Проект "Развитие познавательной активности и процессов мышления через урочную и внеурочную деятельность"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Современное образование становится более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения.  Основополагающее значение в развитии учащихся имеет развитие познавательной активности и связанных с ней процессов мышления. В зависимости от возраста познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования. Становится очевидной необходимость с одной стороны профессиональной компетентности педагога, обеспечивающей самостоятельную активность учащихся, с другой стороны – включение познавательной активности в число личностных ценностей учащихся и их родителей.
В 2006-07 учебном году кафедра «Развития творческих способностей личности учащихся» МОУ «СОШ №93»  работала над методической темой «Особенности профессионализма учителя в условиях создания адаптивной школы». В ходе этой работы мы пришли к идеи создания этого проекта.

Цель проекта: создание в школе условий, способствующих развитию личности учащихся и повышению на основе этого уровня их познавательной активности.

Основные задачи проекта:

  • создать эмоционально-комфортную образовательную среду;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
  • изучить интересы, потребности и склонности учащихся (диагностический минимум);
  • информировать учащихся и их родителей о различных вариантах образовательного маршрута;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного принятия решения.

Планируемые результаты проекта:

  • сформировать у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
  • повысить познавательную активность учащихся.

Этапы реализации проекта:

Проект рассчитан на учащихся 5-9 классов и проводится в 5 этапов. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего продвижения. Именно поэтому основным инструментом нашего проекта мы выбрали рабочую папку «Портфолио» ученика, где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.

Задачи

Структура этапов

Сбор информации об условиях и результатах развития познавательной активности учащихся.
Выявление наличия и характера педагогических затруднений по вопросам активизации учения школьников.
1. Подготовительный этап (5-е классы) 2007-2008 уч.год
  • подготовка рабочих материалов
  • собеседование с классными руководителями
  • организация работы с педагогами и совместная работа с психологом школы
  • оформление индивидуальных папок «Портфолио»
  • информирование учащихся и их родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения.
Ознакомление учащихся с новыми направлениями педагогического поиска и включение их в совместную с учителями деятельность по их осуществлению.
Включение каждого учителя в педагогический поиск.
Ознакомление учащихся с приёмами НОТ (научная организация труда) школьника.
2. Информационно-диагностический (5-7 классы) 2008-2009 уч.год (Приложение 1)
  • проводится работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (само оценочной) деятельности учащихся;
  • психологическая диагностика (диагностика уровня познавательной активности, комфортности обучения, учебной мотивации;  анализ результатов успеваемости; анализ результатов досуговой деятельности).
  • формирование умений ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
  • организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, школьные олимпиады по предметам и НОУ.
Выбор форм и методов совершенствования урочной и внеурочной работы с учащимися по развитию у них познавательного интереса к предмету по итогам микроисследования.
Знакомство учащихся с творческими личностями, формирование у них познавательного интереса, и интереса к различным отраслям научно-прикладных знаний.
3. Аналитический этап (окончание 7 класса – 8 класс) 2009-2010 уч.год
  • консультации с учащимися и их родителями по выбору профиля дальнейшего обучения.
  • диагностика интересов, потребностей и склонностей,
  • мониторинг комфортности обучения.
  • форум «Тебе, молодой!».
  • творческие вечера с родителями учащихся.
  • защита творческих проектов.
Формирование адекватной самооценки своих способностей к социальной адаптации. Формирование умения выбрать ценностные ориентиры, готовности к самореализации и самоутверждению. 4. Обобщающий этап (8-9 класс) 2010-2011 уч.год
  • Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута.
  • Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы.
  • Беседа с классными руководителями по результатам работы с классом.
  • Обработка результатов, накопленных на раннем этапе.
  • Предоставляется широкий выбор предпрофильных курсов для дальнейшего самоопределения учащихся
  • Отбор материала, который в дальнейшем поможет определить  индивидуальный маршрут по предпрофильной подготовке и повысить образовательный рейтинг.
  • Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.
  • Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций.
Формирование жизненных первоначальных планов и профессиональных намерений.
Воспитание готовности к сознательному выбору профессии, к самоопределению.
5. Заключительный этап (9 класс) 2011-2012 уч.год
  • Проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио.
  • Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (5-9 класс)
  • Подведение итогов работы по развитию познавательной активности учащихся и определение новых направлений в работе школы.

Литература:

  1. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 694с.
  2. Ивлева Э.И. Познавательный интерес как средство развития личности младшего школьника. // сборник материалов «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебный год».
  3. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турата О.С., Гайтукаева И.Ю., Юдина И.Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
  4. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Прихожан А. Познавательная активность. // Школьный психолог, №43, 2003.
  6. Прихожан А. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы. // Школьный психолог, №8, 2004.
  7. Прокошева О.В. Комплексно-целевая программа деятельности начальной школы МОУ «Лицей естественных наук г.Кирова»: «Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников» // сборник материалов «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебный год».