Цель: Подробно познакомить учащихся с разными группами инструментов, входящих в состав симфонического оркестра
Задачи:
- Воспитательная: воспитывать любовь к классической музыке.
- Обучающая: научить учащихся распознавать разные группы инструментов, входящих в состав симфонического оркестра.
- Развивающая: развивать творческое мышление учащихся.
Компьютерная презентация (Слайды № 1, № 2). Приложение
I. Учитель – Существует много различных типов оркестра: военный, состоящий из духовых медных и деревянных инструментов, оркестры народных инструментов, струнные оркестры. Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр, в нем более ста музыкальных инструментов.
Слайды № 3, № 4.
Учащийся № 1. Слово оркестр происходит от греческого слова “Орхестра” – так называлась в Греции площадка перед театральной сценой. На эту площадку выходил хор, а впоследствии на этом месте стала располагаться группа музыкантов.
Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В оркестре количество музыкантов, играющих на струнных составляет примерно 2/3 всего коллектива. Полное звучание оркестра называется “tutti” – (ВСЕ).
Слайд № 5.
II. Учащийся № 2. Струнные смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас – все почти одинаковой формы, но разного размера. Чем больше размер инструмента, тем ниже его звучание. Звук извлекается смычком. Струнные инструменты обладают певучестью, выразительностью звучания. Первые скрипки появились во Франции и Италии в начале ХVI века.
Слайды № 6, № 7.
Скрипка сделана из дерева, играют на ней смычком. Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Она имеет 4 струны, каждая их которых обладает своей неповторимой звуковой окраской. У верхней она блестяща и ярка, две средние струны имеют более нежный, поэтичный тон (третья – более напряженный, вторая – мягкий), а нижняя – “басок” – обладает сочностью тембра и силой. По своим техническим возможностям скрипка – самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. За певучий и красивый голос скрипку называют “царицей музыки”.
Слайд № 8.
В глубокой древности человек заметил, что натянутая тетива охотничьего лука может приятно звучать. Постепенно люди начали делать музыкальные инструменты с одной, двумя или несколькими струнами. Они-то и были предками нашей скрипки.
Немало потрудились скрипичные мастера, прежде чем скрипка стала первой певуньей в оркестре; они подбирали специальные сорта дерева, пробовали натягивать разные струны.
Сейчас скрипка выглядит так: у нее 4 струны, которые натянуты на деревянный корпус. Звук получается от соприкосновения струн со смычком. Но для того, чтобы заставить скрипку петь, надо быть хорошим музыкантом.
III. Четыре ученика разыгрывают сценку (автор, мастер, волшебник, юноша)
Слайды № 9, № 10, № 11, 13.
В XVII веке в итальянском городе Кремоне, – рассказывает одна старинная легенда, – волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошел внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.
– Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твое желание, – сказал волшебник.
– Я хочу жить вечно, – ответил юноша.
– Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь 999 таких же прекрасных инструментов, но на 1.000 ты умрешь.
– Я согласен!
Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к 1.000 (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил:
– Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь.
Имя этого мастера известно всему миру – Антонио Страдивари.
Слайд № 14.
IV. Учащийся № 3. В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию, уступая, смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры. Духовые обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками.
Слайд № 15.
Флейта. В переводе с итальянского языка означает – “ветер, дуновение”.В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, называется флейтистом. Древнейшей формой флейты, по видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Слайд № 16.
Учащийся № 4. Гобой. Певучим, насыщенным, теплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой. Характерной особенностью гобоя является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок.
Слайд № 17.
Кларнет. Духовой деревянный инструмент с клапанами, имеет форму цилиндрической трубки, нижнее отверстие которой оканчивается небольшим раструбом. В верхнее отверстие дуют через мундштук, имеющий форму усеченного цилиндра, с пластинкой или язычком. Кларнет обладает разнообразным тембром, это качество позволяет ему исполнять драматические и лирические картины.
Слайд № 18.
Фагот. Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым тембром.
V. Учащийся № 5. Медные духовые инструменты.
Слайд № 19.
Саксофон. Изобретен Адольфом Саксом. Патент на саксофон получен 17 мая 1846 года. Корпус саксофона изготовляется из меди. Подушечки на клапанах делаются из кожи. Представляет собой трубку с клювообразным мундштуком и ординарной тростью.
Слайды № 20, №21, № 22
Труба. Инструмент этот сделан из меди и очень похож на знакомый всем горн. Мощный и красивый звук трубы можно услышать издалека. В старые времена труба предупреждала об опасности, о наступлении врагов, собирала войско. Остались изображения древних музыкальных инструментов и среди них труба.
Трубу называют медным духовым инструментом (от слова “дух”, дыхание).
На трубе можно играть не только торжественные, маршевые, но и напевные, лирические мелодии. Музыканта, играющего на трубе, называют трубачом.
Также к этой группе относятся валторна, туба.
Слайд № 23.
VI. Учащийся № 6. Группа ударных инструментов.
Название четвертой группы инструментов симфонического оркестра произошло от способа извлечения звука – удара по натянутой коже, по металлическим пластинкам, по деревянным брускам и т.д. Искусство трубить в полый рог животного или раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать из металла специальные инструменты, похожие на рога и предназначенные для военных и охотничьих целей.
В группу ударных входят барабаны, литавры, колокольчики, ксилофон, бубен, треугольник. Звучание ударных не столь разнообразно, как струнных. Они не ведут мелодию, но придают музыке блеск, яркость, выполняют звукоподражательные функции. Ни один из инструментов не может так четко выделить ритмический рисунок и придать музыке упругость, как это делают ударные.
Слайд № 24.
Учащийся № 7. Барабан. В наше время есть две разновидности большого барабана. Одна из них представляет собой металлический цилиндр большого диаметра – до 72 см, с двух сторон обтянутый кожей. Этот тип барабана распространен в военных оркестрах. Для ударов по коже большого барабана применяется деревянная палка с мягкой колотушкой, покрытой войлоком или пробкой. Вначале большой барабан появлялся лишь в “турецкой музыке”, но с начала XIX века им нередко стали пользоваться в звукоизобразительных целях: для подражания кананады, раскатам грома.
Слайд № 25.
Литавры. Один из самых древних инструментов в мире. С древних времен они широко были распространены во многих странах: на Востоке и в Африке, в Греции, в Риме. Игрой на литаврах люди сопровождали важные события в своей жизни: праздники и войны. Современные литавры внешне напоминают большие медные котлы на подставке, покрытой кожей. Кожа туго натянута на котел при помощи нескольких винтов. Бьют по коже двумя палочками с мягкими круглыми наконечниками из войлока. В отличие от других ударных инструментов с кожей, литавры издают звук определенной высоты. Каждая литавра настроена на определенный тон, поэтому, чтобы получить два звука, в оркестре с XVII века стали употреблять пару литавр. Литавры можно перестроить: для этого исполнитель должен винтами натянуть или ослабить кожу: чем больше натяжение, тем выше тон. Однако эта операция требует много времени и рискованна во время исполнения. Поэтому в XIX веке мастера изобрели механические литавры, быстро перестраиваемые при помощи рычагов или педалей. Роль литавр в оркестре довольно разнообразна. Их удары подчеркивают ритм других инструментов, образуя то простые, то замысловатые фигуры.
Слайд № 26.
Тарелки. Это большие металлические блюда, сделанные из медных сплавов. В центре тарелки немного выпуклые – сюда прикрепляют кожаные ремни, чтобы исполнитель мог держать инструмент в руках. На тарелках играют стоя, чтобы ничего не мешало их вибрации и, чтобы звук свободно распространялся в воздухе.
Учитель – А когда все инструменты звучат вместе или по группам получается божественная музыка.
Слайды №27, 28, 29. Дополнительные музыкальные инструменты.
VII. Учитель – А теперь давайте проверим ваши знания.
- Задание № 1.Музыкальный кроссворд по пройденной теме.
- Задание № 2. Ответы на поставленные вопросы.
VIII. Слайды № 30, № 31. Приложение
IX. Детские работы учащихся.