Урок истории "Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США"

Разделы: История и обществознание


Цель: Раскрыть проблему модернизации на конкретном материале. Рассмотреть и проанализировать различные модели развития “центра” и “периферии”.

Тип: Изучение нового материала с опорой на знания учащихся (учащиеся получили индивидуальные задания) и использованием презентации, созданной в программе PowerPoint (Приложение 1)

Вводное слово учителя (слайд 1–2). Будущее страны зависело от того, насколько активно она вливалась в процесс модернизации, насколько быстрым темпом шло в ней становление капитализма. Отсюда происходило своеобразное перераспределение сил в мире в целом и внутри западноевропейской цивилизации.

Капитализм и модернизация провели еще более четкую, чем прежде, разграничительную линию между Западом и Востоком. В эту эпоху окончательно определилось превосходство Запада над некогда могучим соперником. Развитие России, несмотря на сильное восточное начало, проявлявшееся в самых разных сферах ее исторической жизни, к XVIII веку сближалось с западным вариантом. Еще один центр модернизации и капитализма появился в североамериканских английских колониях. Внутри западноевропейской цивилизации наметились различные градации, разделившие ее с точки зрения успехов в развитии капитализма и модернизации на центр и периферию.

На уровень передовых стран вышли Голландия, Франция и Англия, где сложились благоприятные или относительно благоприятные условия для разрыва с традиционализмом.

Германия, Испания, Италия, Скандинавия оказались вытесненными на периферию. Состав периферии может вызвать удивление. Ведь в нее вошел не только Скандинавский регион, который всегда развивался с опозданием, но и Германия, Италия, Испания – страны, в которых довольно рано началось формирование буржуазных отношений.

Но и страны, относящиеся к центру, развивались несинхронно, неодинаково. Достигнутое первенство было трудно удержать, так как новая эпоха требовала постоянных новаций, гибкости политических и экономических структур.

Рассматривая пути утверждения капитализма в разных странах, в конце урока мы должны будем составить перечень факторов, способствующих ускорению

развития капитализма и модернизации. Слайд 3

Что же вызвало такую перемену в судьбе некогда сильных держав? Давайте проследим их судьбу на примере Германии и Италии.

– Германия – причины отставания: Слайд 4

  1. 1618-1648 – Тридцатилетняя война (внутри Священной Римской империи как религиозная между протестантами и католиками, и борьба за гегемонию на европейском континенте династии Габсбургов + Дания, Швеция, Франция, Голландия, Испания Вестфальский мир 1) признаны равноправными католическая и протестантская церкви (“чья власть, того и вера”); 2)сохранил раздробленность Германии; 3)Франция, Швеция, Пруссия расширили территории. Слайд 5
  2. Поражение Ганзейского торгового союза (создан в XIV в. купцами 70 городов Германии для торговли по Балтийскому и Северным морям, усиление Швеции и Голландии ослабление ранее процветавших немецких городов). Слайд 6
  3. Политическая раздробленность (Священная Римская империя германской нации, множество княжеств, таможенные пошлины.)
  4. В Восточной Германии – у феодалов широкие права над личностью крестьянина + барщина.

– Италия – причины отставания: слайд 7

  1. Раздробленность.
  2. Борьба за власть (испанские Габсбурги, а после 1700г. – австрийские Габсбурги)
  3. Потеря лидерства в торговле, так как главное океан, а не Средиземное море.
  4. Феодальные отношения (арендная плата 1/2 или 2/3 урожая в натуральной форме)
  5. Победа Конрреформации (католическая церковь утвердила старую систему ценностей).

Вывод учителя: Практически во всех областях жизни стран периферии законсервировалось средневековье, а вместе с ним и структуры феодализма. Медленный темп развития был задан, и преодоление дистанции, отделявшей периферию от центра, требовало много времени и усилий.

Но были страны, в которых буржуазные отношения и модернизация с трудом пробивали себе дорогу. Это страны так называемого "молодого" капитализма – Россия и США, где шло медленное, но неуклонное движение в сторону модернизации. Вместе с тем это движение они осуществляли по-разному. Слайд 8

Россия.

– Почему Россию называют страной "молодого капитализма"?

– С каких процессов начинается модернизация ?

  1. II половина XVII века – Алексей Михайлович (1645–1676) – попытки оказывать содействие национальной торговле и промышленности (приглашение иностранных специалистов по мануфактурному производству, военному делу; домашняя промышленность; торговый устав (ликвидация мелких таможенных пошлин); протекционистская политика; ремесло перерастало в товарное производство) Слайд 9, 10
  2. Освобождение от диктата Византии.
    – Кто и как продолжает эту политику?
  3. Эпоха Петра I (Концепция меркантилизма – поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение “полезных и нужных” с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска “ненужных” товаров). Слайд 11
  4. Обострение конфликта между государством и обществом (пропасть между властью и народом).
  5. Модернизация на основе традиционализма проблема рабочих рук решалась за счет труда крепостных.

– Какие точки зрения по поводу реформ приводятся в учебнике? (стр. 327, 358)

А.С.Хомяков рассматривал реформы с позиций гуманизма, полагая, что истинная мощь государства основана на “любви” (соборности, гармонии и взаимопонимании между государством и обществом) и свободе личности, а не ее подавлении.

Пайпс – судит о реформах с точки зрения сторонника западной демократической системы, а поэтому подчеркивает, что Петр, говоря об “общем благе”, выстроил отношения между государством и обществом по образцу восточной деспотии.

Достоевский “+” Россия перестала быть замкнутой, изолированной цивилизацией, русские осознали необходимость духовного единения не только с Западом, но и со всем культурным богатством, созданным человечеством.

– Какой мы можем сделать вывод? (стр. 328.)

США

– Давайте вспомним, с чего начинается заселение Америки? Слайд 12

– развитие модернизации требовало преодоления достаточно серьезных препятствий (колониальная зависимость, слабая промышленность, плантационный Юг, где возникло рабство).

  1. XVII век – первые поселения англичан, потом “этнический котел”.
  2. 1640-первые мануфактуры.
  3. Но вначале главное – с\х – попытка английских королей насадить феодальные отношения, но так как много земли распространение фермерства (капиталистический путь)
    –  Как управлялись колонии?
  4. Власть в руках губернаторов, которые назначались английским правительством, но при них были советники (колонисты), которые отстаивали местные интересы + собрания представителей колоний и легислатуры (законодательные органы).
     – Какие противоречия возникли между колонией и метрополией? Чем они закончились?
  5. Война за независимость 1775–1783 гг., 1787 г. – конституция. Слайд 13
    – Как менялось мировоззрение человека, прибывшего на Американский
    континент? Зачитайте высказывание французского аристократа
    (стр. 330)
  6. Ощущение свободы и больших возможностей для самореализации личности. “Американское чудо” – пуритане (носители капиталистического духа), демократические традиции (английский парламент), передовые методы хозяйственной деятельности, не нужна ломка феодальных отношений. Слайд 14, 15
    – Каковы итоги модернизации в Америке?

Европа.

Учитель: Среди трех наиболее передовых стран Европы классический вариант утверждения буржуазных отношений осуществился в Англии. Английская модель развития капитализма была самой быстрой, самой полной и, пожалуй, наиболее жестокой. Рассматривая ее как своего рода образец, сравнивая ее с вариантами развития Франции и Голландии, мы сможем выяснить, почему именно Англия захватила в конце XVII–XVIII веке лидерство.

– Давайте проследим, как шло развитие капитализма в Англии.

  1. Развитие не только в городе, но и в деревне (огораживание, сукноделие). Слайд 16
  2. Дворянство обуржуазилось (предпринимательство – овцеводческие фермы) + наемный труд. Слайд 17
  3. Пауперы – крестьяне, лишившиеся земли и ставшие вольнонаемными рабочими.
  4. Поощрение промышленности королями + с 1689 года – конституционная монархия буржуазия получила доступ к политической власти.
  5. Технические изобретения – 1765 г. – Джеймс Харгривс смастерил механическую самопрялку “Дженни”, 1771 г. – Ричард Аркрайт построил первую фабрику, 1780 г. – Джеймс Уатт изобрел паровую машину. Слайд 18, 19

Но победоносное движение капитализма имело и “минусы”. В чем они выражались?

Разорение крестьян; кровавые законы; длинный рабочий день; разорение мелких ремесленников; использование детского и женского труда; луддиты. Слайд 20

Вывод: Однако, остановить развернувшиеся процессы было невозможно, и страны, в которых они шли медленнее, неизбежно оттеснялись более сильными противниками. Так произошло с Голландией, первой европейской страной, в которой капитализм одержал победу над старым строем, родиной самой ранней буржуазной революции.

Голландия.

– Как происходило развитие капитализма и почему во второй половине XVIII века Голландия уступила место Англии? Слайд 21

“+” Новое государство (Республики соединенных провинций – освобожденные от власти Испании), представительство буржуазии в Генеральных штатах, свободные собственники, создание торговых компаний, текстильная промышленность, судостроение, посредническая торговля, Амстердамский банк + биржа. Слайд 22

“–” Слабое развитие промышленности, нет технических изобретений, поражение от англичан в ходе англо-голландских войн за морское господство. Слайд 23

Вывод: Во второй половине XVIII века Голландия, в недавнем прошлом образцовая капиталистическая страна, уступила место Англии, и не только по уровню развития промышленности. Англия, ставшая мощной морской державой, и постепенно набиравшая силу Франция превратились в серьезных соперников Голландии на море.

Франция.

– Какие особенности развития капиталистических отношений во Франции мы можем выделить?

  1. Медленное развитие капитализма, так как революционная ломка только в конце XVIII века. Слайд 24
  2. В деревне сохранялись сеньориальные отношения, но крестьяне были лично свободны и обладали большой хозяйственной самостоятельностью + расслоение крестьянства.
  3. Предпринимательство считалось занятием недостойным дворянина.
  4. Купцы больше занимались внешней торговлей, чем внутренней, так как внутренний рынок еще не давал больших возможностей для сбыта. Слайд 25
  5. Буржуазия приобретала землю, превращаясь во владельцев феодальной ренты, охотно покупала должности (люди мантии), становилась рантье (покупала ценные бумаги и жила на % с них).
  6. Политика меркантилизма Кольбер (министр финансов Людовика XIV) способствовал открытию мануфактур, развитию судостроения, открытию торговых компаний. Слайд 26

Мы рассмотрели пути утверждения капитализма в Западной Европе, России и США и теперь посмотрим, какие же факторы способствовали ускорению развития капитализма и модернизации. Слайд 27. Приложение 1

Ответ ученика: Слайд 28

  1. Степень проникновения капитализма в деревню.
  2. Наличие свободных рабочих рук.
  3. Обуржуазивание дворянства.
  4. Революция, дающая буржуазии допуск к политической власти и обеспечивающая гарантии для предпринимательской деятельности.
  5. Политика правительства, направленная на поощрение “своей” промышленности.
  6. Преобладание промышленности над торговлей.
  7. Технические изобретения и скорость их внедрения в производство.

– Во всех ли странах проявлялись все эти факторы?

Ученик: Все эти факторы в их совокупности имели место только в Англии, поэтому именно английская модель считается “классической”.

Вывод: Уже в XVII–XVIII веках среди стран, вступивших на путь капитализма, началась конкуренция. Чтобы занять лидирующее положение, требовалось прикладывать большие усилия. Многое зависело от успешного развития торговли, а главное – своей промышленности, от умения производить товар с наименьшими затратами, пользоваться различными нововведениями, техническими усовершенствованиями. Наибольшие возможности открывались перед странами, где буржуазия получила доступ к власти, где законы давали простор для предпринимательства.

Домашнее задание: глава 8 * 2, кроссворд (Приложение 2)

 Оценки за урок.