Коррекционно-групповое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (2-й класс) "Дифференциация звуков (З) – (С) в словах"

Разделы: Начальная школа, Логопедия

Класс: 2


Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи:

  • закрепить навыки определения звука в слове, четкого произношения и различения звуков (с) и (з) в словах и фразах, проводить звукобуквенный и слоговой анализ слов, учить объяснять свой выбор, расширять и уточнять словарь;
  • развивать память, внимание, мышление, навыки общения в группе, воображение, мелкую моторику, умение работать самостоятельно;
  • корректировать нарушения речи;
  • воспитывать дружеские отношения в коллективе, внимание к окружающим.

Оборудование занятия.

  1. Магнитная доска и набор предметных картинок на магнитах.
  2. Сюжетная картина "Веселый поезд".
  3. Наборное полотно "Магазин "Подарки".
  4. Сигнальные карточки.
  5. Перфокарты.
  6. Звуковое лото.
  7. Набор цветных ручек.

Ход занятия

– Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Но сначала давайте проверим, готовы ли мы к дальней дороге по стране речи.

1. Зарядка для веселого язычка (артикуляционная гимнастика).

– А теперь давайте улыбнемся на прощание нашим зеркалам, и веселый ветерок, пробегая по широкому язычку, подскажет нам, какой звук мы возьмем сегодня с собой в дорогу (С-С-С).

Итак, с нами сегодня звук (С). А что мы про него знаем? (Это согласный глухой звук).

– А какой звонкий звук является парным звуку (С)? – (3).

Давайте еще раз послушаем, как свистит веселый ветерок (С-С-С), как звенит звонкий колокольчик (3-3-3), и подумаем, куда могут позвать нас эти звуки? Ну, конечно же, в Страну Сказок. (На доске открываются красивые ворота, на которых написано "Страна ...ка...ок").

– Но посмотрите, сказочные ворота закрыты. Чтобы их открыть, мы должны подобрать волшебные ключи – буквы.

2. Соотнесение звука и буквы – дети называют и записывают в тетради буквы, соответствующие звукам (С) и (3). Один ученик вставляет пропущенные буквы С и 3 в надпись на воротах, и ворота открываются. (За ними скрывался большой портрет лисы Лизы).

– Сегодня в сказочной стране знаменательное событие – у лисы Лизы день рождения, и она пригласила к себе гостей.

Чтобы попасть на день рождения, мы должны превратиться в сказочных героев.

(На наборное полотно выставляются магнитные изображения сказочных персонажей: Золушка, Буратино, Карлсон, Снегурочка, Малъвина, Незнайка, Чебурашка. Каждый ребенок выбирает себе сказочного героя, чью роль в дальнейшем он будет исполнять.) Обязательное условие – в имени персонажа должен быть звук (С) или (3).

– Итак, в гости к лисе Лизе отправляются Снегурочка, Карлсон, Золушка и Незнайка. Дорога к дому лисы Лизы дальняя. Чтобы не сбиться с пути, нужно нарисовать маршрут предстоящего путешествия.

3. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

(Дети сначала обводят рисунок-образец по кальке, затем самостоятельно воспроизводят, его в тетради).

– Маршрут известен, теперь можно и в поезд садиться, но будьте внимательны – вместо номеров на вагончиках написаны буквы С и 3. Вы должны правильно рассадить своих героев по вагончикам. (Дети размещают своих героев и объясняют выбор вагончика).

– Чтобы нам отправиться в путь, нужно разрешение Семафора Светофорыча. Давайте поиграем в его любимую игру.

4. Игра "Веселый светофор".

(Учитель называет слова со звуками (С) и (3), дети поднимают сигнальные карточки с соответствующими буквами).

– Ну вот, теперь путь для нас открыт. Весело застучал наш поезд колесами по рельсам, замелькали в окнах леса и поля. А вот и первая остановка.

5. Станция "Цветочная поляна".

– Посмотрите, какие красивые цветы растут на ней. (На магнитной доске – изображения цветов: подснежники, гладиолус, ирис, мимоза, гвоздика, нарцисс, незабудки, пион, ромашка, сирень, василек. Учитель показывает и называет цветы, дети запоминают новые для них названия).

– Какие цветы вы больше всего любите? (Дети выбирают карточки с ответами их персонажей и читают ответ.

Карлсон: "Вообще-то я больше всего люблю варенье, а из цветов я признаю лишь розочки из крема на торте".

Снегурочка: "Самые лучшие цветы – это те, которые мой дедушка Мороз рисует на окнах".

Незнайка: "Я люблю те цветы, которые растут у нас в Цветочном городе, но я не знаю, как они называются".

Золушка: "А я люблю все цветы, они такие красивые, и с ними можно разговаривать".)

– Цветы очень любят, чтобы их дарили. Давайте наберем цветов в подарок лисе Лизе. Но помните, вы можете взять лишь те цветы, в названии которых не только есть ваш звук, но и количество слогов совпадает с количеством слогов в вашем имени.

(Дети выбирают цветы и объясняют свой выбор.)

Снегурочка: "Я подарю лисе Лизе подснежники, в их названии есть звук (С) и четыре слога, как и в моем имени, и они очень похожи на мой любимый снег, и имя у них снежное, как у меня".

Золушка: "А я подарю лисе Лизе мимозу, в ее названии три слога, и есть звук (3), и она очень нежная и скромная".

Карлсон: "Я выбрал цветок, в названии которого два слога и звук (С). Это нарцисс, он веселый и красивый, как я".

Незнайка:я подарю незабудки, я не знаю, сколько в них слогов, но их название начинается также, как и мое имя".

(Дети исправляют ошибку Незнайки и помогают ему правильно выбрать цветок.)

– И вот снова весело стучат колеса поезда. Следующая станция – Станция "Игровая". Пока поезд стоит на станции, наши герои играют в лото.

6. “Звуковое лото” – у каждого ребенка набор карточек с буквами С и 3 и игровое поле с предметными картинками. Задание: накрыть картинку карточкой с соответствующей буквой, записать по памяти слова-названия картинок в тетрадь в два столбика. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание без ошибок. – Поиграли наши герои и дальше в путь отправились. Но вот беда – впереди авария, дорога разрушена. Нужно срочно восстанавливать разрушенные рельсы-слова.

7. Работа с перфокартами – каждый работает с той карточкой, в которой пропущен "его" слог.

со

вы…кий
…ва
…лома
 коле…
…рока

зо

…лото
у…ры
 ро…вый
 га…ны
 бере…вый

сне

…жинка
 покра…ли
 под…жник
 …говик
 бело…жный

зна

не…комый
 бели…
…ние
желти…
 у…ли

При проверке выясняются значения незнакомых слов.

Третья станция – магазин "Подарки". На день рождения не принято ходить с пустыми руками. Мы должны купить подарки для лисы Лизы. Но прежде, чем мы зайдем в магазин, попробуйте одним словом сказать, каким должен быть подарок. Помните о своем звуке! Итак, подарок должен быть: Золушка – полез-з-зным. Незнайка – з-з-забавным. Снегурочка – прекрас-с-сным. Карлсон – крас-с-сочным. – В магазине "Подарки" вы можете купить подарок для лисы Лизы. Но помните, в названии выбранного вами подарка место звука (С) или (3) должно соответствовать месту этого звука в вашем имени.

8. Определение места звука в слове. На наборном полотне "Прилавок магазина" выставлены различные предметные картинки. Например: зонт, зеркало, кукла, санки, корзинка, бусы, краски, ваза, самовар, котенок, книга и т.д. (Дети выбирают подарки и объясняют свой выбор, определяют место звука в слове.) – Подарки выбраны, и поезд снова в пути. Вот уже перед нами дом лисы Лизы. Но что это? Именинница расстроена, она плачет. Что же случилось? Ветер-озорник залетел в дом и все там перевернул. Необходимо срочно навести порядок. Герои-путешественники берутся за работу. Детям предлагаются игровые карты "шкаф", "комната", "стол", "кухня" с обозначенными на них схемами слов и предметные картинки по темам "Одежда", "Мебель", "Посуда" и "Угощение". Необходимо вставить предметную картинку в прорезь над соответствующей схемой. Например: игровая карта "Шкаф". Схемы:

С ____, С_____, ____С____, ____3____, ____З____.

Предметные картинки: костюм, свитер, сарафан, комбинезон, блуза.

Золушка развешивает в шкаф одежду, Незнайка расставляет мебель, Снегурочка накрывает на стол, Карлсон готовит угощение.

– Ну вот, кажется все в порядке, можно и день рождения отмечать. Давайте подумаем, все ли мы сделали, ничего не забыли? Конечно, мы забыли поздравить лису Лизу. (На заранее подготовленных карточках-открытках дети пишут поздравление лисе Лизе и желают ей радости, Здоровья, Смеха, Знаний).

— Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Давайте еще раз вспомним, какие звуки помогли нам его совершить.

9. Подведение итогов занятия.