Современное образование становится более
индивидуализированным, дифференцированным,
ориентированным на создание условий выбора для
удовлетворения образовательных потребностей
подрастающего поколения. Основополагающее
значение в развитии учащихся имеет развитие
познавательной активности и связанных с ней
процессов мышления. В зависимости от возраста
познавательная активность имеет свои формы
поведенческих проявлений и требует особых
условий для своего формирования. Становится
очевидной необходимость с одной стороны
профессиональной компетентности педагога,
обеспечивающей самостоятельную активность
учащихся, с другой стороны – включение
познавательной активности в число личностных
ценностей учащихся и их родителей.
В 2006-07 учебном году кафедра «Развития творческих
способностей личности учащихся» МОУ «СОШ №93»
работала над методической темой «Особенности
профессионализма учителя в условиях создания
адаптивной школы». В ходе этой работы мы пришли к
идеи создания этого проекта.
Цель проекта: создание в школе условий, способствующих развитию личности учащихся и повышению на основе этого уровня их познавательной активности.
Основные задачи проекта:
- создать эмоционально-комфортную образовательную среду;
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
- изучить интересы, потребности и склонности учащихся (диагностический минимум);
- информировать учащихся и их родителей о различных вариантах образовательного маршрута;
- способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного принятия решения.
Планируемые результаты проекта:
- сформировать у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
- повысить познавательную активность учащихся.
Этапы реализации проекта:
Проект рассчитан на учащихся 5-9 классов и проводится в 5 этапов. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего продвижения. Именно поэтому основным инструментом нашего проекта мы выбрали рабочую папку «Портфолио» ученика, где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.
Задачи |
Структура этапов |
Сбор информации об условиях и
результатах развития познавательной активности
учащихся. Выявление наличия и характера педагогических затруднений по вопросам активизации учения школьников. |
1. Подготовительный этап (5-е классы)
2007-2008 уч.год
|
Ознакомление учащихся с новыми
направлениями педагогического поиска и
включение их в совместную с учителями
деятельность по их осуществлению. Включение каждого учителя в педагогический поиск. Ознакомление учащихся с приёмами НОТ (научная организация труда) школьника. |
2. Информационно-диагностический (5-7
классы) 2008-2009 уч.год (Приложение
1)
|
Выбор форм и методов совершенствования
урочной и внеурочной работы с учащимися по
развитию у них познавательного интереса к
предмету по итогам микроисследования. Знакомство учащихся с творческими личностями, формирование у них познавательного интереса, и интереса к различным отраслям научно-прикладных знаний. |
3. Аналитический этап (окончание 7
класса – 8 класс) 2009-2010 уч.год
|
Формирование адекватной самооценки своих способностей к социальной адаптации. Формирование умения выбрать ценностные ориентиры, готовности к самореализации и самоутверждению. | 4. Обобщающий этап (8-9 класс) 2010-2011
уч.год
|
Формирование жизненных первоначальных
планов и профессиональных намерений. Воспитание готовности к сознательному выбору профессии, к самоопределению. |
5. Заключительный этап (9 класс) 2011-2012
уч.год
|
Литература:
- Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 694с.
- Ивлева Э.И. Познавательный интерес как средство развития личности младшего школьника. // сборник материалов «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебный год».
- Меттус Е.В., Литвина А.В., Турата О.С., Гайтукаева И.Ю., Юдина И.Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
- Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
- Прихожан А. Познавательная активность. // Школьный психолог, №43, 2003.
- Прихожан А. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы. // Школьный психолог, №8, 2004.
- Прокошева О.В. Комплексно-целевая программа деятельности начальной школы МОУ «Лицей естественных наук г.Кирова»: «Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников» // сборник материалов «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебный год».