"Любовь в творчестве И.Бунина" (11-й класс)

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 11


Цели

  1. Создание условий для творческого осмысления произведений И. Бунина, понимания индивидуальности писателя.
  2. Обучение умению анализировать, обобщать, соотносить восприятие художественного произведения со своими внутренними нравственными представлениями.

Задачи

  1. Выяснить особенности лирики и прозы Бунина на примере анализа языковых, художественных средств.
  2. Стимулировать творческую деятельность учащихся, самостоятельность выводов и оценки нравственных позиций героев.

Урок-размышление

“Всякая любовь – великое счастье”
И.А.Бунин

“..любовь – это жажда вместить в свое сердце весь мир и вновь его отдать кому-то”
И.А.Бунин

Недалеко от Парижа, в маленьком городке Сен-Женевьев дю Буа, на православном кладбище, среди многочисленных захоронений наших соотечественников есть скромное надгробье, на котором начертано известное русское имя: ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН.

Иван Бунин, как многие другие: И.Шмелев, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин никогда не порывали связи с Россией, творил с любовью к ней.

  1. Что вам известно об этом писателе?
  2. Что примечательно в его творческой биографии ?

Да, он прожил долгую жизнь (83 года), был свидетелем 3-х русских революций, не принял их и долгие 33 года прожил вдали от Родины. “Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и Жуковский...” – с уверенностью утверждал Бунин на склоне лет.

  1. В чем Бунин верен лучшим традициям русской классики?
  2. Какие грани творчества позволяют говорить о нем как о писателе общеевропейского масштаба?

Эти вопросы мы попытаемся разобрать и ответить на них в течение сегодняшнего урока.

С именем Ивана Бунина неизменно связывают такие замечательные повести и рассказы: “Чистый понедельник”, “Темные аллеи”, “Митина любовь”, “Суходол”, “Антоновские яблоки”, вспоминаются и другие не менее замечательные произведения бунинской прозы, замечательной, живописной по языку.

Но Бунин был и прекрасным поэтом;

Эпиграфом к нашему уроку взяты строки из одного рассказа “Темные аллеи”.

“Любовь – это жажда вместить в свое сердце весь мир и вновь отдать его кому-то...”

Любовь Бунин понимал масштабно – “Жизнь люблю – люблю любовь. Так люблю!|”, – восклицал Бунин.

Люблю цветные стекла окон
И сумрак от столетних лип
Звенящей люстры серый локон
И половиц прогнивших скрип.
Люблю неясный винный запах
Из шифоньеров и из книг
В стеклянных невысоких шкафах
Где рядом Сю и Патерик.

Нежное чувство к любимой женщине, все его оттенки, и великая сила природы, ее исцеляющая красота – ведущие темы поэзии Бунина. Мы сейчас послушаем стихи И.Бунина.

Подумайте, о чем они? Что замечательного в их интонации, образах, художественной выразительности?

Работа в группах

  1. Стихотворенье “Одиночество” (выразительное чтение и анализ) Как бы вы определили настроение. Как оно создается?
  2. Стихотворенье “Свет незакатный” (выразительное чтение и анализ)
  3. Стихотворенье “Забытый чертог” (выразительное чтение и анализ) ветер, дождь, мгла, холодная пустыня воды (оксюморон) обилие названных предложений, безлич.
    “Мне темно”

Осень и весна – все времена года оживали в стихах Бунина, и у каждого времени года свое дыхание, свои краски, запахи. И за всем этим чувство, мысль, настроение. Бунин не делил свои произведения на книги стихов и книги рассказов, а публиковал их вместе, это было ново. Исследователи его творчества говорят, что герои некоторых его рассказов как бы скопированы с лирических героев стихотворений.

Основное настроение бунинских стихотворений – созерцательность, грусть. Сейчас мы обратимся к одному из рассказов Бунина, который современники называли жемчужиной русской прозы.

Рассказ “Антоновские яблоки” имел подзаголовок “Картины из книги “Эпитафии”.

Книги такой Бунин не создал, но картины для нее писал. Вот одно из стихотворений “Эпитафия”

  1. Подумайте, какое отношение имеет это стихотворение к рассказу“Легкое дыхание”?
  2. Попробуйте объяснить, почему об основном событии – смерти Оли Мещерской– рассказывается в самом начале рассказа?
  3. Почему в конце его появляется классная дама Оли и рассказана история ее жизни?

Чтение стихотворения “Эпитафия”

Мотив смерти усиливает переживания лирического героя. Однако прекрасный миг остается в памяти.

Красота и смерть, любовь и разлука – вот вечные темы , личностное и просветленное выражение в поэзии

Стихи, которые были прочитаны “Забытый чертог”, “Свет незакатный” , “Эпитафия” – очень близки рассказу “Легкое дыхание”.

 1. Какое впечатление, чувство вызывает у Вас этот рассказ?

Двойное ощущение: грустного печального кладбища, серого апрельского дня, голых деревьев, холодного ветра, который звенит и звенит фарфоровым венком у подножья креста, а на нем фотографический портрет гимназистки с радостными, удивительно живыми глазами. Смерть и жизнь, печаль и радость есть символ судьбы Оли Мещерской.

Все в рассказе построено на выразительных контрастах. Найдите приемы контраста в рассказе?

Далее такой же контраст: безоблачное детство, отрочество и трагические события пережитого Олей года.

“Незаметно упрочилась ее гимназическая слава и уже пошли толки, что она ветрена.”

Рисуется “розовый вечер” на катке в городском саду, когда Оля была самой счастливой, но тут же оговорка: “последнюю свою зиму она сошла с ума от веселья”

Автор всюду подчеркивает разрыв между кажущимся, внешним и внутренним состоянием героини.

Наше внимание настойчиво направляется к потаенным пружинам Олиной жизни. Для этого автор затягивает объяснение причин ее гибели., а затем открывается новая, неожиданная тайна, – ее связь с Малютиным. С другой стороны – сложная композиция от факта смерти к детству героини, затем к недавнему прошлому и к его истокам, и к еще более недавнему прошлому: – мечтательному времени позволяет сохранить удивительное дыхание красоты, бессмертно сияющие счастьем глаза. В самой трактовке образа есть двойственное, контрастность, что вызвало спорные суждения о рассказе. Есть ли нравственный суд, автора над героиней? И. Бунин, по воспоминаниям Кузнецовой, сказал: “Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть легкое дыхание”,“недуманость””. Не случайно, возлюбленные героини обладают равной ущербностью; один старше ее на 40 лет, другой – некрасив, плебейского вида. Оля, совершая все бездумно, не замечет этого, как не замечает легкомысленного упоения пустыми удовольствиями. В трагизм героини? Именно это делают Олю игрушкой в руках других людей. В поступках Оли нет ни порока, ни мести, ни подлинного раскаяния, ни твердости решения. Но как раз такой поворот страшен: гибнет создание, не понимающее ужас своего положения. Поэтому до конца своей краткой, как миг, жизни, она сохранила тягу к “легкому дыханию”. И писатель “ рассеивает его в мире, в этом безоблачном небе, в этом холодном весеннем ветре”.

Автор выразительно передал странную логику поведения Оли, ее кружение по жизни; на балах, на катке, бег по залам гимназии. Сдержано, отнюдь не благосклонно рисуется окружение Оли. Цепочка равнодушных к ней лиц замыкается последним звеном– посещением ее могилы (из-за выдуманных чувств) классной дамы. Картину духовного угасания Бунин пишет, как привычную. Мысль о том, что в однообразном механическом мире обречены и чистые порывы, вносит трагическую интонацию в рассказ.

Кто ведет повествование?

Повествование будто ведется со стороны. Тот, кто рассказывает о ней, все знает о ней, ее окружение, городской обстановке, его глазами увидены и сельское кладбище, апрельские голые деревья, могильный крест и портрет умершей. Но рассказчик ничем не выдает свою точку зрения. И только в завершающей фразе писатель как бы от себя сохраняет “нечто нетленное”, прекрасное: “Теперь это легкое дыхание рассеялось в мире... .”.

2. В чем-то есть разница между образами в ст. “Эпитафия” и в концовке рассказа?

Совпадающие детали: “Институтское платье” и “сияющий взор”, но лирический герой сохранил в памяти образ чудесной юной девушки и свою молодость тоже. В повествовании подлинно прекрасным остается лишь “легкое дыхание”.

В финале произведения Оля рассказывает своей подруге: “Я в одной папиной книге прочла, какая красота должна быть у женщины.

“Легкое дыхание, а ведь оно у меня есть, ты послушай, как я вздыхаю, ведь, правда, есть?”

3. Какова роль финала? (Подслушанный разговор Оли Мещерской с подругой) и его заключительной фразы?
4. В чем символика “легкого дыхания?”.
5. Есть ли в рассказе нравственных суд над Олей Мещерской?

Просто счастья желал поэт всем людям. Он хорошо знал, как тяжело бывает тем , кто этого лишен. В первые месяцы на чужбине он писал:

У зверя есть нора,
у птицы есть гнездо,
Как бьется сердце горестно и громко,
Когда вхожу крестясь в чужой наемный дом,
С своей уж ветхою котомкой.

Хочется привести еще и такие строки Бунина: “ Разве можем мы забыть Родину? Она в душе. Я очень русский человек. Любовь с годами не пропадает”.

Ему так и не пришлось вернуться в свой дом, но вернулось то , что написано им вдали. На всех его произведениях лежит свет России, его Родины.

И цветы, и шмели, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной
Срок настанет –
Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Улыбку вызывают и вычитанные признаки красоты, и наивная вера девушки в них, и детская проверка себя на принадлежность к их клану. Снова открывается удивительная незрелость души. Уж не испытывала ли она свои чары в отношениях с поклонниками, среди которых один и убил ее из ревности?

Почему же автор так почтил “легкое дыхание”?

А странности нет. Ведь Оля действительно обладала естественным дыханием, жаждой особой, неповторимой судьбы. Олино внутреннее горение неподдельно и могло бы вылиться в большое чувство. Если бы…. Если бы не бездумное порхание по жизни, не пошлое окружение. Автор и оставляет миру не красоту девушки, а лишь эти потенциальные, не развернувшиеся возможности. Они, по мысли писателя, и не могут исчезнуть, как никогда не исчезает тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.

Что прежде всего интересует писателя в образе героини?

В рассказе почти отсутствует событийно-бытовой план повествования.
Поворотные моменты в судьбе героев происходят “за сценой”.
Писателя интересует внутреннее бытие, “загадки души”. Вот они-“вечные” темы.

  1. Чем для вас интересен этот рассказ?
  2. Что вы узнали нового о Бунине?
  3. Что для вас значит любовь?
  4. Как бы вы расшифровали эти чувства?

“Любовь– побудительная сила духовного восхождения”,-сказал философ Платон. Возможно его составляющими будут:

очищение
жертва
стремление
ЛЮБОВЬ
 возвышение ?
  страдание
ограничение
 

Что бы вы добавили к этой схеме?

Домашнее задание: Написать рассуждение “Любовь – это талант души или движение разума?”.

Тексты стихотворений, использованные на уроке:  “Эпитафия”, “Забытый чертог”, “Одиночество”, “Родине”, “Оттепель”.

Одиночество. И. Бунин
И ветер, и дождик, и мгла,
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла.
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно
Вчера ты была у меня,
Но тебе у же тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня.
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены...
Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму...

Родине. Иван Бунин
Они глумятся над тобою,
Они, о Родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой робкой и печальной
Средь городских его друзей.
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья
Последний грошик берегла.

Оттепель
Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мир

Прозрачно- бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой

Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.