Разработка урока географии в 10-м классе по теме "Китай. Чудеса экономического роста"

Разделы: География


Цель урока: выявить причины экономического роста Китайской Народной Республики

Задачи:

– показать уникальность выбранного пути для экономического прорыва;
– выделить национальные черты китайцев, помогающие в достижении ощутимых результатов в экономике;
– расширить знания учащихся о крупных городах и о стране в целом;
– сформировать понятие о ценности опыта экономических перемен в Китае для всего мирового сообщества.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы уже познакомились с темой “Население Китая” и вы теперь знаете, что китайцы – самый многочисленный народ на Земле. Сегодня на уроке мы узнаем очень много об экономических успехах этой страны, постараемся понять причины этих успехов, может быть чему-то научиться у этого трудолюбивого народа. (слайд 2) Приложение

План работы на уроке (слайд 3)

II. Работа по новому материалу.

  1. (Слайды1–3) В ближайшие 20 лет Китай имеет реальные шансы для превращения во второе по экономической мощи государство мира. В стране принята “Программа – 2010”, которая свидетельствует о крупнейших сдвигах в стратегии создания мощного современного социалистического государства. Эти сдвиги порождены исчерпанием возможностей для экстенсивного роста и мелкотоварного производства. Поэтому китайское руководство предъявляет жесткие требования к концентрации средств, капитала, к созданию промышленных гигантов. (Слайд 4)
  2. Работа с учебником и атласом. С. 238–240. Предлагается учащимся с помощью текста учебника выявить основные отрасли специализации современного Китая, районы размещения топливной промышленности, металлургии, машиностроения и др. отраслей промышленности и сельского хозяйства.
  3. Каковы же предпосылки бурного развития Китая? (Слайд 5–10)
  4. Внутренние различия и города. Выделить три экономические зоны: Восточная, Центральная и Западная. (Слайды 10–14)

III. Закрепление. (Слайды 15–16) Приложение

Выводы: Экономические преобразования в Китае происходили в стабильных политических условиях, без революций и социальных потрясений. Колоссальный природно-ресурсный потенциал, резерв трудовых ресурсов, трудолюбие и исполнительность китайцев, а также идеи конфуцианства явились социально-культурной основой экономических преобразований. Значительная доля успеха обеспечена иностранными инвестициями из стран, где сильны китайские диаспоры.

Вопросы для закрепления:

  1. Какой положительный опыт экономических преобразований получила мировая экономика на примере КНР?
  2. Применим ли такой путь развития для России?
  3. Какова роль в успехе страны каждого гражданина Китая?
  4. Какой из крупных городов КНР вам хотелось бы посетить?