Цели:
- Развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов.
- Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства; формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: изображение флага и герба России, текст и музыка гимна, пословицы о Родине, карта России, ребус, ветка березы.
Ход мероприятия
Ребята, попробуйте разгадать ребус (Р 1 А) 3-х цветов (синюю, белую, красную), обратите внимание на наглядные пособия на доске и попробуйте догадаться о чем мы с вами сегодня будем говорить на классном часу.
Учитель: Да, вы правы, сегодня мы будем говорить о нашей Родине.
Послушайте стихотворение З. Александровой в исполнении наших ребят.
-
Если скажут слово – Родина,
Сразу в память встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот. -
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор. -
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок. -
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас? (с этими словами учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, двор, мои родители, мои друзья, школа …)
Учитель: (читает наизусть стихотворение)
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растём,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звёзды мира над Кремлём.
Учитель: Ребята, а как называется наша Родина? (Россия или Российская Федерация)
Учитель: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Учитель показывает Р на карте)
Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суши, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
Посмотрите, на карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озёра. Очень красива и богата наша страна. А какие прекрасные города есть в нашей России. Я предлагаю вам вспомнить их.
– Какие города вы знаете, а может быть в них бывали?
- Санкт-Петербург
- Самара
- Ульяновск
- Тула
- Волгоград
- Краснодар
- Сочи
- Тюмень
- Казань
- Альметьевск …
(Учитель делает краткую характеристику каждому из данных городов)
Учитель: Как Вы думаете, какой самый главный город нашей страны мы не назвали?
Учитель: Наша родина – Россия, страна в которой мы родились, живем и учимся.
Москва – столица России. Столица – главный город государства.
А что является символом нашего с вами государства? (Кремль).
Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас –
Поднимаем руки по команде «раз»,
А над нами весело шелестит листва –
Опускаем руки мы по команде «два».
Знакомство с государственными символами.
Учитель: Каждая страна имеет свои государственные символы. А вы знаете, что относится к государственным символам? Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал. (Герб, флаг, гимн)
Имеет флаг, гимн и герб
Российская держава
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Давайте рассмотрим герб нашей страны.
Герб – это отличительный знак государства, города, рода изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. (Показывает монету).
Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отображается история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено?
Высказывания учащихся.
-
На герб посмотрим: здесь орёл,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый. -
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Мир океанов и морей,
От запада к востоку. -
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,
Следит он обязательно. -
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.
Учитель: Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой руке – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня он напоминает нам об историческом прошлом нашей Родины, и символизирует единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить Дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. О повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Учитель: Ещё один важный символ нашего государства – флаг.
А флаг России триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
22 августа отмечается в нашей стране, как день государственного флага РФ.
Практическая работа. Раскрасьте шаблон флага в нужные цвета.
Учитель: часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Стихи написал Сергей Владимирович Михалков.
Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни.
Учитель: Сегодня мы познакомились с символами нашего государства.
А что относится к символам, я думаю, вы запомнили.
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.