Цель урока: Сформировать у учащихся знания, умения и навыки выполнения эскизов орнаментов изделий изготовленных в технике лоскутного шитья.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с разновидностью орнаментов используемых в лоскутном шитье;
- способствовать развитию эстетического вкуса и художественного воображения;
- совершенствовать ранее полученные навыки в подборе цветовой гаммы изделия;
- прививать аккуратность при выполнении графических работ.
Методы обучения: демонстрационно-объяснительный, репродуктивный.
Материальное и техническое обеспечение:
- Схема "Колориметрический круг"
- Изделия лоскутного шитья выполненные в разных цветовых гаммах, с использованием различных рисунков и мотивов орнаментов.
- Компьютеры, мультимедийный проектор.
- Карточки– задания.
- Презентация: "Геометрические и фантазийные орнаменты в лоскутном шитье"
- Плакат: "Классификация цветовых гармоний".
Ход урока
I. Организационный этап
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы урока, цели и задач, запись в тетрадь.
II. Актуализация знаний учащихся:
Задание: Изучая технологию и изобразительное искусство, вы уже встречались с понятиями: орнамент, ритм в орнаменте, мотив, композиция.
Найдите соответствие? |
|
1. Орнамент | 1. Повтор в пространстве или во времени одинаковых элементов (мотивов) через интервалы. |
2. Мотив | 2. Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или других изобразительных элементов. |
3. Композиция | 3. Повторяющийся декоративный элемент |
4. Ритм | 4. Построение художественного произведения… |
Ответ: 1–2; 2–3; 3– 4; 4–1.
Вопрос: Какие виды орнаментов вам известны?
Ответ: Растительные, геометрические, фантазийные, геральдические, зооморфные (животные) т.д.
Задание: На парте лежат карточки с изображением изделий, при изготовлении которых использованы названные вами орнаменты. Подпишите под изображениями, какой вид орнамента здесь использован?
Вопрос: Как вы считаете, из чего состоит орнамент любого из этих изделий?
Ответ: Из форм и цветовых сочетаний.
III. Изучение новых понятий и способов действия:
1. Цветовые сочетания тканей в лоскутном шитье.
Строгих правил в подборе цветовых сочетаний тканей в лоскутном шитье нет, все зависит от вашего вкуса и восприятия цветовой гаммы. Обратимся к "Колориметрическому кругу". Как известно, он может состоять из 6, 12, 18 и 24 секторов.
Вопрос: Какие цвета называют хроматическими и ахроматическими?
Ответ: Хроматические – все цвета радуги, ахроматические – серый, белый, черный.
Вопрос: Из каких цветов хроматических или ахроматических состоит колориметрический круг?
Ответ: Из хроматических, то есть всех цветов встречающихся в природе.
Вопрос: Определите, по колориметрическому кругу, расположение гармонирующих цветов?
Ответ: В круге гармонируют все цвета расположенные через один цвет друг от друга. Близко расположенные цвета будут давать мрачные или слишком яркие сочетания. Интересные сочетания получаются из контрастных цветов расположенных в круге напротив друг друга, примеры таких сочетаний можно наблюдать в природе. Действуют успокаивающе сочетания, возникающие от тонов, переходящих от одного к другому, например, красный – розовый – алый – пурпурный.
"Классификация цветовых гармоний " (По системе Теплова и Шебарова), поможет определить гармоничность цветовых сочетаний, количество цветов тканей которые можно сочетать в одном лоскутном изделии.
Цветовая гармония может быть:
Одноцветной – т.е. строится на сочетаниях одного цвета, но разных его тонов (такое цветовое решение лоскутного изделия возможно, в случае если соседствуют яркий тон с бледным); полярной – т. е. строиться на сочетании теплых и холодных цветов;
Трехцветной – когда сочетаются три цвета; многоцветной – когда сочетаются много цветов.
Все рассмотренные цветовые гармонии и сочетания можно применить в лоскутном изделии.
Планируя изготовление изделия необходимо учитывать:
- Цветовые сочетания в изделии могут быть пастельными или очень яркими, но не должны сливаться в один цвет, в этом случае орнамент потеряет свою актуальность и декоративность. (Демонстрация изделий в пастельной и яркой гамме.)
- Насыщенность цвета не зависит от размера лоскута. Маленький красный лоскуток будет выделяться сильнее синего большого т.к. теплые цвета выделяются больше, чем холодные, исключение будет составлять соотношение насыщенного синего цвета и очень бледного оттенка какого– либо теплого цвета. (Демонстрация изделий)
- Можно состыковать ткани с различными рисунками, разных расцветок, но необходимо следить за тем, чтобы лоскуты с мелким рисунком соседствовали с деталями с более крупным рисунком или и те и другие перемежались однотонными лоскутами. (Демонстрация изделий)
- Подбирая цветовую гамму будущего изделия, учитывайте цветовые сочетания и стиль комнаты, для украшения которой оно изготавливается.
2. Орнаменты изделий.
Практически все виды орнаментов применимы в лоскутном шитье.
Объяснение сопровождается компьютерной презентацией: "Геометрические и фантазийные орнаменты в лоскутном шитье".
Мотивы геометрических орнаментов: применяются в "печворке", изделия которого изготавливаются путем сшивания машинным или ручным способом отдельных лоскутков (квадратных, треугольных, прямоугольных, шестиугольных, ромбовидных и т.д.) имеющих припуски на швы.
"Сруб", "Колодец", "Американский квадрат".
(Данный мотив имеет несколько названий)
Композиционное решение лоскутного изделия в данной технике может представлять собой однократное использование и неоднократное повторение как одного и того же, так и разных мотивов.
Мотивы геометрических орнаментов используются и в другой технике лоскутного шитья имеющей название "йо-йо" или "маргаритка", основным элементом, которой является – круг. Подобная техника лоскутного шитья использовалась мастерицами Тульской губернии в XIX веке при изготовлении крестьянской праздничной одежды.
Рис. 7
Фантазийные, геральдические, зооморфные, растительные и т.д. орнаменты: применяются в аппликации, мозаике.
- В аппликации может применяться рисунок любого характера.
- В мозаике применяются как геометрические формы (квадратные, треугольные, круглые), так и произвольные (неопределенные) формы лоскута.
IV. Учебно-тренировочный этап.
(Учащиеся работают за компьютерами, используя программы – Word, Paint или на альбомных листах с использованием принадлежностей для рисования и черчения.)
Задание: Придумайте и нарисуйте или составьте на компьютере эскиз орнамента к подушечке-"думочке " выполненной в лоскутном шитье.
V. Заключительный этап:
Учащиеся анализируют свою работу, выявляют ошибки, говорят о способах их устранения. Учитель комментирует объективность оценивания результатов учащихся, выставляет оценки в журнал.