Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи:
- закрепить навыки определения звука в слове, четкого произношения и различения звуков (с) и (з) в словах и фразах, проводить звукобуквенный и слоговой анализ слов, учить объяснять свой выбор, расширять и уточнять словарь;
- развивать память, внимание, мышление, навыки общения в группе, воображение, мелкую моторику, умение работать самостоятельно;
- корректировать нарушения речи;
- воспитывать дружеские отношения в коллективе, внимание к окружающим.
Оборудование занятия.
- Магнитная доска и набор предметных картинок на магнитах.
- Сюжетная картина "Веселый поезд".
- Наборное полотно "Магазин "Подарки".
- Сигнальные карточки.
- Перфокарты.
- Звуковое лото.
- Набор цветных ручек.
Ход занятия
– Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Но сначала давайте проверим, готовы ли мы к дальней дороге по стране речи.
1. Зарядка для веселого язычка (артикуляционная гимнастика).
– А теперь давайте улыбнемся на прощание нашим зеркалам, и веселый ветерок, пробегая по широкому язычку, подскажет нам, какой звук мы возьмем сегодня с собой в дорогу (С-С-С).
Итак, с нами сегодня звук (С). А что мы про него знаем? (Это согласный глухой звук).
– А какой звонкий звук является парным звуку (С)? – (3).
Давайте еще раз послушаем, как свистит веселый ветерок (С-С-С), как звенит звонкий колокольчик (3-3-3), и подумаем, куда могут позвать нас эти звуки? Ну, конечно же, в Страну Сказок. (На доске открываются красивые ворота, на которых написано "Страна ...ка...ок").
– Но посмотрите, сказочные ворота закрыты. Чтобы их открыть, мы должны подобрать волшебные ключи – буквы.
2. Соотнесение звука и буквы – дети называют и записывают в тетради буквы, соответствующие звукам (С) и (3). Один ученик вставляет пропущенные буквы С и 3 в надпись на воротах, и ворота открываются. (За ними скрывался большой портрет лисы Лизы).
– Сегодня в сказочной стране знаменательное событие – у лисы Лизы день рождения, и она пригласила к себе гостей.
Чтобы попасть на день рождения, мы должны превратиться в сказочных героев.
(На наборное полотно выставляются магнитные изображения сказочных персонажей: Золушка, Буратино, Карлсон, Снегурочка, Малъвина, Незнайка, Чебурашка. Каждый ребенок выбирает себе сказочного героя, чью роль в дальнейшем он будет исполнять.) Обязательное условие – в имени персонажа должен быть звук (С) или (3).
– Итак, в гости к лисе Лизе отправляются Снегурочка, Карлсон, Золушка и Незнайка. Дорога к дому лисы Лизы дальняя. Чтобы не сбиться с пути, нужно нарисовать маршрут предстоящего путешествия.
3. Упражнение для развития мелкой моторики руки.
(Дети сначала обводят рисунок-образец по кальке, затем самостоятельно воспроизводят, его в тетради).
– Маршрут известен, теперь можно и в поезд садиться, но будьте внимательны – вместо номеров на вагончиках написаны буквы С и 3. Вы должны правильно рассадить своих героев по вагончикам. (Дети размещают своих героев и объясняют выбор вагончика).
– Чтобы нам отправиться в путь, нужно разрешение Семафора Светофорыча. Давайте поиграем в его любимую игру.
4. Игра "Веселый светофор".
(Учитель называет слова со звуками (С) и (3), дети поднимают сигнальные карточки с соответствующими буквами).
– Ну вот, теперь путь для нас открыт. Весело застучал наш поезд колесами по рельсам, замелькали в окнах леса и поля. А вот и первая остановка.
5. Станция "Цветочная поляна".
– Посмотрите, какие красивые цветы растут на ней. (На магнитной доске – изображения цветов: подснежники, гладиолус, ирис, мимоза, гвоздика, нарцисс, незабудки, пион, ромашка, сирень, василек. Учитель показывает и называет цветы, дети запоминают новые для них названия).
– Какие цветы вы больше всего любите? (Дети выбирают карточки с ответами их персонажей и читают ответ.
Карлсон: "Вообще-то я больше всего люблю варенье, а из цветов я признаю лишь розочки из крема на торте".
Снегурочка: "Самые лучшие цветы – это те, которые мой дедушка Мороз рисует на окнах".
Незнайка: "Я люблю те цветы, которые растут у нас в Цветочном городе, но я не знаю, как они называются".
Золушка: "А я люблю все цветы, они такие красивые, и с ними можно разговаривать".)
– Цветы очень любят, чтобы их дарили. Давайте наберем цветов в подарок лисе Лизе. Но помните, вы можете взять лишь те цветы, в названии которых не только есть ваш звук, но и количество слогов совпадает с количеством слогов в вашем имени.
(Дети выбирают цветы и объясняют свой выбор.)
Снегурочка: "Я подарю лисе Лизе подснежники, в их названии есть звук (С) и четыре слога, как и в моем имени, и они очень похожи на мой любимый снег, и имя у них снежное, как у меня".
Золушка: "А я подарю лисе Лизе мимозу, в ее названии три слога, и есть звук (3), и она очень нежная и скромная".
Карлсон: "Я выбрал цветок, в названии которого два слога и звук (С). Это нарцисс, он веселый и красивый, как я".
Незнайка: "А я подарю незабудки, я не знаю, сколько в них слогов, но их название начинается также, как и мое имя".
(Дети исправляют ошибку Незнайки и помогают ему правильно выбрать цветок.)
– И вот снова весело стучат колеса поезда. Следующая станция – Станция "Игровая". Пока поезд стоит на станции, наши герои играют в лото.
6. “Звуковое лото” – у каждого ребенка набор карточек с буквами С и 3 и игровое поле с предметными картинками. Задание: накрыть картинку карточкой с соответствующей буквой, записать по памяти слова-названия картинок в тетрадь в два столбика. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание без ошибок. – Поиграли наши герои и дальше в путь отправились. Но вот беда – впереди авария, дорога разрушена. Нужно срочно восстанавливать разрушенные рельсы-слова.
7. Работа с перфокартами – каждый работает с той карточкой, в которой пропущен "его" слог.
со вы…кий |
зо …лото |
сне …жинка |
зна не…комый |
При проверке выясняются значения незнакомых слов.
– Третья станция – магазин "Подарки". На день рождения не принято ходить с пустыми руками. Мы должны купить подарки для лисы Лизы. Но прежде, чем мы зайдем в магазин, попробуйте одним словом сказать, каким должен быть подарок. Помните о своем звуке! Итак, подарок должен быть: Золушка – полез-з-зным. Незнайка – з-з-забавным. Снегурочка – прекрас-с-сным. Карлсон – крас-с-сочным. – В магазине "Подарки" вы можете купить подарок для лисы Лизы. Но помните, в названии выбранного вами подарка место звука (С) или (3) должно соответствовать месту этого звука в вашем имени.
8. Определение места звука в слове. На наборном полотне "Прилавок магазина" выставлены различные предметные картинки. Например: зонт, зеркало, кукла, санки, корзинка, бусы, краски, ваза, самовар, котенок, книга и т.д. (Дети выбирают подарки и объясняют свой выбор, определяют место звука в слове.) – Подарки выбраны, и поезд снова в пути. Вот уже перед нами дом лисы Лизы. Но что это? Именинница расстроена, она плачет. Что же случилось? Ветер-озорник залетел в дом и все там перевернул. Необходимо срочно навести порядок. Герои-путешественники берутся за работу. Детям предлагаются игровые карты "шкаф", "комната", "стол", "кухня" с обозначенными на них схемами слов и предметные картинки по темам "Одежда", "Мебель", "Посуда" и "Угощение". Необходимо вставить предметную картинку в прорезь над соответствующей схемой. Например: игровая карта "Шкаф". Схемы:
С ____, С_____, ____С____, ____3____, ____З____.
Предметные картинки: костюм, свитер, сарафан, комбинезон, блуза.
Золушка развешивает в шкаф одежду, Незнайка расставляет мебель, Снегурочка накрывает на стол, Карлсон готовит угощение.
– Ну вот, кажется все в порядке, можно и день рождения отмечать. Давайте подумаем, все ли мы сделали, ничего не забыли? Конечно, мы забыли поздравить лису Лизу. (На заранее подготовленных карточках-открытках дети пишут поздравление лисе Лизе и желают ей радости, Здоровья, Смеха, Знаний).
— Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Давайте еще раз вспомним, какие звуки помогли нам его совершить.
9. Подведение итогов занятия.