Типовой монолог учителя, приступающего к изучению с обучающимися нового предмета

Разделы: Общепедагогические технологии


Целенаправленную работу по формированию мотивации (ведущих мотивов) у обучающихся школьников следует начинать с первого (вводного) занятия (урока). Именно на нем закладываются цели-ориентиры, и система требований, выступающих мотивационной основой последующей работы над изучением нового предмета, здесь формируется принципиально важное первое впечатление о педагоге как авторитетном сотоварище.
Как это делается конкретно на первом, вводном занятии, можно изложить, для простоты восприятия, в форме типового монолога педагога во вступительной части урока.

«Здравствуйте ребята.
Нам предстоит в течении некоторого времени вместе потрудиться над усвоением знаний одной из учебных дисциплин: ... Образно ее можно представить в виде горной вершины. Объем часов на изучение данной дисциплины – есть ее высота. Таких вершин знаний за время обучения в нашем учебном заведении Вам предстоит покорить более .... Подчеркну, что Вам лично предстоит подняться па данную вершину знаний, а я буду всего лишь Вашим проводником. Я на этой вершине уже побывал(а), знаком(а) со сложностями маршрута восхождения и под моим руководством Ваш подъем на неё будет с меньшими затратами времени, усилий, ошибок, а то и потерь и в итоге – более успешным.
Те, кто делают общее дело, должны быть друг с другом знакомы. Нужно познакомиться и нам, чтобы наши обращения и взаимодействия были адресными, не обезличенными. Лучше узнав друг друга будем, надеюсь, сотрудничать в решении учебных задач, других видов работ, а с кем-то, возможно, будем заниматься и познавательным сотворчеством. Но прежде, чем мы приступим к знакомству, продемонстрируйте мне готовность к первому занятию, а именно наличие тетради не менее ... листов – вашего будущего конспекта занятий. Подпишите на обложке свою фамилию, имя и покрупнее – название дисциплины, которую мы будем изучать.
Согласно правилам этикета первым представляется младший старшему, но как говорится, не бывает правил без исключения и, к тому же, учитывая, что Вас много, а я один(а), начнем с меня. Мою фамилию Вы уже узнали знакомясь с расписанием занятий, а имя и отчество – ...
Ну что будем считать, что я представился(лась)? А по-моему недостаточно, т.к. фамилия, имя – лишь бирка, которую можно сменить, а вот скрывающаяся под ней личность – вот что представляет подлинный интерес. Но как личность, как представитель мужского (женского) пола, как педагог я предстану перед Вами далее сегодня и на последующих занятиях и Вы разглядите у меня многое то, что проявится в моей речи, позициях, оценках, качествах. У Вас уже многолетний познавательный опыт и, думаю, эту связь обнаружить будет несложно.

Теперь представиться наступила Ваша очередь. Я сейчас впервые прочту Ваши фамилии, заранее прошу извинить, если ошибусь в ударении или букве, поправьте меня. Как только назову вашу фамилию, попрошу встать и назвать свое имя и присесть, когда назову следующую. Кто у нас первый по списку, и в будущем возможно и в успеваемости? ...

Итак, мы познакомились друг с другом. Со старостой класса хочу познакомиться более обстоятельно, прошу подойти его ко мне, пожалуйста, после урока, мы обговорим некоторые детали нашего сотрудничества в интересах класса.

Теперь, когда мы знакомы лично, можно переходить к знакомству собственно с дисциплиной, с организационной, структурной и отчасти, содержательной её сторонами. В итоге у Вас должно сформироваться представление о том, что Вас ждет, с чем Вы столкнетесь на пути к вершине знаний под названием ...
Объем данной дисциплины – ... учебных часов. Она изучается в течении одной (двух, трех) четверти (года), имеет следующие цели и особенности: ...
Получить отличную оценку по итогам изучения предмета вполне достижимо всеми, при условии соблюдения несложных требований к работе на занятиях и в ходе самостоятельной работы, которой отводится особое внимание. С этой целью предлагаю наглядно ознакомиться с выставкой учебной и учебно-методической литературы, Ваша работа с которой во время самостоятельной работы позволит усваивать материал более глубоко и основательно. Давайте запишем на первой странице Вашего будущего конспекта занятий список основной и дополнительной литературы по дисциплине...
Хотел(а) бы напомнить о том, что только деятельность самого обучающегося дает результат в виде его совершенствования, развития, а потому буду приветствовать Вашу познавательную активность, особенно на той части урока, где будет проводиться опрос.
С другими советами-рекомендациями познавательного и организационного плана мы будем знакомиться во вступительной части каждого занятия по мере необходимости.
Хочу заметить – все требования к Вам – в ваших интересах. Общеизвестно, что требовательность еще никого не испортила, а вот всякого рода попустительства, поблажки, порождали "маменькиных сынков", неумех и других «несимпатичных» личностей. К тому же обещаю, что мои требования к Вам будут предъявляться в доброжелательной, уважительной форме.

Итак, мы заложили основы нашей совместной работы в ходе изучения нового для Вас предмета – ... Вы знаете теперь, что Вас ждет в предстоящей перспективе и мы теперь осознанно, отслеживая обозначенные ориентиры-требования, будем, полагаю успешно, с некоторым упорством, двигаться к образной вершине. Желаю успехов на этом пути.
Далее приступаем к непосредственному изучению нового предмета. На следующей странице запишите: Тема № 1...».