Цели урока:
- Предметные: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся по данной теме.
- Развивающие: Вырабатывать умения школьников работать со справочной, научной литературой, анализировать археологические находки , систематизировать большие объемы информации, работать с компьютером, с Интенет-связью.
- Социализирующие: Тренировать коммуникативные и организационные навыки коллективной работы на единую цель.
Оборудование:
- Иллюстрации картин Г.И.Гуркина
- Дьяконова В.П. Алтайцы. Юг-Сьолсер., Горно-Алтайск, 2001г.
- Алексеев Н.А. шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования – Новосибирск .: Наука, 1984 г.
- Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. – Ленинград, Наука, 1991 г.
- В.Н.Кунгуров История Алтая , ч.1., Пособие для учителя Барнаул,1997г.
- Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893 г.
- 7.Сайты в интернете : www/ cybertovn/ru/catalog/ www// kolkor/web-box/ru/gornyi-altai www/bubny/ru/
Этапы урока:
I. Организационно-мотивационный этап
Индукция
Учитель говорит: Недавно семиклассники на моем столе увидели открытый альбом с иллюстрацией Г.И.Гуркина “Камлание”. Посыпались вопросы. Но за перемену я не успела им все рассказать. Они ушли, а мне стало как-то не по себе: вот заинтересовались ребятишки, а я не удовлетворила их любопытство. Вот я и решила обратиться к вам за помощью: помочь мне выпустить номер школьной исторической газеты о шаманизме, название придумаем вместе.
Посмотрите еще раз на картину Г.И.Гуркина “Камлание”, она –на мониторе компьютера.
Подскажите, какие нам нужно подготовить материалы, чтобы удовлетворить интерес семиклассников
– Учащиеся формируют учебные цели:
Предполагаемые варианты ответов:
- Подготовленный нами материал может стать наглядным пособием, которое поможет школьникам изучать историю древнего мира.
- Выпуск школьной газеты поможет удовлетворить интерес семиклассников и других школьников историей нашего региона
Школьники создают группы, обсуждают вопросы, которые нужно осветить в газете.
Предполагаемые вопросы:
- Что такое шаманизм?
- Кто такие шаманы?
- Как шаманы представляли себе мир?
- Что означает обряд камлания?
- Какие атрибуты веры существуют у шаманов?
- С какими проблемами люди обращались к шаманам?
- Как хоронили шаманов?
II. Этап закрепления и обобщения материала
Деконструкция
Каждая группа получает задание, руководитель группы распределяет работу и контролирует ее выполнение.
Учитывается правильность и быстрота выполнения работы, а также умение коллективной работы. Как только задание будет выполнено. Мы заслушаем отчет о работе группы.
Итогом нашей работы должен стать выпуск исторической газеты
Реконструкция
Каждой группе предоставляется набор иллюстраций, археологических отчетов, текстов из научных статей, размещенных на компьютере (см. приложение). Весь материал помогает школьникам выполнить поставленные ими задания.
- Школьники распределяют задания.
- Составляют свои статьи в газету, придумывают их название, подбирают иллюстрации, сканируют их, используя программу FineReader и распечатывают на цветном принтере,
- работают в программе Paint, отражая мировоззрение шамана
Учитель выступает в роли координатора деятельности учащихся.
Социализация
Учащиеся отчитываются о проделанной работе.
III. Этап подведения итогов
Афиширование
Ребята оценивают работу каждой группы, если есть неточности или дополнения, вопросы, обговаривают их, выставляют оценки
Учитель говорит:
“Спасибо вам за помощь. Мы справились с поставленной задачей– подготовили интересный материал о шаманизме. Думаю, что школьников он заинтересует и около нашей газеты мы увидим не только семиклассников.”
IV. Рефлексия
В истории нашей страны было время, когда о шаманах старались забыть. В 30-х годах вышел приказ о том, чтобы все шаманы прекратили камлать и сожгли или сдали советской власти бубны. Сейчас тоже раздаются скептические возгласы о том, что шаманизм-это шарлатанство и не стоит этой религии уделять вообще никакого внимания. Ее надо забыть. Зачем современному человеку знания о шаманизме?
Попробуйте сформулировать ответ на этот вопрос и передайте свои ощущения от работы на уроке.
Ребята высказывают свои суждения, оценивают урок и свое участие в нем.
V. Домашнее задание
На основании изученного материала написать сочинение фантазию о происхождении и структуре мира по представлениям древних людей Алтая.