Коррекционная работа по музыкальному воспитанию с детьми с нарушением речи по теме "Звуки осенней природы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • научить детей различать средства музыкальной выразительности, высказываться об эмоционально-образном содержании;
  • развивать тембровое и слуховое восприятие, речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, правильное дыхание, мелкую моторику рук;
  • закреплять музыкально-римтические умения и навыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в музыкальный зал и образуют полукруг. Исполняют музыкальное приветствие «Музыка – здравствуй»,  Лазарев.

Дети идут на стульчики.

Музыкальный руководитель.  Мы с вами спели «Музыка здравствуй», а как вы думаете, где музыка берет начало, откуда она появляется?

Дети.  Она появляется из тишины, с журчания ручейка. С шелеста травы и листьев на деревьях.

Музыкальный  руководитель. Музыка появляется из природы и приходит к нам. Сегодня мы послушаем музыку, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем рассказывает музыка, какое настроение вызвала музыка, какие чувства передает, но прежде, чем слушать, предлагаю всем настроиться.

Игра-настройка

Дети. 

Мы тихонечко сидим и готовим уши
Потому что мы хотим научиться слушать

Воспитатель. Где ребята ваши ушки?

Дети.

Наши ушки на макушке
Дети тихо сидят, не кричат, не шумят.
Палец к губам:  Т-сс!
К ушам руки: Вот наши ушки, ушки будут слушать. 

Звучит фонограмма «Утро» Э. Грига

Музыкальный  руководитель. Что изображает музыка?

Дети. Музыка изображает картину просыпающейся природы, как просыпается солнце и плывут облака, как дует ветерок,  поют птицы, как осень «одевает» деревья в разноцветные наряды.

Музыкальный  руководитель. Какой характер музыки?

Дети. Музыка спокойная, ласковая, светлая, иногда нежная.

Музыкальный  руководитель. Это музыкальное произведение называется «Утро», написал его норвежский композитор Эдвард Григ. Композитор в произведении воспевает пробуждение природы. Восходит солнце и озаряет осенний лес своими пурпурными лучами, щебечут проснувшиеся птицы и даже слышится дуновение осеннего ветерка.
Послушайте еще раз и скажите, какие музыкальные инструменты вы услышали?

Фонограмма «Утро» Э.Грига

Дети. Я услышал звуки скрипки, флейты, кларнета.

Музыкальный руководитель. Флейта, кларнет – какие музыкальные инструменты?

Дети. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель. Скрипка, – какой музыкальный инструмент?

Дети. Струнный музыкальный инструмент.

Музыкальный руководитель. Когда все музыкальные инструменты играют одновременно, как это называется?

Дети. Симфонический оркестр.

Музыкальный руководитель. Композиторы сочиняют музыку, изображающую природу. Поэты пишут стихи об осенней природе. Художники пишут картины о прекрасном времени года – осень. Осень разукрасила все листья в яркие цвета, а какие цвета? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель. А как они красиво кружатся  и приятно шуршат под ногами. Скоро наступит зима, а мне так хочется услышать звуки осенней природы. Я предлагаю вам побывать в гостях у осенней природы.

Дети берут в руки листья из-под стульчиков и выходят в шахматном порядке в зал.

Зрительная гимнастика «Шу-шу-шу»

1. Ах, как листики летят, всеми красками горят           – Качают  листьями в руках
Лист кленовый, лист резной, разноцветный,                   над головой вправо, влево следят
расписной.                                                                            глазами за движением;

Шу-шу-шу – 2 раза                                                           – шуршат листьями в руках
Как я листиком шуршу                                                    – приседают, водят руками вверх и вниз по очереди следят глазами;

2. Но подул вдруг ветерок, закружился наш листок     – кружатся вокруг
Полетел над головой красный, желтый, золотой.            себя
Шу-шу-шу – 2раза                                                              – шуршат листьями в руках;
Как листиком шуршу                                                       – приседают, водят руками вверх и вниз по очереди следят глазами;

3. Под ногами у ребят листья весело шуршат,              – дети приседают на корточки и шуршат листьями по ковру
Будем мы сейчас гулять и букеты собирать                     следят глазами за движением

Шу-шу-шу – 2 раза                                                             – повтор движений
Как я листиком шуршу

Дети собирают из листьев букеты.

Воспитатель.

Тихо-тихо все вокруг
Слышен слабый где-то звук
Может, ежик прошуршал? 
Может зайчик пробежал?
Может воздух зазвенел?
Может веткой захрустел?
Может веткой захрустел?
Где-то серый волк не спит
Листик клена шевелит.

Упражнение-танец  с листьями  «Разноцветная осень» муз. Т.Морозовой (аудиокассета «Все мы дружим с песенкой» Москва 2005).

Дети образуют полукруг.

Музыкальный  руководитель.

Я хочу сказать вам дети,
Звуков много есть на свете:
Шум дождя, гремящий гром,
Крик мальчишек за углом,
Стук колес и лай щенка,
Гул гремящего станка
Это звуки –  шумовые,
Но, а есть еще другие
В них ни шума нет, ни стука,
С ними можно отдыхать
Песни петь и танцевать.
Звуки радостные и печальные,
А зовутся – музыкальные.

(Автор неизвестен)

Игра «Музыкальные и шумовые звуки»

Воспитатель раздает детям картинки – будильник, колокольчик, пила, сова, птичка, скрипка, девочка поет, морская волна.

Музыкальный руководитель. Посмотрите на иллюстрации и озвучьте голосом. (Дети по очереди озвучивают голосом). Звуки  между собой перепутались их надо разделить на музыкальные и шумовые. (Делятся на две команды шумовых и музыкальных звуков.)

Музыкальный руководитель. Загадывает загадку:

Я по дереву стучу, тук-тук-тук (отстукивает ритм кубиками)
Червячка добыть хочу, тук-тук-тук,
Хитрый скрылся под корой (тук-тук-тук),
Я достану, будет мой. (Дятел)

Музыкальный руководитель. Предлагает прохлопать ритмические рисунки в ладоши.

Звучит фонограмма дятла.

Музыкальный руководитель. Ребята. Вы слышите, нас услышал дятел и предлагает прогуляться по лесу. (Дети образуют круг – «полянку»)

Упражнение для губ, щек, языка.

Нам радостно и весело в осеннем лесу – улыбаются в стороны (губы и зубы сомкнуты
Улыбнемся друг другу и лесным обитателям
А вот посмотрите хомячок – толстячок             – надуть щеки
Хомячок высыпал зернышки в норку                – втянуть щеки
А вот белочка грызет орешки,                            – постучать зубами
А теперь чистит зубки                                        – почистить языком вверх, вниз зубки
(следить, чтобы не двигались челюсть)

Упражнение на дыхание

Музыкальный  руководитель. Как легко дышится в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом. На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 –  выдох через рот.
Пока мы с вами дышали свежим воздухом и не заметили, как заблудились в лесу.

Воспитатель. По полянке разбежались и в лесу все потерялись, как детей найти собрать?

Музыкальный руководитель. Будем голосом искать.

Распевка  Ау (автоматиз. «А», «У»)

Музыкальный руководитель  поет – Ли-за  Ау .  Девочка – Ау-ау.  – Ва-ня   Ау, мальчик – Ау, Ау.   И т.д.

Фонограмма щебетания птиц.

Музыкальный  руководитель. Ребята, вы слышите, кто издает такие чудесные звуки?

Дети. Птицы.

Музыкальный руководитель. Сколько их слетелось, давайте споем вместе с птицами.

Песня «Птичий хор». Сл. П. Синявского, муз. М. Кадомцева.

Звучит фонограмма  крика журавлей.

Музыкальный руководитель. Помашем им вслед рукой, весной они к нам прилетят опять, (дети машут рукой слева на право).
Птиц мы с вами проводили, но в лесу остались лесные звери. Присядем на пенечки и послушаем, какой житель леса издает такой звук? Р-р-р – 2 раза – тихо.
Слышите, он совсем рядом р-р-р – громко. (Медведь)

Дети берут кубики, расходятся по залу и садятся на них.

Пальчиковая гимнастика «Медведь». Сл.К. Некрасовой

Ходит по лесу медведь                                             – кулачками постукивают об колени;
Хочет сесть и посидеть
Где ж такое место есть,                                            – ладошки вверх одновременно  
Чтобы мог медведь присесть?                                   сгибают пальчики;
То высок пенек,                                                        – сжимают кулачки указательный палец
поднимают;

То торчит сучок,                                                       – сжимают кулачки большой палец вниз ;

То мокрый мох, то мох пересох, ох!                      – опускают руки вниз, качают вправо  
влево, разводят руки в стороны;
То низкий пень,                                                       –  руки на колени;

То густая тень,                                                          – закрывают ладошками лицо

То узкий ров,                                                            – руки на уровне груди ладошками друг
другу пальцы прямые
То гнездо муравьев,                                                 – руками делают домик над головой

То кричит сорока,                                                    – руки на уровне груди поочередно
большой и указательный пальцы                                                                   
смыкаются и размыкаются
То колючки сбоку                                                     – хлопают в ладоши

То кустарники,  то речка                                         – сжимают, разжимают кулачки
Нет свободного местечка

Это сказка о медведе, о медведе привереде.          – указательным пальце грозят

А среди наших ребят есть такие дети?

Воспитатель.

Петь красиво всем охота,
Отличиться каждый рад.
Но бывает почему-то,
У кого-то от чего-то
Получается не в лад.

Дети одевают шапочки героев песни.

Песня-инсценировка «Мишенька-медведь» А.Г. Мовшовича

Звучит фонограмма ветра, дождя.

Музыкальный руководитель. Слышите, что это за звуки осенней природы? Спрячемся от дождя под зонтики. (Можно  под фонограмму одним детям предложить подыграть на  детских музыкальных инструментах: маракасах, колокольчиках, музыкальных треугольниках, другим – исполнить танец с зонтами)

«Танец под дождем». Сл. и муз. Ю. Верижникова (аудиокассета «Хлопайте в ладоши» М. 2005)

Музыкальный руководитель. Мы побывали в гостях у осенней природы, услышали ее звуки. Берегите природу, любите ее, и она отзовется  добром. Умейте слушать голоса природы, и ваше сердце наполнится радостью. Какое прекрасное время года – осень, просто чудная пора.

Песня  «Чудная пора – осень». Сл. и муз. Ю. Верижникова (аудиокассета  «Здравствуй осень золотая» М.2005)

Список литературы:

  1. Лазарев Программа «Здравствуй».
  2. Бугаева З.Н.  Музыкальные занятия в детском саду  2005.
  3. Анисимова Г.Н. 100 музыкальных игр для развития дошкольников 2005.
  4. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика Санкт-Петербург 2006.