выйду на улицу…”, слайды.
Оборудование для учащихся. Альбомы, кисти, акварельные краски, палитры, тряпочки, цветочная материя, клей ПВА, трафареты игрушек.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
– Здравствуйте, ребята, добрый день! Рассаживайтесь удобнее, начнем наше занятие. Кто-то спешит на урок.
Шурале (герой из сказки татарского поэта Габдуллы Тукая). Опять меня в гости пригласить забыли. Как же без меня урок? А я так спешил к вам сегодня.
Учитель. Извини нас, Шурале, что забыли тебя пригласить, приходи, милости просим к нам, гостьей будешь.
Шурале. А я к вам не пустыми руками пришел. Я вам принес загадочную шкатулку. А кто находится в этой шкатулке, вы узнаете ответив на мои вопросы. Я хочу узнать, что изучают на уроках изобразительного искусства, как внимательно слушают учителя, что запоминают. Я посижу, послушаю, погляжу, а в конце урока лучших ребяток и награжу.
Учитель. Присаживайся, Шурале, послушай наших ребят. Интересно, какие вопросы приготовила нам Шурале?
(На слайдах вопросы в виде рисунков. При правильном ответе карточка поварачивается с буквами, из которых составляется слово).
Слайд № 3. К какому жанру искусства относится это рисование? (Пейзаж)
Слайд № 4. Как называется сосуд, которое называется “Бело – голубое чудо”? (Гжель)
Слайд № 5. Как называется рисунок, который используется для украшения подносов? (Жостово)
Слайд № 6. Что означают эти круги? (Основные и вспомогательные цвета)
Слайд № 7. Автор памятника Матери в Апастово и художники Республики Татарстан? (Фагим Фасхутдинов; Иван Иванович Шишкин, Ильдар Зарипов, Тавил Хазиахметов и.т.д.)
Слайд № 8. Игрушка, в центре которой квадраты, круги, овалы, точки, полоски. (Дымково)
Слайд № 9. Сапожки, нарисованные на рисунке национальная обувь какого народа и где их шьют? (Татарская национальная обувь, шьют в Арском районе Республики Татарстан)
Слайд № 10. Рисунок с золотистыми тоненькими листочками и мелкими фруктами. (Хохлома)
Получается слово (Слайд № 11) МАТРЕШКА.
Учитель. (Из шкатулки достает игрушек-матрешек.) Сегодня мы с вами посетим город Семеново Московской области, познакомимся и подружимся с матрешками.
Физкультминутка. (Использование русской народной песни “Мы – матрешки” с движениями руки и ног).
Учитель. У кого дома есть такая игрушка? Она вам нравится? А вы знаете историю ее появления?
(Слайд № 12) Русская деревянная игрушка матрешка “родилась” 100 лет тому назад в городе Семеново Московской области. Поэтому они и называются Семеновскими. Первый экземпляр появился в русском сарафане с петухом в руках. Это игрушка быстро завоевала сердце и взрослых, и детей. Как не понравиться милой, чернобровой девушке – игрушке с розовыми щеками. А как внутри одной матрешки уместилась целая семья! Это заинтересовало всех людей. Вот в чем секрет игрушки!
Семеновская матрешка является очень ценным и дорогим подарком во всем мире. Матрешки в праздничных кофтах, в русских разукрашенных платках особенно прекрасны! Они знакомят нас с русскими национальными костюмами. Воспитывают любовь к красоте, к русскому народу. Матрешки выражают дружбу и любовь всех людей на земле, желают удачу, счастье.
Полюбуйтесь изделиями мастеров. Какие они нарядные! Делают такие матрешки в трех центрах: Полхове – на Майдане, Семеново, Загорске (Сергиев Посад). Давайте посмотрим, чем же они отличаются друг от друга? Отметим, в чем же различие их?
- Семеновская матрешка разукрашена букетами цветов;
- Даже края платочков разукрашена цветами;
- Можно заметить следы легкой хохломы;
- Мастера города Семеново использовали свой стиль рисования цветов. Они украшали цветы листочками, фруктами.
Шурале. Ой, совсем забыл, у меня ведь в шкатулке еще что-то для вас было. Посмотрите, пожалуйста. Учитель достает телеграмму и посылочку. Читают текст телеграммы: “Посылаем вам на заказ на изготовление изделий. Раскрасьте их. Семеновские мастера”. В посылке вырезанные из бумаги трафареты матрешек для раскрашивания. Они раздаются детям.
Учитель. Ребята, используя все свое мастерство, давайте попробуем рисовать семеновскую матрешку. У каждого она будет отличаться от другого. Так и должно быть. Каждый “мастер” имеет свой стиль работы. Приступайте к работе, не теряя времени. Работаем аккуратно.
Практическая работа по раскрашиванию изделий. Звучит спокойная музыка. Дети работают. По мере окончания, работы выставляются на доску, оцениваются. За лучшие работы Шурале дарит ребятам кисточки. Благодарит их за работу.
Подведение итогов урока.
Учитель. Сегодня мы с вами нашли много друзей.
- Что нового узнали?
- С чем познакомились?
- Чем занимались на уроке?
- Понравилось ли вам быть мастерами?