Целенаправленную работу по формированию
мотивации (ведущих мотивов) у обучающихся
школьников следует начинать с первого (вводного)
занятия (урока). Именно на нем закладываются
цели-ориентиры, и система требований,
выступающих мотивационной основой последующей
работы над изучением нового предмета, здесь
формируется принципиально важное первое
впечатление о педагоге как авторитетном
сотоварище.
Как это делается конкретно на первом, вводном
занятии, можно изложить, для простоты восприятия,
в форме типового монолога педагога во
вступительной части урока.
«Здравствуйте ребята.
Нам предстоит в течении некоторого времени
вместе потрудиться над усвоением знаний одной из
учебных дисциплин: ... Образно ее можно
представить в виде горной вершины. Объем часов на
изучение данной дисциплины – есть ее высота.
Таких вершин знаний за время обучения в нашем
учебном заведении Вам предстоит покорить более
.... Подчеркну, что Вам лично предстоит
подняться па данную вершину знаний, а я буду
всего лишь Вашим проводником. Я на этой вершине
уже побывал(а), знаком(а) со сложностями маршрута
восхождения и под моим руководством Ваш подъем
на неё будет с меньшими затратами времени,
усилий, ошибок, а то и потерь и в итоге – более
успешным.
Те, кто делают общее дело, должны быть друг с
другом знакомы. Нужно познакомиться и нам, чтобы
наши обращения и взаимодействия были адресными,
не обезличенными. Лучше узнав друг друга будем,
надеюсь, сотрудничать в решении учебных задач,
других видов работ, а с кем-то, возможно, будем
заниматься и познавательным сотворчеством. Но
прежде, чем мы приступим к знакомству,
продемонстрируйте мне готовность к первому
занятию, а именно наличие тетради не менее ...
листов – вашего будущего конспекта занятий.
Подпишите на обложке свою фамилию, имя и
покрупнее – название дисциплины, которую мы
будем изучать.
Согласно правилам этикета первым представляется
младший старшему, но как говорится, не бывает
правил без исключения и, к тому же, учитывая, что
Вас много, а я один(а), начнем с меня. Мою фамилию
Вы уже узнали знакомясь с расписанием занятий, а
имя и отчество – ...
Ну что будем считать, что я представился(лась)? А
по-моему недостаточно, т.к. фамилия, имя – лишь
бирка, которую можно сменить, а вот скрывающаяся
под ней личность – вот что представляет
подлинный интерес. Но как личность, как
представитель мужского (женского) пола, как
педагог я предстану перед Вами далее сегодня и на
последующих занятиях и Вы разглядите у меня
многое то, что проявится в моей речи, позициях,
оценках, качествах. У Вас уже многолетний
познавательный опыт и, думаю, эту связь
обнаружить будет несложно.
Теперь представиться наступила Ваша очередь. Я сейчас впервые прочту Ваши фамилии, заранее прошу извинить, если ошибусь в ударении или букве, поправьте меня. Как только назову вашу фамилию, попрошу встать и назвать свое имя и присесть, когда назову следующую. Кто у нас первый по списку, и в будущем возможно и в успеваемости? ...
Итак, мы познакомились друг с другом. Со старостой класса хочу познакомиться более обстоятельно, прошу подойти его ко мне, пожалуйста, после урока, мы обговорим некоторые детали нашего сотрудничества в интересах класса.
Теперь, когда мы знакомы лично, можно
переходить к знакомству собственно с
дисциплиной, с организационной, структурной и
отчасти, содержательной её сторонами. В итоге у
Вас должно сформироваться представление о том,
что Вас ждет, с чем Вы столкнетесь на пути к
вершине знаний под названием ...
Объем данной дисциплины – ... учебных часов. Она
изучается в течении одной (двух, трех) четверти
(года), имеет следующие цели и особенности: ...
Получить отличную оценку по итогам изучения
предмета вполне достижимо всеми, при условии
соблюдения несложных требований к работе на
занятиях и в ходе самостоятельной работы,
которой отводится особое внимание. С этой целью
предлагаю наглядно ознакомиться с выставкой
учебной и учебно-методической литературы, Ваша
работа с которой во время самостоятельной работы
позволит усваивать материал более глубоко и
основательно. Давайте запишем на первой странице
Вашего будущего конспекта занятий список
основной и дополнительной литературы по
дисциплине...
Хотел(а) бы напомнить о том, что только
деятельность самого обучающегося дает результат
в виде его совершенствования, развития, а потому
буду приветствовать Вашу познавательную
активность, особенно на той части урока, где
будет проводиться опрос.
С другими советами-рекомендациями
познавательного и организационного плана мы
будем знакомиться во вступительной части
каждого занятия по мере необходимости.
Хочу заметить – все требования к Вам – в ваших
интересах. Общеизвестно, что требовательность
еще никого не испортила, а вот всякого рода
попустительства, поблажки, порождали
"маменькиных сынков", неумех и других
«несимпатичных» личностей. К тому же обещаю, что
мои требования к Вам будут предъявляться в
доброжелательной, уважительной форме.
Итак, мы заложили основы нашей совместной
работы в ходе изучения нового для Вас предмета –
... Вы знаете теперь, что Вас ждет в предстоящей
перспективе и мы теперь осознанно, отслеживая
обозначенные ориентиры-требования, будем,
полагаю успешно, с некоторым упорством,
двигаться к образной вершине. Желаю успехов на
этом пути.
Далее приступаем к непосредственному изучению
нового предмета. На следующей странице запишите:
Тема № 1...».