Урок окружающего мира во 2-м классе с использованием ИКТ по теме "Дикорастущие и культурные растения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Изучить особенности культурных и дикорастущих растений.
  2. Научить детей распознавать растения.
  3. Учить работе с гербарием.
  4. Воспитывать в детях любовь к природе.
  5. Создание проекта «Дикорастущие и культурные растения».

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитная доска.

Наглядность: диск «Дикорастущие и культурные растения», автор Бусуркина Н.И. Рисунки, гербарии, картинки растений, семена, овощи, фрукты, цветы.

Раздаточный материал: карточки с заданиями.   

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1. Дикорастущие и культурные растения.

Объявление темы урока.

II. Вступительное слово учителя.

Слайд 2.

Учитель: Ребята! Сегодня вы отправитесь в удивительный мир растений. Цель нашего урока: научиться различать дикорастущие и культурные растения, узнать много интересного из жизни растений.

III. Проверка домашнего задания.

Слайд 3.

Три ученика работают с индивидуальными карточками.

Карточка 1.

Подчеркни: деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – зелёным.

Слива, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, берёза, малина.

Карточка 2.

Подчеркни: хвойные растения синим карандашом, а лиственные – зелёным.

Осина, ель, дуб, сосна, клён, лиственница, ясен, ива.

Карточка 3.

Найди ошибки. Вычеркни неверные утверждения. Хорошо подумай.

Деревья Кустарники Травы
липа крыжовник подорожник
берёза смородина одуванчик
сосна калина крапива

Опрос учащихся.

а) В природе существуют невидимые нити. Расскажите, как в давние времена лесничий решил навести порядок в лесу? К чему это привело?

б) Расскажите о невидимых нитях в осеннем лесу на примере дуба.

IV. Введение в новую тему.

Слайд 4.

1. Сегодня мы продолжим изучать мир растений. Вы уже знаете, что растения делятся на деревья, кустарники и травы. А теперь мы посмотрим на растения с другой стороны.

2. Слайд 5 .Сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения.

  • Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница и т.д.
  • Растения одевают человека – лён, хлопок.
  • Растения лечат человека – мать и мачеха, душица и т.д.
  • Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо.

3. Слайд 6. Есть разные растения. Человек тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

4. Слайд 7.

Учитель: Чем похожи и чем различаются ель и яблоня?

Учащиеся: Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу.

5.Слайд 8.

Учитель: Чем похожи и чем различаются ягоды можжевельника и красной смородины?

Учащиеся: Общее – кустарники, можжевельник растёт в лесу, смородина – в саду, за ней ухаживает человек. Оба кустарника приносят пользу.

6. Слайд 9.Первая группа растений, выращивает которые человек, это культурные растения. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёмах. Это дикорастущие растения.

V. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями.

Слайды 10-12. (Фиалка, земляника, незабудка).

Учащиеся приводят свои примеры дикорастущих растений.

VI. Знакомство с культурными растениями.

  1. Слайды 13, 14. Овощные.(Перец, картофель, огурцы, морковь, чеснок).
  2. Слайд 15. Плодовые. (Груши, сливы, яблоки, груши).
  3. Слайд 16. Овощные и плодовые. Прилавок на рынке. (Апельсины, киви, бананы, гранат, капуста и т.д.).
  4. Слайд 17. Зерновые. (Пшеница). Показ учителем семян пшеницы.
  5. Слайд 18. Гречиха. Показ учителем семян гречихи.
  6. Слайд 19. Рис. Показ учителем семян риса.
  7. Слайды 20-23. Декоративные. (Роза, гладиолус, георгин. Клумба с цветами).
  8. Слайды 24-25. Прядильные. (Лён, хлопок). Показ учителем полотенец из хлопка и льна, сетки для украшения букетов.

VII. Работа по учебнику.

В учебнике на с.63 учащиеся зачитывают таблицу «Культурные и дикорастущие растения». Учащимся рекомендуется добавить по 2-3 названия каждой группы.

VIII. Загадки о растениях.

Слайд 26.

  1. Цветок, название которого совпадает с мужским именем. (Василёк)
  2. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
  3. От этого растения пошла игра «Любит, не любит». (Ромашка)

IX. Рассказы учащихся о растениях.

Слайд 27.

  1. Лук. Самый распространённый овощ в мире – лук. Его остатки находят даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.
  2. Картофель. Родина картофеля – Южная Америка. В Россию картофель привёз император Пётр I из Голландии. Русские крестьяне не желали сажать картофель, а предпочитали сажать репу и капусту. Тем же, кто соглашался выращивать картофель, стали выдавать денежные премии.
  3. Крапива. Крапива – первое «витаминное» растение, которое появляется весной. Её листья и молодые побеги съедобны, а то, что она и «кусается», так это очень полезно для здоровья.
  4. Бархатцы. Это «мексиканцы» по происхождению. Из них делают духи и успокоительные лекарства. С помощью их аромата можно защищать жилища от назойливых мух.

Далее дети делают краткий обзор подготовленных сообщений о растениях.

X. Выставка работ учащихся.

Слайд 28.

(Гербарии, рисунки).

XI. Обобщение.

Слайд 29.

  1. Объясните, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.
  2. Расскажите, для чего люди выращивают культурные растения.
  3. Готовясь к уроку, учащиеся создали проект « Дикорастущие и культурные растения». Учитель показывает завершённый проект учащихся и благодарит всех за хорошую работу.

XII. Просмотр слайдов 30-37 «Как прекрасен этот мир!»

Домашнее задание: материал учебника – с.62-с.65, рабочая тетрадь – с.25.

Презентация